Открытый урок Стилизация в натюрморте

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Чердаклинская детская школа искусств




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ

« ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ »




Разработала:
Абрамова Елена Вениаминовна,
преподаватель художественного отделения
МОУ ДОД ЧДШИ
(высшая квалификационная категория)


Чердаклы
2014
Паспорт открытого урока
Тема урока: Декоративная стилизация в натюрморте.
Учебная дисциплина: живопись.
Класс: 4.
Специальность: художественное отделение.
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных умений и навыков.
Вид урока: беседа и практическая работа.
Методическая цель урока: модификация своего прежнего опыта.
Цели образования: Познакомить учащихся с декоративными натюрмортами, научить работать в манере декоративной живописи.
Материально-техническое обеспечение урока: для преподавателя – репродукции картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере (приложение 1), музыкальный ряд: инструментальная музыка спокойного характера; для обучающихся – мольберт, бумага (формат А2 – А3), карандаш, ластик, банка с водой, кисти, краски по выбору учащегося (акварель, гуашь), фломастеры, гелевые ручки.
Методы обучения: рассказ, показ иллюстративного материала, показ основных приёмов работы.
Межпредметные связи: рисунок, станковая композиция, прикладная композиция,, история изобразительного искусства, литература.
Стандарт образования: используя полученные знания, по окончании первого занятия учащиеся должны выполнить рисунок натюрморта, по окончании второго занятия – выполнить натюрморт в манере декоративной живописи.
Подпись преподавателя: ____________________/Е.В.Абрамова/

Технологическая карта урока

Этапы урока
Дидактическая цель
Метод обучения
Методическое обеспечение
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Хронометраж (ориентировочно)

1
Организационный момент.

Беседа
Репродукции картин известных художников (в том числе видеоматериалы) Музыкальное сопровождение
Проверка готовности учащихся к занятию.
Подготовка к занятию
2-3 мин

2
Сообщение темы и цели занятия
Знакомство детей с основной темой занятия


Изложение нового материала, с использованием репродукций картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере

2-3мин.


3
Основная теоретическая часть
Изложение нового материала.
Беседа, показ репродукций, вопросы


Ответы на вопросы, обсуждение предложенной темы.
20-25 мин.




Изложение практического задания.
Беседа

Изложение цели практического задания
Слушание
2-3 мин.




Анализ натуры
Диалог с учащимися, опрос

Опрос
Ответы на вопросы
2-3 мин.




Выбор учащимися места для работы, подготовка к выполнению задания


Руководство организацией рабочих мест
Организация своего рабочего места, подготовка к практической части занятия
7-10 мин.


Перерыв

10 мин

4
Основная практическая часть
Изучение натурной постановки
Беседа, опрос
Репродукции картин известных художников. (в том числе видеоматериалы) Музыкальное сопровождение
Опрос, диалог с учащимися.
Ответы на вопросы, выбор вариантов решения поставленных задач.
10-15 мин



Компоновка изображения предметов композиции в карандаше
Показ, беседа

Показ, дифференцированная помощь каждому учащемуся
Самостоятельная работа учащихся
25-30 мин


Перерыв

10 мин



Работа тоном
Показ

Показ, дифференцированная помощь каждому учащемуся
Самостоятельная работа учащихся
30-35 мин

5
Заключительная часть
Подведение итога занятия, анализ.
Анализ

Проверка выполненных работ
Размещение работ для просмотра, обсуждение работ
7 - 10 мин.



Домашнее задание
Задание для самостоятельной (внеаудиторной) работы – выполнение декоративного натюрморта
3 - 5 мин

План - конспект открытого урока

« ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ »

Программное содержание:
Познакомить учащихся с декоративными натюрмортами, написанными знаменитыми художниками в разной манере. Стилизация в декоративном натюрморте, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, работают на одну идею. Способы трансформации формы. Выполнение работы «Декоративный натюрморт»

Оборудование и материалы:
- репродукции картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере: А.Матисс, Р.Фальк, А.Лентулов, А.Дерен, П.Пикассо, Ж.Брак, И.Машков, М.Сарьян, П.Гоген, А.Куприн.
- мольберт, бумага (формат А2 – А3), карандаш, ластик, банка с водой, кисти, краски по выбору учащегося (акварель, гуашь).

Ход занятия:
Перед проведением занятия готовятся репродукции картин знаменитых художников: А.Матисса, А.Дерена, П.Пикассо, И.Машкова, М.Сарьян, А.Куприна.

Темой нашего сегодняшнего занятия является «Декоративная стилизация в натюрморте». Сегодня мы с вами вспомним о понятии «натюрморт», рассмотрим, как решали вопросы декоративной стилизации в натюрморте знаменитые художники, на примере репродукций их картин. Поговорим о способах декоративной стилизации в натюрморте. Затем вам предстоит практическая работа по закреплению темы нашего занятия.

Прежде, чем говорить о новой теме нашего занятия, давайте вспомним, откуда произошло слово «натюрморт»?
Слово «натюрморт» произошло от итальянского «natura morta», что означает «мёртвая природа» или постановка неоживлённых предметов, объединенных в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объектов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Высшей степенью мастерства следует считать такое творчество, при котором художник может сразу на плоскости картины вообразить композицию, которая, обладая достаточной пространственной глубиной, хорошо вписывается в плоскость.
Вы, конечно, знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа – одной идеи.
Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно идее построения композиции. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, используя пастельные цветовые сочетания и мягкий рисующий контур или взять за основу рубленные прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность, повод для переработки и стилизации.


Способы трансформации формы:
Можно округлить или вытянуть форму предмета, круглую форму заменить на квадратную и наоборот;
Изменить соотношение пропорций как внутри одного предмета, так между несколькими;
Предметы можно двигать, менять их местами, подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя их в сторону;
Можно условно показать перспективу в натюрморте, где все предметы должны работать на выявление выразительности композиции.
Можно увеличивать и уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки, но главное сохранить суть и узнаваемость постановки, меняя лишь тональные отношения.
Можно сохранить цветовой колорит постановки, меняя лишь тональное отношение.

Возможностей для декоративной стилизации в натюрморте много, но любой натюрморт должен быть уравновешен. Возможно членение плоскости на неравные части. Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Важно обращать внимание на пластику форм, их выразительность и декоративность.
Многие знаменитые художники работали в декоративной манере. Мастера фовизма шли по пути выявления декоративно – экспрессионических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Это направление так назвали от французского слова fauve- дикий, за яркие, кричащие краски, которые придавали «дикий вид». Главным у художников этого направления было выразить свои чувства и настроения. Основным художественным средством является цвет.
Крупнейшими представителями фовизма являются Джордж Руо, Андре Дерен, Альберт Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез. Главным из них был Анри Матисс (1869-1954гг). В жанре натюрморта известны «Голубой горшок и лимон», «Ваза с подсолнухами», «Посуда на столе», «Посуда и фрукты».
Андре Дерен (1880-1954гг) в своих натюрмортах подчеркивает конструкцию вещей, желая выявить объемность предметов. В натюрморте «Стол стулья» - различимы влияния кубизма.
Другим направлением в искусстве является кубизм. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века. Представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. П.Пикассо создал серию натюрмортов – «Кларнет и скрипка», «Гитара и скрипка», «Натюрморт из плоских цветовых пятен»
Под влиянием фовистов и кубистов наш русский художник Илья Машков (1881-1944гг.) написал свои натюрморты – «Натюрморт с хлебами и тыквой», «Натюрморт с веером», «Снедь московская». Он добивался звучности цвета, допуская самые смелые колористические сочетания.
В свою очередь очень декоративны по колориту натюрморты армянского художника Мартироса Сарьяна (1880-1972гг.). Чтобы сделать более звучным, он усиливает свет. М.Сарьян строит свои композиции двухмерно на одной плоскости, как Поль Гоген и Анри Матисс. Люди, животные, деревья, фрукты, цветы никогда не теряют под его кистью своих исконных отличительных очертаний – «Осенний натюрморт», «Цветы», «Натюрморт».
Много работавший в области натюрморта Александр Куприн (1880-1960гг.), в период с 1910по 1920г. Был увлечен кубизмом. В своих натюрмортах он сочетает декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру. Это «Натюрморт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет». В конце жизни в творчестве А.Куприна усиливаются реалистические тенденции.

Сегодня я рассказала о возможностях в декоративной стилизации натюрморта, познакомила вас с некоторыми, наиболее яркими художниками, ставшими классиками, которые работали в декоративной манере, мы вместе познакомились с некоторыми их работами.

А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу. Вам необходимо выполнить декоративный стилизованный натюрморт с большим количеством предметов с натуры, можно выполнить в стиле известного художника, из рассмотренных нами ранее. Необходимо правильно расположить предметы в сложной композиции. Для достижения равновесия можно использовать членение плоскости на части. Цветовое решение в контрастно – дополнительных цветах, верно распределяя цветовые акценты. Вам необходимо увидеть красоту и довести её до единой стройной системы, используя накопленные знания и творческий потенциал.

Предлагаю вам выбрать место для выполнения задания, подготовиться к практической работе.
Перед вами натюрморт с большим количеством предметов и драпировкой. Внимательно изучите постановку, рассмотрите форму каждого предмета с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею.






Практическая работа.

Практическую работу можно начать с выполнения графических поисков композиции натюрморта, разделив лист (форматом А4) на 6 частей. Наиболее удачный вариант следует перенести на лист (формата А3 - А2). Уточнить форму предметов, после чего начать работу тоном. Не забудьте, что цветовое решение должно быть решено в контрастно – дополнительных цветах (в ходе выполнения практической работы учащимися необходимо следить за поэтапным выполнением задания, делать необходимые поправки.)
Перед началом выполнения работы в цвете, предлагаю сделать небольшой перерыв, а затем продолжить работу.
В конце занятия предлагаю учащимся выставить свои работы для просмотра.
Детям предлагается совместно оценить проделанную работу, выявить наиболее удачные варианты декоративной стилизации натюрморта, выполненной учащимися. Затем оглашаю учащимся оценки.














Список используемой литературы:

Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008
Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996