Статья Метод учебного проекта как средство развития творческой самостоятельности учащихся

Суворова Г.К., учитель в\к
МАОУ СОШ№7
С. Патруши Сысертского района

Метод учебного проекта как средство развития творческой самостоятельности учащихся
В статье дается обзор технологических и методических приемов, которые использованы учителем литературы в урочной и внеурочной деятельности для привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.
Ключевые слова: учебный проект, интерес к творчеству, самореализация, ИКТ - технологии.

Главная задача учителя, какой бы предмет он не преподавал, - научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учащихся в творческий процесс поиска знаний, открыть возможности самореализации личности ребёнка. К открытию истин каждый ученик должен идти своим путём, иногда путём неудач и прозрений. М. Бахтин утверждал: « Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной».
Организация внеклассной работы через проектную деятельность как раз и направлена на развитие познавательной , творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся, развитие у них навыков творческой самостоятельности.
Ещё в 2008 году в нашей школе членами методического совета для координации деятельности педагогов школы по внедрению в образовательный процесс была разработана Программа деятельности школьной проектной лаборатории и организована реализация этой программы. Школьная проектная лаборатория в школе живёт до сих пор. Ежегодно в 4 четверти проводится проектная неделя, которая завершается фестивалем лучших проектов учащихся по всем образовательным областям. Участие принимают ученики в 1 по 11 класс. Естественно, в начальной школе это проекты или коллективные, выполненные под руководством учителя, или индивидуальные , но с обязательным участием родителей. К старшим классам уровень самостоятельности растёт.
Организации проектного обучения во внеурочной деятельности осуществлялся в нашей школе в рамках кружков, элективных курсов, свободной самостоятельной деятельности, научного общества учащихся, школьной газеты .
Изучение теории и практики применения метода учебного проекта играет очень важную роль в правильной организации деятельности учащихся при выполнении проекта. В школе создан пакет материалов , куда входят требования к учебным проектам, критерии оценивания проектов, визитные карточки проектов, советы руководителю проекта (учителю). Дети знакомятся с планом работы над проектом, на основании которого составляют свой план действий.
Руководителю проекта необходимо выполнять основные требования к использованию метода проекта, а именно: а) проблема, решаемая в ходе выполнения проекта, должна быть значимой в исследовательском плане, требовать интеграции знаний для её решения, результаты должны иметь практическую значимость; в) проектная деятельность предполагает обязательную самостоятельную деятельность учащихся ( индивидуальную, парную или групповую); г) соблюдение этапов выполнения проектов.
Учащиеся моих классов разработали и реализовали ряд проектов как индивидуальных, так и коллективных . Уже в 5-6 классах мои ученики работали над коллективными проектами. Большое значение уделялось выбору темы проекта. Важно, чтобы тему , цели и задачи проекта учащиеся сформулировали сами, тогда им интереснее работать над проектом и при подведении итогов работы по этапам они с увлечением принимают участие в обсуждении. Первые проекты мы выполняли для краеведческой конференции. Ребят увлёк проект «Рассказывают ветераны». При реализации этого проекта ученики разделились на творческие группы:
Исследователей
Краеведов
Редакторов материалов
Художников
Каждая группа наметили план работы своей группы. Учащиеся собрали богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, распределили по разделам, подготовили фотографии и рисунки по теме. Отдельная группа готовила компьютерную презентацию для краеведческой конференции. Данный проект занял первое место в школе и участвовал в районной краеведческой конференции. В результате ученики поверили в свои силы, раскрепостились и на следующий год уже сами предложили тему для коллективного проекта : создание сборника воспоминаний женщин –землячек о годах войны, условно обозначив его названием «У войны не женское лицо». Работа над этим проектом началась с посещения школьного музея, так как ученика хотели знать, а какие материалы о землячках уже есть в музее, как строить дальнейшую работу. В ходе реализации проекта ученики прочитали книги С. Алексеевич «У войны не женское лицо» , провели сравнительный анализ фактов, приведённых в книге и услышанных в беседах в фронтовичками. Данный проект также был успешно выполнен.
Учащихся старших классов больше привлекали проекты , связанные с изучением литературы и русского языка . Высокий навык самостоятельности исследовательской работы учащиеся показали при выполнении проекта « Язык современных шлягеров и речь школьника». Проект выполняли учащиеся 11 класса, которые уже владели основными умениями по учебному проекту. Группа исследователей проанализировала более сотни текстов современных шлягеров на предмет использования авторами вульгаризмов и других отклонений от норм литературного языка. Группа социологов провела анкетирование учащихся « Как вы относитесь к использованию в текстах песен вульгаризмов?». Ещё одна группа провела сопоставительный анализ тестов английских песен и русских шлягеров на частоту использования нелитературных слов. Каждая группа представила результаты своей работы в форме компьютерной презентации. Качество представленных материалов было высоким. По окончании работы над проектом мною было проведено анкетирование «Что мне дала работа над данным проектом».
Учащиеся отметили:
-проект интересен потому, что выполняли самостоятельно , иногда прибегая к помощи руководителя;
-над проектами нравится работать , так как эта деятельность учит:
правильно распределять время;
анализировать собственные действия;
рассматривать проблему с разных точек зрения;
всё доделывать до конца;
представлять перед сверстниками результаты своего труда.
Данный проект представлен был на школьном фестивале проектов.
Интересный проект выполнили ученики 9А класса (2009 год) «Сокровища малахитовой шкатулки в легендах, сказках и сказаниях». Тема данного проекта появилась неожиданно и по инициативе детей. Во время Бажовской недели в школе была организована выставка поделочных камней, которые собрали члены кружка геологов нашей школы (руководитель учитель географии Корелина Н.В.). Корелина Н.В. на выставке встречала детей в костюме Хозяйки Медной горы. Учащимся были показаны камни и задан вопрос « А в каких сказах П.П. Бажова встречаются эти камни ?» Ребят заинтересовал это вопрос, и они решили перечитать сказы П. Бажова, найти названия камней, как они описываются, какие приметы и легенды с ними связаны. В результате получился серьёзный проект. Дети по группам собирали различный материал по теме проекта , а именно: а) о поделочных камнях, которые использовались мастерами Урала ; б) сказки и сказания народов Урала, где упоминаются названия драгоценных и поделочных минералов; в) прочитали и проанализировали сказы П.П. Бажова и местного создателя сказов Л.В. Заварзина; г) посетили музей П.П. Бажова; побывали на родонитовом месторождении в д. Седельниково Сысертского района; д) собрали сказки и легенды о камнях и других народов мира. В ходе работы над проектом учащиеся сами попробовали писать сказы. Представляем один из сказов, он посвящён ценному минералу, который добывался у нас в Сысертском районе.
Чёрные капли
Жил недалеко от Сысертских дач охотник. Очень удачлив он был. В любую пургу-непогоду бывал с добычей. Да не простой , а золотой и платиновой. Выстрелит в белку –глядь: крупка золота заместо белки лежит, стрельнет в белку – золотник платины.
А вся тайна его была в ружье: когда-то на дальнем походе спас от беды неминучей какого- то дедушку-лесовичка. Вытащил его из урёмы-болота. В благодарность и заговорил дед-лесовик его ружьё на верную удачу. Но предупредил:» Бери - что схочешь, неси – сколь сможешь, ешь – сколь надо».
Время шло. И забыл про слова старика охотник. Стал в лесу беспредельничать: брал добычи больше. Чем на житьё-бытьё ему надо. Вот идее раз по лесу. Долго бродил –нет добычи. Вдруг заметил6 в кустах зверь какой-то зашевелился. Схватил охотник ружьё да дуплетом стрельнул два раза. Побежал к кустам на добычу посмотреть, а там детушки его , дочка Кланя да сынок Степаха , лежат, видно, собирали в кустах сладку ягоду-малину. Хотел охотник прижать к себе детушек, а они враз превратились в мелкий песок из золота и платины. Схватил горсть драгоценного песка отец да взвыл от горя. Покатились из его глаз горючие чёрные слёзы, которые превращались в какой-то неизвестный металл тёмно-серого цвета . Вот так наказан был охотник за свою жадность.
А добытчики золота находили этот минерал всегда там, где были россыпи золота и платины. Сперва откидывали в сторону. Но потом прознали, что это за металл и стали собирать эти горючие слёзы отца-убийцы. Прозвали этот минерал в те годы сысертскитом, а ныне это ценный минерал иридосмином прозывается, и идёт он на изготовление хирургических инструментом и высоко ценится.
Работа получилась объёмной и очень познавательной. Защита проекта получила наивысшую оценку.
Все проекты, разработанные учениками, используются педагогами и учениками для уроков и во внеклассной работе. Например, интегрированный проект «Лапти как символ национального самосознания русского самосознания» ( группа учащихся 7Б класс, руководители учитель русского языка Суворова Г.К. и учитель технологии Прямикова Е.А.) был представлен на районной конференции и рекомендован для участия в областном форуме. Работали над этим проектом учащиеся в течение целого учебного года. Были переработаны многие источники о производстве лаптей, найдены пословицы, загадки, частушки о лаптях , собраны сказки о лаптях. Особое впечатление на детей произвели встречи с местными жителями, которые показали, как лапти изготавливали, как их носили. Сами дети под руководством учителя технологии изготовили образцы лаптей из почтовой бумаги. И образцы лаптей, и лапти, подаренные местными жителями , и весь литературный материал переданы в школьный музей.
На школьном фестивале проектов принимали участие следующие работы учащихся : 2009 г.- «Язык современных шлягеров и речь школьников» (10 класс), 2010 г.- «Псевдонимы писателей» ( 9 класс), «Сокровища малахитовой шкатулки в легендах, сказках и сказаниях» ( 9 класс) , 2012 г - « Влияние языка мультфильмов на речь учеников нашей школы» ( 7 Б класса). В 2013 году учащиеся 8 Б класса разработали проект « Влияние языка Интернет на речь учащихся нашей школы». Выставка по материалам данного проекта оформлена в рекреации школы, дети выступили перед учащимися основной школы .
При использовании учебного проекта преподавание предмета носит творческий характер. Способствует появлению новых идей, формирует у учащихся интерес к самопознанию и самореализации. В итоге учащиеся приобретают не только полноценные знании, но и опыт творческой самостоятельной деятельности. В проектной деятельности в конечном итоге формируется личностный опыт ученика, а это важнее и предметных знаний, и проектных умений.


Литература

Бахтин М.М. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].  М., 1979
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения// Директор школы, 1995. № 6. 1996.
Русский язык.10-11 классы. Исследовательские работы. Составители Т.М. Амбушева и др. Волгоград: «Учитель»,2009 Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998.

15