Урок по литературе Чичиков – это беда или надежда России?


Тема урока:
Чичиков – это беда или надежда России?
(По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
И хоть бы одна душа заговорила во всеуслышанье! Точно как бы вымерло всё, как бы в самом деле обитают в России неживые, а какие-то мёртвые души. И меня же упрекают в плохом знанье России!
(Н. В.Гоголь)
Цели: 
1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика; обучать анализу художественного образа;
2. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
3. Воспитывать в каждой личности  необходимость  вырабатывать своё мнение.
Оборудование урока: портрет Н. В. Гоголя, текст поэмы «Мёртвые души», презентация по теме урока, фрагмент художественного фильма «Мёртвые души», фрагмент док. фильма
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя: «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя», - сказал Н.Г.Чернышевский.
- Да, без Гоголя трудно себе представить русскую литературу. Однако Н.В.Гоголь – это один из самых сложных писателей  мира. Его судьба – литературная и житейская – потрясает нас своим драматизмом. Противоречия раздирали его сознание и творчество. В своих произведениях он сознательно разоблачал порядки, которые насаждал несправедливый  общественный строй  России. Своё самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал «Мёртвые души» и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Поэтому его поэма — одно из самых загадочных произведений литературы XIX века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно-философский смысл.
      Что может дать пользу душе, а что вред?
И одно из таких произведений – поэма «Мёртвые души», главный герой которого – Павел Иванович Чичиков.
«Вовсе  не губерния и не  несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают,  есть предмет «Мёртвых душ» ( Н.В.Гоголь ).
-А что же? Кто же является предметом  поэмы? Может быть, Чичиков?
«Мёртвые души» потрясли Россию… «Мёртвые души» – удивительная книга,горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный» ( А.И.Герцен).
- Не безнадёжный  упрёк? А на  что  или  на кого  надежда?
Может быть, надежда на Чичикова?
Хотя герой В.М.Шукшина, когда знакомится с поэмой, задаётся вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова везут. Ёлкина мать!..вот так троечка!..Русь-тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке – прохиндей, шулер». Так кто же Чичиков:
Тема нашего урока – «Чичиков – это беда или надежда России»?
Цель:
Выяснить : кто же Чичиков - беда России: прохиндей, шулер, мошенник…? Или надежда России: предприниматель, спаситель…?
2. Повторение материала
Не позабавить  читателя, а потрясти его ужасом хотел автор.
- Чичиков скупал  мёртвые души – умерших крестьян – для чего?
- У кого скупал?
- Назовите помещиков.
- Какие типичные черты в их образах отразил Гоголь? Какие пороки человеческой личности?
Манилов – мечтательность, бездеятельность, пустословие.
Коробочка – ограниченность взглядов, тупость, скопидомство
Собакевич – грубость, злословие
Ноздрев – развязанность, несерьезность, легкомысленность
Плюшкин – скупость, жестокость
3. Работа с текстом
- А теперь посмотрим внимательно на  загадочного Павла Ивановича Чичикова.
Павел… Кто он?
1)   Апостол Павел посещал мучающихся в аду грешников (апокриф «Хождение апостола Павла по мукам»)
2)  Из поэмы «Мёртвые души»: «Приезжий во всём как-то умел найтиться… О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его…»
-Прокомментируйте, как вы это поняли?
(Подобные характеристики Чичикова прямо ассоциируются со словами апостола Павла в Первом Послании в Коринфянам: «Для Иудеев я был как Иудей…».  К этому можно добавить, что не только Павел, но и все апостолы, преодолевая вавилонское смешение языков, получают от Святого Духа способность обращаться со словом истины к любому народу, в чём и выражается идея единения всего сущего в Боге.)- Именно в общении с Чичиковым все отрицательные черты героев проявляются ярче. Он подстраивается под манеру поведения каждого. Приведите примеры.
 - Как пришла Чичикову мысль о покупке  мёртвых душ? Какой человек на такое оказался способен.
4. Работа с образом главного героя.
- Какие же черты характерны для самого Павла Ивановича?
изобретательный
(Составление схемы «Образ Чичикова»)
мошенник

находчивый
хозяин
предприниматель
Волевой человек
изворотливыйнапрохиндейплут

шулер

непривередливый

Ничем не гнушается

- В каких эпизодах проявились эти черты? ( аферы, в которых участвовал Чичиков)
5. Работа с видеофрагментом.
- Можно ли в наше время – время рыночной экономики и предпринимательства - обойтись без этих качеств?
- А встречаются ли сейчас герои, подобные Павлу Ивановичу?
(Просмотр фильма о современных аферистах – 5 минут)
- Какие ощущения возникли? Дайте ваш комментарий увиденному.
- Откуда берется подобный тип людей, как формировался характер Чичкова? ( детство Чичикова, учеба в гимназии – чтение эпизодов 11 главы)
- Что вы скажете по поводу следующей мысли Гоголя, которую он вложил в уста Муразова, героя второго тома «Мертвых душ»?
«Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»
- Что же произошло с человеком? Почему вроде бы хорошие качества превратились в отрицательные? ( душа мертвая)
- Можно ли этого избежать? Что делать? ( оживить душу – ведь она бессмертна!)
- Но как это сделать? Ответ мы найдем у самого Гоголя!!!
6. Исследовательская работа (индивидуальное задание - анализ писем Гоголя . Цель: выявить сходства писателя с его героями )
        Гоголь считал свой труд над «Мёртвыми душами» неразрывным с внутренней работой над собой, о чём писал в письмах друзьям. В письме Плетнёву в октябре 1843 года есть такие слова: «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого, и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений». А в июле 1844 года он писал Языкову: «Ты спрашиваешь, пишутся ли "Мёртвые души"? И пишутся и не пишутся <...> Я иду вперёд — идёт и сочинение, я остановился — нейдёт и сочинение». Эта работа была необходима Гоголю, так как он понимал огромную ответственность писателя за своё слово и то влияние, которое оно окажет на других.
Об автобиографичности своих героев автор писал в «Четырёх письмах по поводу "Мертвых душ"»: «С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага»
- Обратимся к ранним письмам автора и сопоставляем образы помещиков с фактами биографии Гоголя. В «Четырёх письмах по поводу "Мёртвых душ"» находим, что писал Гоголь об этом произведении: «<...> герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения — история моей собственной души» .
1) Письмо к матери от 1 октября 1824 года «Позвольте, дражайшая ма-минька! Позвольте поздравить вас с днём Ангела вашего, с сим блаженнейшим днём для каждого нежного и благодарного сына. Ваша родительская любовь и нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, — всё сильнее побуждают меня приняться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность»
2) Воспоминания о писателе Л.Арнольди: «Гоголь очень любил и ценил хорошие вещи и в молодости, как сам он мне говорил, имел страстишку к приобретению разных ненужных вещиц: чернильниц, вазочек, пресс-папье и проч.». В «Мёртвых душах» отразилась также привычка Гоголя, переданная героям многих его произведений, узнавать многое через слуг. Л.Арнольди вспоминал об этом: «Покуда мы обедали, он всё разговаривал с половым, расспрашивал его, откуда он, сколько получает жалованья, где его родители, кто чаще других заходит к ним в трактир, какое кушанье больше любят чиновники в Малоярославце и какую водку употребляют, хорош ли у них городничий и тому подобное. Расспросил о всех живущих в городе и близ города...» Чиновники города NN узнавали о Чичикове «посредством лакейских знакомств».   
3) Письмо Жуковскому Гоголь описывал опустевшую комнату: «Мне всё кажется, что из неё кто-то на минуту выехал или выезжает, что наполовину уложенный чемодан стоит посередине, по всем углам клоки обвёрточной бумаги, верёвочек...»
4) В 1830 году Гоголь был вовлечён в хлопоты о доме в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как можно больше экономии, и вместе с тем, чтобы дать постройке лучший вид.: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства...»
Таким образом, перед нами судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земля, подчас горькая и скучная дорога..   6. Николай Васильевич через поэму говорит о тех пороках, которые есть не только у героев произведения, и у него. Но и сам указывает путь избавления от них! Как?   Ответ на вопрос мы найдем в стихотворении Гоголя «Песня молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице», в которой и находится ключ к разгадке авторской тайны:
К тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
 Лицо слезами омывая,
 Услышь меня в сей скорбный час.
Прими мои теплейшие моления,
 Мой дух от зол и бед избавь,
 Пролей мне в сердце умиление,
 На путь спасения наставь,
Да буду чужд своей я воли.
Готов для Бога всё терпеть;
 Будь мне покровом в горькой доле,
Не дай в печали умереть.
Ты всех прибежище несчастных.
За всех молитвенница нас!
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.
 Когда заменит вечность время,
Глас трубный мёртвых воскресит,
И книга совести всё бремя
Грехов моих изобличит!
 Стена ты верным и отрада:
К Тебе молюся всей душой.
Спаси меня, моя Отрада.
Умилосердись надо мной.
- Каков же этот путь? 
Итоги урока.
«Гоголь знал, что книгу допишет время…(Е.Ю.Полтавец)
Итак, попробуем ответить на вопрос : кто же Чичиков и ему подобные – зло или надежда России? (бездуховные люди с его чертами нанесут вред , а чтобы эти черты стали для человека положительными, необходимо духовное и нравственное самосовершенствование)  
 Поэма «Мёртвые души» — это книга совести. Для нас очень важно это открытие, потому что это начало нашего нового диалога с Н.В.Гоголем... Дерзайте, читайте, мыслите, будьте живыми душами... “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения,не оставляйте их на дороге, не подымете потом!” Чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть своё «оскотинившееся лицо», надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему
Домашнее задание:  эссе «Чичиков – это беда или надежда России?»
- скажите, кто же УМЕР в каждом из них?
Манилов – миротворец, дипломат;
Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло;
Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества;
Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина
Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности.
Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко , ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем.