«Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни посредством приёмов саморегуляции»


МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изуением отдельных предметов».
Мастер класс
учителя начальных классов
Гайфуллиной Зульфии Нуримановны «Формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни посредством приёмов саморегуляции»
Цель: научить применять здоровьесберегающие технологии на разных этапах уроках и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
1.Раскрытие значения психоэмоционального напряжения и приёмов
саморегуляции
2 .Обучить различным способам саморегуляции.
3. Развивать навыки формирования произвольного контроля.
4. Повысить роль здоровьесберегающей технологии на уроках.
Формы и методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, дыхательная гимнастика, игровые упражнения.
Ход мастер класса
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Внедрение в систему российского образования новых ФГОС предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
В здоровьесберегающих технологиях используют 4 группы приемов: защитно-профилактические ( личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализирующие ( физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура, массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);стимулирующие ( элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фототерапии и др. ); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам). Мы рассмотрим психогимнастику. ( 5 мин)
В начале мастер класса я хочу провести небольшой эксперимент. Напишите
В воздухе свое имя и фамилию, стараясь выполнить красиво.
- Какие ощущения испытывали вы при выполнении этого задания? (Обсуждение мнений …. т.е дискомфорт)
Как часто дети испытывают неприятные ощущения при выполнении элементарных заданий , на наш взгляд. (Обсуждение мнений )- Как мы можем это заметить? (Обсуждение мнений : я часто слышу у меня не получается, грызут ручки,) Если эти эмоции накапливаются и приводят к разным негативным последствиям. Поэтому наша задача, вовремя заметить и помочь справиться с негативными чувствами. Это касается и нас учителей. Быть психологически здоровыми.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё отойти от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них
необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, используются элементы саморегуляции.
Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.
Под эмоциональным дискомфортом - понимается такое психическое состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, тревожности, мрачных предчувствий или просто неприятными эмоциональными ощущениями. (5 мин ) УЧ. Мы с вами сейчас выполним небольшое упражнение, которое позволит снять нам напряжение и восстановить энергию.
Существует разные способы снятия напряжения. Это и мышечное расслабление, правильное дыхание, Одно из них развитие позитивного мышления.
Упражнение «Тапки счастья» (5 мин.). 
Цель: Развитие позитивного мышления.
Задачи: 
Развитие навыков самопознания.
Формирование навыков позитивного восприятия мира.
 Развитие позитивной Я – концепции.
Развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Тапки счастья». У Ганса Христиана  Андерсена есть сказка с похожим названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья  подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти тапки и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы найти в ситуации, предложенной Вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».
Ожидаемый результат: Участники игры отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.  Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Упражнение «Моя аффирмация» (3 мин.).
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями, если вам она не нравится, то можете вытянуть другую, которая Вам близка».  
Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.
Способы, связанные с управлением дыханием (3 мин)
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
На следующие четыре счета задержите дыхание.
Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление.
  В гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица, возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит запустить вопросы «самоконтроля», «не сжаты ли зубы», «как выглядит мое лицо» и мимические мышцы  начинают расслабляться; Хорошо помогают упражнения на дыхание: « самомассаж», « пропевание звуков».
 Рефлексия:
Что чувствуете?
Какие ощущения возникли после расслабления?
Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных).Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе. В течение учебного года раз в четверть меняю расположение посадочного места для каждого ученика. При этом учитываю медицинские рекомендации в частности, по зрению). Будьте здоровы!