Рабочая программа внеурочной деятельности по ПДД Зеленый огонек

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Шереметьево
Вяземского муниципального района Хабаровского края




Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ с. Шереметьево
___________/Л. В. Маланина/
Приказ №___ от «__»___2014 г.










Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Зеленый огонек»
1 класс






Разработчик:
Зобнова Эмилия Николаевна











2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа «Зеленый огонек» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна: 1) количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.
2) воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 6-8 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий: работа внеурочной деятельности «Зеленый огонек» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .
Предполагаемые результаты.
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
- правила поведения на улице и дороге;
- пешеходные переходы, их виды;
- цвета светофора и правила пользования светофором;
- дорожные знаки и их виды.

К концу курса обучения учащиеся должны уметь:
- структурировать полученные ранее знания;
- пользоваться правилами поведения на улице и дороге;
- пользоваться светофором, дорожными знаками, пешеходными переходами;
- соблюдать спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях;
- оказать первую помощь нуждающемуся.
Методические рекомендации.
Программа «Зеленый огонек» предлагает создание для учащихся среды, в которой они чувствуют себя уверенно и комфортно. Этому должны способствовать комплекс методов, форм и средств образовательного процесса:
беседа;
практические занятия;
игровые формы (головоломки, конкурсы, викторины).
Смена различных видов деятельности является необходимым условием
работы с младшими школьниками.
Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
Использование игр, упражнений, задействующих слуховые, зрительные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию деть
ми информации.
Применение данных методических рекомендаций, позволяет наиболее
оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.
При работе с учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
Более глубокому, сознательному и активному отношению к практическим занятиям помогает наглядный материал.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1
Рабочие тетради «Светофорик».
К

2
Дидактические материалы.
К

3
Методические пособия и книги для учителя.
Д

2. Печатные пособия

1
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Д

2
Демонстрационный и раздаточный материал.
Д/П

3. Технические средства обучения

1
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Д

4. Экранно-звуковые пособия

1
Видеофрагменты по темам занятия.
Д

2
Слайды соответствующего содержания.
Д

3
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Д

5. Игры и игрушки

1
Игра «Пешеход».
К

2
Игра «Светофор».
К

6. Оборудование класса

1
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
К

2
Стол учительский.
Д

3
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Д

4
Настенная доска.
Д


Учебно-тематический план.

п/п
Разделы, темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Улица полна неожиданностей.
8 ч.
6 ч.
2 ч.

2
Наши верные друзья.
7 ч.
6 ч.
1 ч.

3
Я – пассажир и пешеход.
8 ч.
5 ч.
3 ч.

4
Это должны знать все.
10 ч.
7 ч.
3 ч.


Итого:
33ч
24 ч.
9 ч.


Содержание программы.
Улица полна неожиданностей – 8 часов.
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения. Безопасность на улице. Наша станица, где мы живём. Опасности на наших улицах. Мы идём в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Посвящение в пешеходы.
Наши верные друзья – 7 часов.
Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство и чтение дорожных знаков. Дорожные знаки – пешеходам. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Безопасный путь в школу.

Я – пассажир и пешеход – 8 часов.
Мы пассажиры личного и общественного транспорта. Зимняя дорога. Пешеход на зимней дороге. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Правила пешеходов.

Это должны знать все – 10 часов.
Правила движения в колонне. Где можно играть? Если нет светофора, пешеходного перехода.



Календарно – тематическое планирование.


п/п
Тема
Всего
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия

1.
Улица полна неожиданностей.
1
1


2.
Наш город и его транспорт
1
1


3-4
Где и как переходить дорогу
2
1
1

5.
Дорога в школу
1

1

6.
Наша улица, наш район.
1
1


7.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
1
1


8.
Викторина
1
1


9.
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
1
1


10.
Сигналы регулирования дорожного движения
1
1


11.
Игра «Регулировщик»
1

1

12.
Дорожные знаки.
1
1


13.
Запрещающие знаки
1
1


14.
Предупреждающие знаки
1
1


15.
Знаки особого предписания и знаки сервиса
1
1


16-17
Опасные ситуации на дорогах
2
1
1

18.
Знай правила дорожного движения как таблицу умножения
1
1


19.
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.
1
1


20
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
1
1


21-22
Мы - пассажиры
2
1
1

23
КВН «Транспорт и правила поведения в нём»
1

1

24.
Будь внимательным и осторожным
1
1


25.
Клуб внимательных пешеходов.
1

1

26.
Про разметку на дороге.
1
1


27.
Перекрёсток.
1
1


28.
Маленькие секреты транспорта.
1
1


29-30
Дорожный этикет.
2
1
1

31
Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.
1
1


32.
Тест по ПДД
1

1

33
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»
1
1



Итого:
33
24
9












Литература.
1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998
2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985.
3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
4.Г.Н.Шевченко.Основы безопасности жизнедеятельности.Волглград,2003г
5.С.Н.Подгорная.Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.
6.Материалы газеты «Добрая дорога детства».
7.Энциклопедия «Все обо всем».
8.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
9.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.










13PAGE 15


13PAGE 14215




15