Рабочая программа по внеурочной деятельности Огонек души


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Смоленска
Обсуждено
на заседании МО
Протокол №1
от 28 августа 2014г.
Рассмотрено
на заседании методического совета
Протокол № 1
от 28 августа 2014г. Утверждено
на заседании педагогического совета
Протокол №1
от 28 августа 2014г.
Рабочая программа «Огонек души»
для учащихся 4 класса
(внеурочная деятельность)
(духовно - нравственное направление)
Учитель:
Ковалева Г.И.

2014 – 2015 учебный год
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе изучения традиций русского народа
Программа кружка «Огонёк души» является модифицированной программой, созданной на основе авторского курса «Истоки», направлена на формирование у младших школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины, под редакцией Камкина А.В.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы  духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума
Работа кружка осуществляется самостоятельно, по 2 часа в неделю. Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Программа предназначена для младших школьников, учащихся 4 классов  (10-11 лет).
Срок реализации программы – 1 год.
Форма организации занятий – групповая.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуры.
Задачи:
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
Развивать гражданское самосознание.
Приобщать детей к великому русскому искусству.
Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу.
Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Объём программы
Названия кружков Количество часов в неделю Количество часов за год Продолжительность занятия (мин)
4кл. 4кл. 4кл.
Огонёк души 2 68 40
Формы занятий: 
беседа,
дискуссия,
игра,
экскурсия,
концерт,
диспут,
исследование, 
конференция,
театрализация
Место проведения занятий
Школа
Городской парк
Городской Выставочный зал
Городская «Школа искусств»
Городской музей
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
походы в театр;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники
Прогнозируемый результат.
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
Благодаря реализации этого направления у обучающихся формируются, развиваются следующие УУД:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативных: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, участие в диалоге, совместно договариваться о правилах общения и др.
Регулятивных: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей и др.
К концу года обучения учащиеся должны
Знать:
Традиции и обычаи русского народа
Имена знаменитых людей своей Родины, своего края.
Профессии предков.
Крупнейшие художественные музеи России.
Своеобразие архитектуры и  живописи древней Руси.
Особенности и  символическую нагрузку декора народного костюма разных областей России.
Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Уметь:
Трудиться сообща, уважая личность каждого человека.
Отстаивать своё мнение, свою позицию.
Активно включаться в ситуацию нравственного выбора.
Принимать ответственность за своё решение.
Выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
Содержание
Этикет (17 часов)
Культура поведения (17 часов)
Моя Россия (17 часов)
Народность (17 часов)
Список литературы
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 10-11 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,199
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии сбалом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация: Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №3: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы: 1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.  
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень