Программа элективного курса по биологии Подготовка к ГИА для 9 класса


«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы Зам.директора по УВР
_______________/А.С.Шатилова/
МП
_________________/А.Ю.Гида/
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол №______
от «____» __________ 2011г. от «____» __________ 2011г.
Календарно - тематическое планирование
элективного курса на 2011 – 2012 учебного года
ПРЕДМЕТ биология
УЧИТЕЛЬ Краснощёкова Е.И.
КЛАСС 9
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в I полугодии: __________
Количество часов в II полугодии:__________
Всего часов: 34
Программа элективного курса
«Подготовка к ГИА по биологии».
Пояснительная записка.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» предназначен для учащихся 9 классов средней школы.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии, разработан на основе авторской программы учителя биологии Топорковой Натальи Александровны «Система, многообразие и эволюция живой природы».
Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ГИА, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА). Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
Особенности строения бактериальной клетки;
Особенности строения тканей растений и животных;
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
Введение (1 ч )Систематика живой природы. Положение о прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 10 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
строение клетки и тканей высших растений;
строение органов высших растений;
основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
многообразие и особенности строения лишайников.
Лабораторные и практические работы
Строение растительной клетки.
Строение растительных тканей.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
Строение шляпочного гриба
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
Многообразие простейших.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 5. Царство Животные.(13 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
особенности строения клетки и тканей животного организма;
многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
Строение животной клетки и тканей животного организма.
Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
Особенности строения рыб.
Особенности строения птиц связанные с полётом.
Особенности строения млекопитающих.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 6. Человек. (2ч.)
Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.
Лабораторные и практические работы
Строение животной клетки и тканей животного организма.
Внешнее строение человека
Особенности строения пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, нервной, половой, органов чувств
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 7. Эволюционное учение. (2ч.)
Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.
Лабораторные и практические работы
Развитие жизни на Земле.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 8. Заключение. (2ч.)
Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Лабораторные и практические работы
Решение вариантов экзаменационных заданий
Методические рекомендации по проведению занятий
Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА, заслушивание сообщений и докладов учащихся.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Рекомендуемая литература для учащихся:
Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.
Рекомендуемая литература для учителей:
1. Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия,2001.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4. Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО, 2005. (В помощь школьному учителю).
6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.
Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).
10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. : Мир, 1992.
12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001
Тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ГИА по биологии».
№ Тема Дата Демонстрации Фома занятия Форма контроля
Введение (1 ч )1 Введение. Государственный экзамен по биологии: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. лекция Раздел 1.Царство Растения. (10 ч.)
2 Особенности строения растительной клетки. Строение растительной клетки Л.р. № 1 Строение растительной клетки Отчет о лаб.раб.
3. Ткани растений. Растительные ткани Л.р. №2 Строение растительных тканей.
Отчет о лаб.раб.
4 Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Органы растений
Фотосинтез Сообщения учащихся, лекция 5 Особенности строения и отличительные признаки водорослей. Многообразие водорослей Сообщения учащихся, лекция 6 Особенности строения и отличительные признаки мохообразных. Строение мха кукушкина льна и сфагнума Сообщения учащихся, лекция 7 Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразныхСтроение папоротникообразныхСообщения учащихся, лекция 8 Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. Строение и цикл развития голосеменных. лекция 9 Особенности строения и отличительные признаки
покрытосеменных. Многообразие и цикл развития покрытосеменных. лекция 10 Семейства покрытосеменных растений Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые. Пр.р. № 1 Тренинги.
Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
11 Лишайники – симбиотический организм. Многообразие и особенности строения лекция Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
12 Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. Шляпочные грибы Л.р. № 3 Строение шляпочного гриба
лекция Отчет о лаб.раб.
13 Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами .Грибы-паразиты Лекция
Пр.р. № 2 Тренинги.
Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)
14 Особенности строения бактериальной клетки. Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний Бактерии Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)
15 Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. Многообразие простейших Л.р. №4
Многообразие простейших.
П.р. №3
Тренинги. Отчет о лаб.раб.
Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 5. Царство Животные.( 13 ч.)
16 Особенности строения животной клетки и тканей Строение животной клетки, ткани. Л.р. № 5 Строение животной клетки и тканей животного организма..Отчет о лаб.раб.
17 Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостныхМногообразие кишечнополостныхлекция 18 Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. Многообразие плоских червей лекция 19 Особенности строения и жизнедеятельности, круглых червей Многообразие круглых червей лекция 20 Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Многообразие кольчатых червей лекция 21 Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков Сообщения учащихся, лекция 22 Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Л.р. №6 Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
Отчет о лаб.раб.
23 Общая характеристика и классификация хордовых. Многообразие хордовых. лекция 24 Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб. Многообразие рыб. Л.р. №7 Особенности строения рыб.
Отчет о лаб.раб.
25 Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные Многообразие и развитие земноводных. Сообщения учащихся, лекция 26 Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся. Сообщения учащихся, лекция 27 Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы. Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц. Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом.
Отчет о лаб.раб.
28 Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих.
Пр. №4
Тренинги. Отчет о лаб.раб.
Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 6. Человек. (2ч.)
29-30 Обзор строения человека. Органы и системы органов. Особенности строения Раздел 7. Эволюционное учение. (2ч.)
31-32 Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция. лекция Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА
Раздел 8. Заключение. (2ч.)
33 Порядок заполнения бланков №1,№2,№3 Тренинги. Решение вариантов экзаменационных заданий
34 ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. Решение вариантов экзаменационных заданий
Итого : 34 часа; Л.р. – 9, Тренинги – 4.
Используемая литература:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2012– ФИПИ.
3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).