ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


Рассмотрено
на заседании МО
Руководитель МО
__________
«____»_____2015г Согласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ «Лицей №1
г.Усть-Джегуты им.А.М.Тебуева» _______Хубиева З.К.
«____»_______2015 г. Утверждено
Директор
МКОУ «Лицей №1
г. Усть-Джегуты им.А.М.Тебуева» ___________Т.С.Черняева.
Приказ № ___
от «___»____2015г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Органическая химия (68 часов)
10класс
Составил учитель высшей
квалификационной категории
Ткаченко Н. И.
2015-2016 учебный год
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)
для 10 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по химии (Часть ІІ. Среднее общее образование; 2010г) в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание общеобразовательного и базового уровней курса химии и предназначается для использования в 10 классах.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека.
Изучение органической химии может быть успешным только в том случае, если базируется на знаниях, которые учащиеся приобрели при изучении неорганической химии в 9 классе. Прежде всего, важны современные представления о строении атома и природе химической связи, основные закономерности протекания химических процессов и т основу построения курса химии 10 класса положена классификация органических соединений по функциональным группам; вначале рассматриваются углеводороды разных типов, включая ароматические, затем - функциональные и полифункциональные производные углеводородов. Выбранный порядок изложения позволяет выделить значение функциональной группы как главного фактора, определяющего свойства органических веществ. При обработке фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ. , получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Особое внимание уделено генетической связи не только между органическими соединениями разных классов, но и между всеми веществами в природе - органическими и неорганическими.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, указанны в практических работах, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценности.
Программный материал рассчитан на 68ч., по 2ч. в неделю (общеобразовательный уровень).
ЦЕЛИ:
Изучение химии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
*систематизировать знания учащихся о составе органических веществ, их роли в природе и жизни человека;
*сформировать знания учащихся о химическом строении органических соединений;
*дать понятие об изомерии и изомерах , показать влияние химического строения молекулы на свойства органического вещества, указать причины многообразия органических соединений;
*научить учащихся выводить формулу вещества по его относительной плотности и массовым долям элементов;
*ознакомить учащихся с составом и номенклатурой углеводородов ряда метана;
*совершенствовать знание основных положений теории химического строения; ознакомить учащихся со структурной изомерией и номенклатурой алканов с разветвленной цепью атомов углерода;
*обобщить и систематизировать знания учащихся о гибридизации атомных орбиталей, геометрической форме молекул, дать представление об электронном и пространственном строении молекул углеводородов(на примере молекулы метана);
*показать зависимость физических свойств алканов от их молекулярной массы; на основе представлений о составе и строении молекул, природе химических связей, рассмотреть химические свойства предельных углеводородов;
*ознакомить учащихся с составом и номенклатурой непредельных углеводородов ряда этилена; закрепить и расширить понятие гомологии и структурной изомерии; дать представление об электронном и пространственном строении молекулы этилена; повторить механизм образовании(о и п-связей);
*ознакомить учащихся со способами получения алкенов;
*рассмотреть особенности химических свойств непредельных углеводородов(на примере этилена);
*ознакомить учащихся с составом и номенклатурой алкадиенов, способами их получения; обратить внимание на аналогию в химических свойствах алкенов и алкадиенов;
*ознакомить учащихся с составом натурального и синтетического каучуков; дать понятие о процессе вулканизации, резине; отметить роль С. В. Лебедева в решении проблемы получения синтетического каучука;
*ознакомить учащихся с составом, номенклатурой и изомерией алкинов; дать представление об электронном и пространственном строении молекулы ацетилена;
*ознакомить учащихся со способами получения алкинов; показать практическую значимость ацетилена;
*сформировать представление о циклоалканах, их составе, физических и химических свойствах (на примере циклопентана и циклогексана), применении;
*ознакомить учащихся с составом и строением аренов на примере бензола; отметить токсичность бензола и его паров;
*на основе строения молекулы бензола- наличия в его молекуле бензольного кольца рассмотреть химические реакции , показывающие сходство бензола как с предельными, так и непредельными углеводородами. Отметить области применения бензола;
*ознакомить учащихся с природными источниками углеводородов, составом, свойствами и методами переработки нефти ; обратить внимание на проблему охраны окружающей среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами;
*сформировать понятия о функциональных производных углеводородов вообще и спиртах в частности; ознакомить с составом и номенклатурой спиртов;
*рассмотреть химические свойства предельных одноатомных спиртов;
*ознакомить учащихся со способами получения, областями применения и физиологическим действием на организм человека предельных одноатомных спиртов;
*ознакомить учащихся с составом, строением и особенностями химических свойств многоатомных спиртов (на примере этиленгликоля и глицерина);
*ознакомить учащихся с составом, строением, способами получения и применением фенола, на основе состава и строения молекулы фенола рассмотреть его химические свойства, отметить токсичность фенола и его производных;
*сформировать понятие об аминах как производных аммиака, ознакомить учащихся с составом, строением, номенклатурой и свойствами аминов; развивать умение учащихся применять знания, полученные при изучении неорганической химии, для характеристики химических свойств аминов;
*сформировать представления о карбонильной группе, особенностях ее строения; ознакомить учащихся с составом, номенклатурой и изомерией предельных альдегидов;
*рассмотреть физические и химические свойства альдегидов, ознакомить учащихся с областями применения и способом получения альдегидов;
*ознакомить учащихся с многообразием карбоновых кислот, строением карбоксильной группы и молекул предельных одноосновных карбоновых кислот, изомерией и физическими свойствами;
*ознакомить учащихся со свойствами одноосновных карбоновых кислот; совершенствовать умение применять знания, полученные в курсе неорганической химии, для характеристики свойств уксусной кислоты, сравнивать свойства неорганических и органических кислот, совершенствовать умение в составлении уравнений реакций, характеризующих химические свойства кислот;
*ознакомить учащихся со свойствами муравьиной кислоты, обусловленными наличием в молекуле карбоксильной и альдегидной групп, способами получения карбоновых кислот и их применением;
*ознакомить учащихся с составом, строением, получением, физическими и химическими свойствами сложных эфиров;
*сформировать представления о жирах как сложных эфирах, ознакомить с составом и строением молекул жиров, физическими и химическими свойствами;
*сформировать представление о мылах как солях высших карбоновых кислот, дать понятие о синтетических моющих средствах (СМС);
*сформировать понятие о моносахаридах; ознакомить с составом, строением, физическими и химическими свойствами глюкозы;
Сформировать понятие о дисахаридах; ознакомить учащихся с составом и свойствами сахарозы, нахождением ее в природе и применением;
*сформировать понятие о полисахаридах; ознакомить учащихся с составом и свойствами крахмала как природного полимера;
*ознакомить учащихся с составом и свойствами целлюлозы как природного полимера; совершенствовать умение сравнивать вещества на примере строения и свойств крахмала и целлюлозы;
*ознакомить учащихся с натуральными, искусственными и синтетическими волокнами;
*ознакомить учащихся с составом, строением, изомерией , получением и физическими свойствами аминокислот;
*сформировать знания учащихся о составе, строении, свойствах и биологической роли белков;
*обобщить знания учащихся о ферментах как биокатализаторах;
*дать понятие о гормонах, отметить их функцию в организме человека и животных.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
10 КЛАСС
Для формирования знаний умений и навыков при изучении химии большое место занимает контроль знаний учащихся. В течение учебного процесса можно выделять следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль проводится систематически от урока к уроку при изучении нового материала в виде фронтального и индивидуального опросов при проверке домашних заданий.
Фронтальный опрос: учащимся учитель предлагает ряд вопросов по изученной теме, а учащиеся класса отвечают на них. При этом учитель может анализировать ответы, а учащиеся дополняют их. Возможны и другие варианты этого опроса: по диагонали, по вертикали, по рядам.
Индивидуальный опрос: обычно проводится после фронтального опроса в виде устного ответа отдельного учащегося у доски; свой рассказ ученик излагает, сопровождая записью уравнений реакций на доске, а также обращает внимание на результаты опытов. Учащиеся с места могут при этом, по необходимости, подняв руку указать на ошибку, предложить исправить ее или же дополнить ответ. Индивидуальный опрос можно видоизменить: предложить учащимся рассказать об опыте, его результате, сделать вывод, записывая уравнение химической реакции текущего процесса. Индивидуальный опрос проводится не только у доски, но и с места, отвечая на вопросы по карточке. Работа у доски по Периодической системе химических элементов является одной из форм индивидуального опроса учащихся. При этом учитывается умение учащихся описывать строение атома элемента на основе положения в Периодической системе химических элементов и определять физические и химические свойства атома данного элемента и его соединений.
Так, например, при изучении органической химии учащиеся сами характеризуют положение атома углерода в Периодической системе химических элементов, а на основе его раскрывают строение атома углерода. Учитель при этом проводит фронтальную беседу, предлагая учащимся вопросы:
1.Описать положение атома углерода в Периодической системе элементов, указав
при этом число энергетических уровней на электронной оболочке атома.
2.Чему равно число валентных электронов в атоме углерода? Как определить их
число?
3.Почему атом углерода является неметаллическим? При изучении гомологических рядов алканов, алкенов, алкинов можно организовать проверку знаний по рядам, по диагонали. Учащиеся один за другим называют формулу и название следующего гомолога.При проверке знаний учащихся о строении молекул алканов, алкенов, алкинов, бензола и его гомологов в результате фронтального опроса, можно провести беседу по следующим вопросам:
1.Назовите характер гибридизации орбиталей атома углерода данного класса
углеводородов.
2.Каково значение валентного угла, образуемого направленностью гибридных орбиталей атома углерода?
3.Назовите форму молекулы данного класса углеводородов.
4.Назовите длину связи между атомами углерода этого класса углеводородов.
5.Как влияет количество связей между атомами углерода на длину связи между ними? Приведите примеры.
Текущий контроль можно проводить с помощью тестирования. Примеры тестов с контролирующими элементами знаний прилагаются в таблице.
По рабочему учебному плану запланировано 4 контрольных работы:
1.Контрольная работа 1 по темам «Теория химического строения органических соединений» и «Предельные углеводороды».
2.Контрольная работа 2 по теме «Непредельные углеводороды».
3.Контрольная работа 3 по разделу «Функциональные производные
углеводородов».
4.Контрольная работа 4 по разделу «Полифункциональные соединения», по курсу
органической химии.
Контрольные работы проводятся как по вариантам, так и по карточкам, содержание заданий контрольных работ составляется по материалам сборников для контрольных работ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ЗА КУРС ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
10 класс
Тестовые задания Контролируемые элементы знаний
1—2 Классификация органических веществ
3 Функциональные группы основных классов органических соединений
4 Гомологи и их названия
5 Изомеры и их названия
6 Химическая связь
7 Химические свойства углеводородов
8 Химические свойства спиртов и фенолов
9 Химические свойства альдегидов, карбоновых кислот, жиров, сложных эфиров
10 Химические свойства углеводов и азотсодержащих органических соединений
11 Типы химических реакций
12—13 Генетическая связь между классами органических соединений
14—15 Качественные реакции (распознавание веществ) на органические вещества
16 Лабораторные способы получения этилена, ацетилена, сложных эфиров, альдегидов
17 Промышленные способы получения метанола, этанола, уксусной кислоты
18 Решение задач на вывод формулы
19 Высокомолекулярные соединения
20 Скорость химических реакций
21 Смещение химического равновесия
22—23 Применение органических веществ
24 Решение задач на нахождение массовой доли примеси или выхода продукта реакции
Демонстрации и практическая часть для рабочей учебной программы по химии для 10 класса.
Демонстрации
1.Образцы органических веществ, изделия из них.
2.Модели молекул бутана и изобутана.
3.Кинофильм «А.М.Бутлеров и теория строения органических веществ».
Расчетные задачи
Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
Тема 1
1.Таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов их алкильных радикалов».
2.Схема образования ковалентной связи в неорганических и неорганических соединениях.
3.Шаростержневые масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
4.Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
5.Отношение парафина к воде и керосину.
6.Горение метана.
7.Отношение метана к бромной воде.
Лабораторный опыт 1
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Практическая работа 1
Определение качественного состава веществ.
Тема 2
Демонстрации
1.Сравнение состава алканов и алкенов.
2.Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.
3.Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
4.Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
5.Разложение каучука при нагревании.
6.Модели молекул ацетилена.
7.Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
Лабораторный опыт 2
Ознакомление с образцами из полиэтилена.
Лабораторный опыт 3
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Расчетные задачи
Решение задач по материалам темы.
Тема 3
Демонстрации
1.Модели молекулы бензола.
2.Бензол как растворитель.
3.Отношение бензола к бромной воде.
4.Горение бензола.
5.Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторный опыт 4
Изготовление моделей молекул циклоалканов.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 4
Демонстрации
1.Растворимость спиртов в воде.
2.Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислой среде.
3.Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
4.Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
5.Качественная реакция на фенол.
Лабораторный опыт 5
Окисление спиртов оксидом меди(2).
Лабораторный опыт 6
Свойства глицерина.
Расчетные задачи по материалу темы.
Тема 5
Демонстрации
1.Модели молекул метаналя и этаналя.
2.Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра( реакция «серебряного зеркала»).
3.Таблица «Гомологический ряд предельных одноатомных карбоновых кислот».
4.Образцы различных карбоновых кислот.
5. Отношение карбоновых кислот к воде.
6.Качественная реакция на муравьиную кислоту.
Лабораторный опыт 7
Окисление формальдегида гидроксидом меди(2).
Лабораторный опыт 8
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Лабораторный опыт 9
Получение сложного эфира.
Лабораторный опыт 10
Свойства жиров ( растворимость жиров, непредельный характер жидких жиров).
Лабораторный опыт 11
Свойства моющих веществ(свойства мыла, сравнение свойств мыла и синтетических моющих веществ).
Практическая работа 2
Карбоновые кислоты их соли.
Расчетные задачи
Расчетные задачи по материалу темы.
Тема 6
Демонстрации
1.Реакции «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
2.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (2) без нагревания и при нагревании.
3.Отношение сахарозы к гидроксиду меди(2) без нагревания и при нагревании.
4.Гидролиз сахарозы.
5.Ггидролиз целлюлозы и крахмала.
6.Взаимодействие крахмала с йодом.
7.Образцы волокон : натуральных, искусственных, синтетических- и изделий из них.
Практическая работа 3
Углеводы.
Практическая работа 4
Волокна и полимеры.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
Тема 7
Демонстрации
1.Обрвзцы аминокислот.
2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
3.Растворение белков в воде.
4.денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
5.Обнаружение белков в молоке.
Решение задач
Решение задач по материалу темы.
4 Раздел. Биологически активные вещества
Демонстрации
1.Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.
2.Образцы лекарственных препаратов.
Содержание рабочей учебной программы по химии
Общеобразовательный уровень 10-е классы
( 2 часа в неделю; всего 68 часов)
Практических работ – 4,
Контрольных работ – 3 ,
Тестов – 6.
N
темы: Введение в органическую химию (5ч)
Знать\понимать: Уметь:
Состав органических веществ, особенность органических соединений и реакций.
Предпосылки возникновения теории химического строения. Химическое строение – как порядок соединения атомов в молекулах. Электронная развернутая и сокращенная структурные формы молекулы. Четырехвалентность атома углерода в органических веществах. Определение изомерии и изомеров, зависимость свойств органических веществ от строения, причины многообразия органических соединений . Значение теории химического строения. Отличать органические вещества от неорганических.
Построение развернутых и сокращенных структурных формул молекул на основе четырехвалентность атома углерода.
Рассматривать положения теории химического строения на конкретных примерах.
Алгоритм решения расчетных задач по его относительной плотности и массовым долям элементов. Выводить формулы веществ по относительной плотности массовым долям элементов.
Алгоритм решения расчетных задач на вывод формулы вещества по его относительной плотности или массе(объему или количеству вещества)продуктов сгорания. Выводить формулы вещества по его относительной плотности или mv продуктов сгорания.
1 Предельные углеводороды(8 ч )
Определение предельных углеводородов, гомолога, гомологического ряда. Гомологическая разность общая формула. Определение углеводородного радикала, углеводородный скелет. Знать номенклатуру алканов. Знать формулы и название 1-10 алканов.
Составлять формулы разветвленных УВ по названиям. По химической формуле называть разветвленные
У В.
Понимать 1 ,11 положения теории химического строения органических соединений, структурную изомерию и номенклатуру алканов с разветвленной цепью атомов углерода. Понимать гибридизацию атомных орбиталей, геометрическую формулу молекул , строение молекулы метана, единство химической связи. Применять алгоритм составление структурных формул изомеров и названий атомов и названий алканов
С разветвленной цепью.
На примере шаростержневых и маштабных моделей молекулы метана рассказывать об пространственном и электронном строении.
Зависимость физических свойств алканов от молекулярной массы, химические свойства алканов на примере метана и этана. Правила пользования бытовым газом. Региональный компонент – работа котельной , работа заводов по производству цемента , кирпича и известь. Оформить п/работу, описать и оформить вывод к ней, составив уравнения акций.
Знать как определяется качественный состав алканов по продуктам его горения, обнаруживать присутствие хлора в составе в-ва по окрашиванию пламени. Написать проверочную контрольную работу по изученному материалу.
2 Непредельные углеводороды (8 ч)
Способы получения алкенов на примере этилена. Составить уравнение реакции дегидратации этанола.
Химические свойства алкенов. Рассказывать о пространственном и электронном строении молекулы этилена.
Составлять уравнения химических реакций присоединения (галогенирования, гидрирования, гидрогалогенирования , гидратации), полимеризации и окисления, качественную реакцию на пи связь.
Состав, номенклатура алкадиенов, способы получения . аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов, общая формула . физические и химические свойства.
Писать уравнения химических реакций, присоединения и полимеризации алкадиенов.
Состав, номенклатура природного и синтетического каучуков. Процесс вулканизации. Резина. Роль С.В.Лебедева в решении проблемы получения синтетического каучука.
Писать уравнения полимеризации изопрена и дивинила.
Состав, номенклатура и изомерияалкинов. Общая формула и определение. Пространственные и электронное строение молекулы ацетилена. Получение ацетилена. Аналогия закономерности изменения физических свойств алкенов, алкодиенов, алкинов. Практическое значение ацетилена - региональный компонент применения полихлорвинила. Называть ацетиленовые углеводороды разветвленного строения. Составить рассказ об электронном и структурном строении молекулы ацетилена. Уравнение гибридизации орбиталей атома углерода. Сравнивать пространственное строение молекул метана, этилена и ацетилена по моделям молекул. Записывать уравнения реакций, раскрывающих химические свойства алкинов: рекации присоединения – гидрирование галогенирования, гидрогалогенирования, гидротации, окисления ацетона
3
Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов.
Определение циклоалканов, их состав физические и химические свойства, сравнение строения молекул циклоалканов и алкенов. Писать общую формулу циклоалканов, уравнения химических реакций получения; замещения, дегидрирования и горения циклоалканов
Общая формула ароматических, понятие «ароматический», строение молекулы бензола, получение бензола. Физические свойства бензола. Токсичность бензола. Правила безопасности при работе с бензолом. Химические свойства бензола. Применение бензола. Писать уравнения реакций получения бензола циклотримеризацией ацетилена, дегидроциклизацией гексана, дегидрированием
циклогексана.
Писать уравнения химических реакций на основе строения молекулы бензола- наличие в его молекуле бензольного кольца, показывающее сходство бензола как с предельными, так и непредельными углеводородами : реакции замещения (галогенирования, нитрования), присоединения (гидрирования, хлорирования), окисления.
Природные источники углеводородов, их состав, свойства и методы переработки нефти. Проблема охраны окружающей среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами – региональный компонент. Состав и применение природного и попутного нефтяного газа. Писать уравнения химических реакций: крекинга, изомеризации, циклизации и ароматизации.
Продукты фракционной перегонки нефти, октановое число. Крекинг. Пиролиз. 4 Спирты, фенолы, амины.
Функциональная группа, состав и номенклатура спиртов, общая формула, гомологический ряд спиртов, изомерия углеводородного скелета и положения гидроксильной группы. Водородная связь. Реакции с разрывом связей О-Н и С-ОН. Писать гомологический ряд спиртов общую формулу, составлять изомеры.
Писать уравнения химических реакции, раскрывающих свойства спиртов: меж и внутримолекулярная дегидратация, реакция окисления , качественная реакция на спирты, этерефикации.
Общие способы получения спиртов. Применение и физиологическое действие на организм человека метанола и этанола. Генетическая связь между предельными углеводородами и спиртами. Писать уравнения реакций получения спиртов: гидратацией алкенов, гидролизом галогеналканов, из синтез-газа, брожением глюкозы.
Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин – состав строение. Токсичность. Значение, применение. Составлять уравнения химических реакций взаимодействия глицерина с натрием, азотной кислотой, качественную реакцию на многоатомные спирты.
Состав, строение, получение и применение фенола, его токсичность. Составлять уравнения химических реакции с участием ОН и бензольного кольца, качественную реакцию на фенол, получение фенола.
Амины – производные аммиака, общая формула аминов. Строение, номенклатура , свойства аминов, сравнение их с аммиаком. Взаимосвязь между строением и свойствами веществ. Писать уравнения реакций взаимодействия с водой, кислотами, горение аминов. Получение.
Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства спиртов . фенола и аминов.
5. Альдегиды, Карбоновые кислоты и их производные (12ч.)
Карбонильная группа, особенности ее строения, определение, общая формула, номенклатура , изомерия предельных одноатомных спиртов , альдегидов. Физические и химические свойства альдегидов, применение и получение. Объяснять строение альдегидной группы.
Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства альдегидов : реакции присоединения (гидрирования), неполного окисления ( оксидом серебра (1), гидроксидом меди (2) ) , горения. Полимеризации.
Писать гомологическй ряд, строить формулы изомеров.
Строение карбоксильной группы , общая формула, определение , особенности ее строения, номенклатура, изомерия, гомологический ряд.
Свойства уксусной кислоты на основе неорганической химии, специфические свойства муравьиной кислоты.
Составлять уравнения реакций : диссоциации, взаимодействия с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями, спиртами, с участием углеводородного радикала.
Особенности муравьиной кислоты; способы получения карбоновых кислот. Применение карбоновых кислот. Писать уравнения реакций «серебряного зеркала», получения кислот: окислением спиртов, альдегидов, алканов, получение муравьиной кислоты с участием оксида углерода (2), уксусной – брожением жидкостей, содержащих этанол.
Определение, общая формула, состав, строение, получение, физические и химические свойства сложных эфиров. Смещение химического равновесия. Распространение сложных эфиров в природе. Региональный компонент. Применение. Записывать уравнения реакций водного и щелочного гидролиза сложных эфиров, горения.
Жиры как сложные эфиры, состав, строение молекул жиров. Физические и химические свойства. Общая формула. Номенклатура, классификация. Гидрирование жиров в промышленности. Превращение жиров в организме, пищевая ценность жиров. Мыла-соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла, его недостатки. Синтетические моющие средства. Защита природы от загрязнений – региональный компонент. Понимать генетическую связь между классами неорганических соединений, значение функциональных групп. Записывать уравнения реакций этерификации, гидролиза водного и щелочного гидрирования масел.
Получение высших карбоновых кислот синтетическим способом, формулы кислых солей сложных эфиров высших спиртов и неорганических кислот.
6 Углеводы
Определение углеводов, классификация и состав. Глюкоза-альдегидоспирт, ее физические свойства и химические свойства; биологическая роль и применение глюкозы, фруктоза. Писать уравнения химических реакций с участием альдегидной и гидроксильной групп, взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(2) при комнатной температуре и нагревании и оксидом серебра(1); реакции брожения глюкозы, фотосинтеза.
Сахароза – представитель дисахаридов, состав, свойства сахарозы, нахождение в природе, применение, получение. Региональный компонент. Писать уравнения химических реакций гидролиза и окисления сахарозы.
Крахмал – представитель полисахаридов, его состав, физические и химические свойства. Нахождение в природе, применение. Гликоген – его роль в живом организме. Писать формулу крахмала, уравнение реакции гидролиза крахмала, схему качественной реакции на крахмал.
Целлюлоза – природный полимер, строение и свойства, отличия в строении и свойствах целлюлозы и крахмала. Целлюлоза в природе, биологическая роль, получение и применение. Природный компонент. Писать схему гидролиза целлюлозы, уравнение химической реакции этерификации (нитрования).
Классификация волокон. Сырье для получения натурального, искусственного и синтетического волокна. Составлять уравнения химических реакций получения капронового и лавсанового волокон.
7 Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии.
Состав, строение, номенклатура аминокислот Получение, физические и химические свойства аминокислот. Изомерия. Общая формула альфа-аминокислот. Писать общую формулу альфа-аминокислот, составлять формулы изомеров, уравнения химических реакций с активными металлами, основаниями, спиртами, взаимодействие с кислотами.
Значение аминокислот в природе и жизни человека. Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Применение аминокислот. Региональный компонент. Белки – природные биополимеры. Состав и строение белков.
Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков. Физические и химические свойства белков. Функции белков. Писать уравнения химических реакций : гидролиза, денатурации, качественные (цветные) реакции на белки.
Биологически активные вещества. Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Ферменты как биокатализаторы. Свойства ферментов в сравнении с неорганическими катализаторами. Биологическая роль и применение ферментов в медицине и промышленности. Витамины. Авитаминозы, гиповитаминозы. Роль витаминов для человека и животных. Региональный компонент.
Гормоны как биологически активные вещества, их представители: инсулин. Глюкагон, адреналин, тиреотропин. Физиологическая активность ферментов, витаминов, гормонов в сравнении.
Лекарства – химиотерапевтические препараты, их классификация, дозировка, применение, биологическое действие. Пересказ материала.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ ХИМИИ ДЛЯ 10 КЛАССА.
2 часа в неделю, всего 68 ч.
Название раздела \ темы: Количество часов: Формы контроля:
ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ 2 УГЛЕВОДОРОДЫ Тема 1. Предельные углеводороды. 9 Практическая работа. Определение качественного состава органических веществ.
Тест. Гомологи и их названия.
Тест. Изомеры и их названия.
Контрольная работа 1.
Тема 2. Непредельные углеводороды. 8 Контрольная работа 2.
Проверочная работа по составлению уравнений реакций по цепочке превращений.
Тема 3. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. 6 Зачет по природным источникам углеводородов.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ Тема 4. Спирты. Фенолы. 4 Проверочная работа по химическим свойствам спиртов и аминов.
Тест. Химические свойства спиртов и фенолов.
Тема 5. Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные. 9 Практическая работа. Карбоновые кислоты и их соли.
Контрольная работа 3.
ПОЛИФУКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Тема 6. Углеводы. 7 Практическая работа. Углеводы.
Практическая работа. Экспериментальные задачи.
Зачет по теме: «Углеводы».
Тема 7. Амины. Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии 7 Практическая работа. Решение экспериментальных задач.
Тесты. 1. Высокомолекулярные соединения.
2. Решение задач на вывод формулы.
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. 4 Зачет по ферментам, витаминам, гормонам, лекарственным препаратам.
Повторение изученного материала. 12 Тесты. Материалы ЕГЭ.
Проверочная работа 1. Генетическая связь между классами органических соединений.
Проверочная работа 2. Решение задач по пройденным темам.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ ХИМИИ ДЛЯ 10 КЛАССА.
1 ч в неделю, всего 34 ч.
Название раздела \ темы: Количество часов: Формы контроля:
ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ 1 Раздел 1. Углеводороды. 12 Практическая работа. Определение качественного состава органических веществ.
Контрольная работа 1. Тема: «Алканы».
Контрольная работа 2. Темы: «Алканы», «Алкены», «Алкины», «Арены».
Тесты. Химические свойства углеводородов.
Материалы ЕГЭ.
Раздел 2. Функциональные производные углеводородов. 8 Практическая работа. Карбоновые кислоты и их соли.
Контрольная работа 3. Темы: «Спирты», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры».
Раздел 3. Полифункциональные соединения. 11 Раздел 4. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. 2 Тесты. Применение органических веществ: ферментов, витаминов, гормонов, лекарственных препаратов.
Учебно-тематический план по курсу химии для 10 класса
3 часа в неделю, всего 102 часов.
Название темы раздела Количество
часов Формы контроля
Введение в органическую химию
5 Углеводороды
35 1.Контрольная работа №1.
Вывод формул органических веществ.
2.Практическая работа №1. «Определение качественного состава органических веществ».
3.Тесты. Химические свойства углеводородов. Материалы ЕГЭ.
4. Зачёт по теме: «Углеводороды»
5. Групповой зачёт по теме: «Углеводороды»
Функциональные производные углеводородов. 34 1.Практическая работа №3.
Карбоновые кислоты и их соли.
2. Контрольная работа №2. Кислородосодержащие соединения.
3.Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач.
4. Тесты. Строение и химические свойства спиртов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Материалы ЕГЭ.
5.Контрольная работа №3. Генетическая связь между основными классами органических соединений.
6. Практическая работа №2.
Спирты.
Полифункциональные соединения
16 1 Зачёт по углеводам.
2.Зачёт по нуклеиновым кислотам.
3.Рактическая работа №4.
Изучение свойств глюкозы.
4.Практическая работа №5. Изучение свойств сахарозы.
Биологически активные вещества. 4 Обобщение знаний по курсу органической химии. 8 Календарно-поурочные планы по курсу органической химии
для 10 класса; 3 часа в неделю, всего:102 часа.

урока Дата
проведения
Тема урока Примечания
Введение в органическую химию (5ч.) 1 Предмет органической химии. 2 Особенности органических соединений. 3 Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. 4 Гибридизация атомов. 5 Классификация реакций в органической химии. 6 Блочный метод в изучении органической химии.
Углеводороды. (35 ч.)
Повторение строения атома углерода, явление гибридизации на примере алмаза, графита. 7 Повторение теории А. М. Бутлерова, алканы. 8 Алкены, алкины. Определение, общая формула, строение, изомерия. 9 Лекция. Строение, гомологические ряды, изомерия, номенклатура алканов. 10 Строение, гомологические ряды, изомерия, номенклатура алкенов, алкинов. 11 Повторение строения гомологических рядов, изомерии, номенклатуры алканов. 12 Повторение строения гомологических рядов, изомерии, номенклатуры алкенов, алкинов. 13 Составление структурных формул алканов. 14 Составление структурных формул алкенов, алкинов. 15 Алкадиены. 16 Натуральный и синтетический каучук. 17 Решение задач на вывод химических формул на % и относительной плотности газов. 18 Решение задач на вывод химических формул по продуктам сгорания. 19 Решение задач на вывод химических формул по общей формуле класса углеводорода. 20 Подготовка к контрольной работе. 21 Контрольная работа №1. Вывод химических формул. 22 Работа над ошибками. Химические свойства алканов. 23 Химические свойства алкенов. 24 Химические свойства алкинов. 25 Повторение химических свойств углеводородов. 26 Практическая работа №1. Определение качественного состава органических веществ. 27 Применение и получение углеводородов. 28 Циклоалканы. Получение, свойства и применение. 29 Ароматические углеводороды. Электронное и пространственное строение бензола. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия аренов. 30 Физические и химические свойства бензола. 31 Химические свойства гомологов бензола. 32 Стирол. 33 Повторение изученного материала. 34 Взаимное влияние атомов в молекулах углеводородов. 35 Генетическая связь между углеводородами. 36 Зачёт по теме: «Углеводороды». 37 Лкция. Природный и попутный нефтяной газы. 38 Нефть и её переработка. 39 Коксохимическое производство. 40 Семинар по природным источникам углеводородов. 41 Групповой зачёт. 42 Функциональные производные углеводородов. (34 ч.)
Строение галогенопроизводных углеводородов. Химические свойства, получение и применение галогенопроизводных. 43 Общие формулы, гомологические ряды, определения спиртов, альдегиов. 44 Общие формулы, гомологические ряды, определения карбоновых кислот, сложных эфиров. 45 Изомерия, номенклатура, строение спиртов, альдегидов. 46 Изомерия, номенклатура, строение карбоновых кислот, сложных эфиров. 47 Семинар по изомерии, номенклатуре кислородосодержащих соединений. 48 Химические свойства спиртов, альдегидов. 49 Химические свойства карбоновых кислот, сложных эфиров. 50 Повторение строения и свойств кислородосодержащих соединений. 51 Получение кислородосодержащих со-ний. 52 Генетическая связь. Решение задач. 53 Контрольная работа №2. Кислородосодержащие соединения. 54 Работа над ошибками. Многоатомные спирты. 55 Фенолы. 56 Ароматические спирты. Номенклатура, изомерия кетонов. 57 Двухатомные, непредельные и ароматические кислоты. 58 Простые эфиры. 59 Сложные эфиры карбоновых кислот. 60 Жиры. 61 Мыла и синтетические моющие средства. 62 Нитросоединения. Состав и классификация аминов. Предельные алифатические амины. Анилин. 63 Сравнение органических и неорганических соединений. 64 Аимнокислоты. 65 Белки. 66 Биологическая роль белков. Синтез белков. 67 Генетическая связь между изученными органическими соединениями. 68 Взаимное влияние атомов в молекула органических соединений. 69 Практическая работа №2 Спирты. 70 Практическая работа №3 Свойства карбоновых кислот. 71 Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач. 72 Применение кислородосодержащих органических соединений. 73 Семинар по пройденной теме. 74 Контрольная работа №3. Генетическая связь между органическими соединениями. Полифункциональные соединения. (16 ч.) 75 Работа над ошибками. Углеводы. Классификация. 76 Дисахариды. Сахароза. 77 Полисахариды. Крахмал. 78 Полисахариды. Целлюлоза. 79 Искусственные и синтетические волокна. 80 Практическая работа №5. Изучение свойств глюкозы. 81 Практическая работа №6. Изучение свойств сахарозы. 82 Зачёт по углеводам. 83 Понятие о гетероциклах. 84 Пятичленные гетероциклы с одним гетероатомом. 85 Шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом. 86 Шестичленные гетероциклы с двумя гетероатомами. 87 Конденсированные гетероциклические соединения. 88 Нуклеиновые кислоты. 89 Семинар по гетероциклам и нуклеиновым кислотам. 90 Зачёт по нуклеиновым кислотам. Биологические активные вещества. (4ч.) 91 Ферменты. 92 Витамины. 93 Гормоны. 94 Лекарственные средства. Обобщение знаний по курсу органической химии. (8 ч.) 95 Влияние строения молекул на свойства веществ. 96 Полимеры. 97 Классификация органических соединений. 98 Генетическая связь между классами органических соединений. 99 Общее и различия в строении и свойствах углеводородов. 100 Повторение гомологических рядов спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, эфиров. 101 Повторение химических свойств спиртов, альдегидов. 102 Повторение химических свойств карбоновых кислот, сложных эфиров. Календарно-поурочные планы по курсу органической химии
для 10 класса, 2ч в неделю, всего: 68 ч.
№ Дата проведения Введение в органическую химию. (2ч) Примечания
1 Предмет органической химии. Особенности органических соединений и их реакций. Предпосылки возникновения теории строения органических соединений. 2 Теория органических соединений. Основные положения теории органических соединений. УГЛЕВОДОРОДЫ Тема 1. Предельные углеводороды. (8 ч.) 3 Предельные углеводороды. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алканов. 4 Электронное и пространственное строение метана. 5 Физические и химические свойства алканов. 6 Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов. 7 Нахождение молекулярной формулы углеводорода по его относительной плотности и продуктам сгорания. 8 Решение задач на вывод химических формул. 9 Контрольная работа 1. Тема «Предельные углеводороды». 10 Практическая работа 1. Определение качественного состава органических веществ. Тема 2. Непредельные углеводороды. (7 ч .) 11 Работа над ошибками. Непредельные углеводороды. Алкены. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия. 12 Физические и химические свойства алкенов. 13 Получение и применение алканов и алкенов. 14 Алкадиены. 15 Натуральный каучук. 16 Алкины. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. Получение и применение этина. 17 Контрольная работа 2. «Непредельные углеводороды». Тема 3. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. (7ч) 18 Работа над ошибками. Циклоалканы. 19 Ароматические углеводороды. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура и изомерия аренов. Электронное и пространственное строение молекулы бензола. 20 Физические и химические свойства бензола. 21 Физические и химические свойства гомологов бензола. Получение и применение бензола. 22 Водородные соединения неметаллов. 23 Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. 24 Нефть и ее переработка. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ Тема 4. Спирты. Фенолы. Амины. (6ч) 25 Спирты. Функциональная группа. Классификация спиртов. 26 Номенклатура, строение, изомерия одноатомных спиртов. 27 Свойства, применение и получение одноатомных спиртов. 28 Многоатомные спирты. 29 Фенолы. 30 Азотсодержащие соединения. Амины. Тема 5. Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные. (10 ч) 31 Альдегиды. Номенклатура, строение альдегидов. 32 Свойства, получение и применение альдегидов. 33 Карбоновые кислоты, номенклатура, строение, изомерия. 34 Физические и химические свойства карбоновых кислот. 35 Получение и применение карбоновых кислот. 36 Сложные эфиры карбоновых кислот. 37 Жиры. 38 Мыла и синтетические моющие средства. 40 Практическая работа 2. Карбоновые кислоты и их соли. 41 Контрольная работа 3. «Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные» ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Тема 6. Углеводы. (7ч.) 42 Работа над ошибками. Углеводы. Классификация. Моноуглеводы . Глюкоза. НРК 43 Фруктоза – изомер глюкозы. 44 Дисахариды НРК. 45 Полисахариды. 46 Искусственные и синтетические волокна.НРК 47 Практическая работа. Углеводы. 48 Решение задач по материалу темы. Тема 7. Аминокислоты. Белки. 49 Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Классификация. Аминокислоты - амфотерные органические соединения. 50 Превращение белков в организме. Биологические функции белков. 51 Решение задач по материалу по белкам и амипокислотам. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. (4ч.) Обобщение знаний по курсу органической химии.. 52 Ферменты. 53 Витамины. НРК 54 .Гормоны. 55 Лекарственные препараты. 56 Решение задач на вывод химической формулы. 57 Решение задач на вывод химической формулы. 58 Общее и различия в строении и свойствах алканов, алкенов, алкинов. 59 Получение и применение углеводородов. Вопросы экологии.НРК 60 Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. 61 Повторение гомологических рядов алканов, алкенов, алкинов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот. 62 Повторение генетической связи между основными классами органических соединений. 63 Решение задач с помощью стехиометрических схем. 64 Повторение свойств альдегидов. 65 Повторение свойств карбоновых кислот. 66 Жиры. Сложные эфиры. 67 Повторение свойств бензола, фенола, толуола. Взаимное влияние атомов в молекулах. 68 Классификация органических веществ. НРК Календарно-тематические планы по курсу органической химии для 10 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока дата тема Примечание
1 Предмет органической химии. Особенности органических соединений. Основные положения теории химического органических соединений А.М.Бутлерова. 1.Углеводороды 2 Алканы. Гомологический ряд, изомерия, электронное строение метана. 3 Физические и химически свойство алканов. 4 Решение задач на вывод химической формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности по продуктам сгорания. 5 Решение задач на вывод химической формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности по продуктам сгорания. 6 Практическая работа. определение качественного состава органическихвеществ. 7 Контрольная работа 1. Алканы. Решение задач на выводы химической формулы. 8 Работа над ошибками. Алкены. Гомологический ряд, изомерия, сторение молекулы этилена. 9 Физические и химически свойство алкенов, применения, получение. 10 Алкадиены. Натуральный каучук. Природный источники углеводородов. 11 Алкины. Гомологический ряд, изомерия, электронное строение , физические и химические свойства алкинов. 12 Арены. 13 Контрольная работа №2 « Алкены», «Алкины», «Арены». Функциональные проихзводные углеводов (10ч) 14 Работа над ошибками. Предельные одноатомные спирты. 15 Многоатомные спирты. 16 Фенол. 17 Первичные амины. предельного ряда. 18 Альдегиды. 19 Карбоновые кислоты. 20 Сложные эфиры карбоновых кислот. 21 Жиры. Мыла. 22 Практическая работа. Карбоновые кислоты и их соли. 23 Контрольная работа 3. Темы: «Спирты», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты» Полифункциональные соединения (8ч) 24 Работа над ошибками. Аминокислоты. 25 Белки. 26 Углеводы. Моноуглеводы.НРК 27 Диуглеводы. НРК 28 Полиуглеводы. НРК 29 Решение задач по пройденному материалу. 30 Генетическая связь между классами органических соединений. 31 Зачет по материалу тем: «Аминокислоты», «Белки», «Углеводы». Биологические активные вещества.(3ч) 32 Ферменты. Повторение алканов. 33 Витамины. Повторение алкенов, алкинов, алкадиенов. 34 Гормоны. Повторение спиртов, альдегидов. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская
« ХИМИЯ. 10 класс». Учебник МОСКВА «ОНИКС 21 век» 2015
И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская
Программа
Тематическое и поурочное планирование к учебнику «ХИМИЯ. 10
класс»
МОСКВА « Русское слово» 2015
И. И. Новошинский, Л. Ф. Федосова, Н. С. Новошинская
«Контрольные работы по химии. 10 класс»
МОСКВА «ОНИКС 21 век 2015
И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская
Программа курса, тематическое и поурочное планирование.
К учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «ХИМИЯ».
МОСКВА «ОНИКС 21 век 2015
И. Г. Хомченко
Сборник задач и упражнений по химии
Для средней школы.
МОСКВА «ОНИКС» 2015
А. С. Егоров
ХИМИЯ (Пособие для поступающих в вузы) «Феникс» 2015.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская
ХИМИЯ Учебник
МОСКВА «ОНИКС 21 век» 202015
И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская
«Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы»
И. Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии»
(для средней школы)
ТЕСТЫ Химия 8-9, 10-11 классы. Учебно-методическое пособие.
МОСКВА изд. Дом «Дрофа» 2015
Решение задач по химии алгебраическим способом.
Приложение
Содержание контрольных работ при изучении курса органической химии
Контрольная работа №1. Тема: «Предельные углеводороды