«Применение современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства»


«Применение современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства»
Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности школьника и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции ученика и учителя, их общения в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- сделать урок современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развивать творческие способности учащихся.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся, как к учебной, так и внеурочной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.
Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;
- развитию творческо-информационного мышления, памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях;
- всестороннему развитию личности.
Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства я готовлю уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки    воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.
Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. Дети на уроках изобразительного искусства работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме.
Таким образом урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
Проведение урока с мультимедиа выступлением;
Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:
-не как цель, а как еще одно средство обучения;
-как источник дополнительной информации по предмету;
-как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
-как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
-как возможность интегрированного обучения предмету.
На уроках я использую:
фильмы-презентации, демонстрацию сопровождаю лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств.
Слайд-фильм, идеально подходит для поэтапного рисования.
Виртуальные экскурсии по музеям мира.
Собственные презентации к урокам.
Презентации к урокам я создаю на основе материалов по искусству: «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Галерея современного интерьера», «Ландшафт», «Шедевры русской живописи» Кирилла и Мефодия, электронная книга «Мастера натюрморта», «Архитектура», «Школа рисунка и живописи», «Искусство и архитектура», «Мировая художественная культура» и др., сканированных изображений репродукций. Большим подспорьем в работе являются диски «Изобразительное искусство» 6-8 классы с готовыми презентациями к каждому уроку.
Кроме традиционной классно-урочной системы, в практике моей работы активно используются коллективные занятия с применением различных методик коллективного способа обучения – взаимообмен заданиями для отработки учащимися практических умений выполнять различные упражнения в графике, цветоведении, народных промыслах и др.
Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии. Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными. На уроке "Натюрморт" в шестом классе провожу игру "Сочиняем сами". Предлагаю проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды", В. Стожарова "Лен", И. Машкова "Снедь московская: хлебы". О чем нам могут рассказать эти предметы? Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.
Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".
На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).
Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница", "Похоже-непохоже", "Ожившие картины", "Музыкальная загадка", "Радость или грусть", "Собери открытку", "Экзамен художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках ИЗО.
Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, учащиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.
Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия", приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок "Путешествие в мир прекрасного, в мир природы". Этот урок воспитывает любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому мышлению о природе в рисунках. Провожу игру: "Какая музыка звучит, какая краска говорит?" (Звучит музыкальное произведение, и дети подбирают к нему одно созвучное по настроению живописное произведение и стихотворение, рассказывают о своих чувствах, переживаниях).
Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Беседы-диалоги с детьми о произведениях русской классической жанровой живописи провожу по теме "Дом и его обитатели". Идея беседы заключается в изучении того, как художник раскрывает в образе связь облика дома с личностью и жизнью его хозяев, как в произведении искусства открывается способность человека к эстетическому преображению окружающего нас мира. Беседы-диалоги провожу по произведениям: В. Боровиковский. "Портрет Д. А. Державиной", П. Федотов. "Анкор, еще анкор!", "Завтрак аристократа", В. Перов "Приезд гувернантки в купеческий дом", Ф. С. Журавлев "Перед венцом", "Модница-жена", Ф. С. Рокотов "Портрет И. И. Бецкого".
Одним из современных методов обучения является проблемная технология, которую я использую в своей практической деятельности. Детям предлагаю определенные проблемные ситуации. На занятиях я решаю одну-две проблемы, не более. Это задачи изображения формы и цвета предметов, их освещенности, объема и положения в пространстве, а также размещения элементов рисунка на плоскости листа (композиция), овладения техниками живописи и графики, художественными материалами. Все задачи неразрывно связаны между собой. Форма имеет цвет, цвет меняется в связи с источником и интенсивностью света (солнце, луна, блеск молнии, электрическое освещение, фары автомобиля, свеча, огонек лампады), размеры и цвет предмета зависят от его положения в пространстве (дальше - ближе). И все эти представления должны воплотиться в определенных художественных средствах.
Технология творческого сотрудничества — это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.
Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).
Технология сравнения — один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла. На уроках провожу сравнительный анализ произведений искусства. А также сравниваем по выразительным возможностям художественные материалы и техники, по свойствам и качествам — реальные и фантастические объекты и персонажи. Объектом сравнения служат и цвет, и размер, форма, фактура предметов, а также работы моих юных художников.
Конструирование, как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.
Дифференциация предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.
Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.
Технология «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; ученик, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов полноценном развитии, чем ученик, ориентированный на избегание неудачи.
Система инновационной оценки «портфолио» как технология альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет мне выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех лет проживания в школе и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге увидеть своеобразие и уникальность личности каждого учащегося. Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, архитектурные макеты, декоративные композиции, театральные образы, графические планшеты, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации.
Я убедилась, что регулярное использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей школьников и дает высокие результаты: 
- повышает активность учащихся на уроках;
-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
-  наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;                
- формировать элементы информационной культуры;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей учащихся.
В настоящее время использую возможности сайтов:
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного порталаhttp//artclassic.edu.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ruЭлектронный каталог учебных изданий http:www.ndce.ru
Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.alledu.ru/Проектная работа http://home.re//ine.ru/~ab/school875/iso.htmМузеи России http://www.musem.ru/Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/
Картинки и анимация. Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет в школе» http://www.jenova.narod.ru/Зарегистрирована на сайтах ПроШколу.ru, мульти урок, видео урок и др, что значительно помогает мне в работе, так как это сайты учителей-предметников, практиков, которые также оказывают помощь и поддержку в работе, а что-то черпают и для себя.
На своей страничке размещаю материалы по обобщению инновационного педагогического опыта, основные направления моего педагогического труда, мастер-классы и т.д. (мастер-классы с презентациями, презентации, тесты, фотографии, документация\разработки уроков, технологические карты, рабочие программы).