Рабочая программа для внеурочной деятельности Вежливые ребята



Пояснительная записка Проблема духовно – нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, дом привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно – нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Курс «Вежливые ребята» реализует духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций. Объем нагрузки: Участники образовательной программы – учащиеся 1 класса. Сроки реализации программы – один учебный год. Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю. Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Задачи: -- обучение навыкам общения и сотрудничества; -- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения; -- развитие коммуникативных умений в процессе общения; -- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы: -- Я среди людей. -- Речевой этикет -- Культура поведения -- В мире сказок Воспитательные идеи программы: -- Старайся делать добро! -- Бойся обидеть человека! -- Люби и прощай людей! -- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе! -- Познай мир и себя! -- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям! Ожидаемые результаты: -- обогащение личного опыта общения детей; -- ориентация на выполнение нравственных норм – заповедей в процессе общения; -- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. Учебно – тематический план на год
№ п/п Содержание программы Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие 1 1 ----------
2. Я среди людей 6 3 3
3. Речевой этикет 6 2 4
4. Культура поведения 12 6 6
5. В мире сказок 6 ------- 6
6. Заключительное занятие 2 ------- 2
Итого 33 12 21
Содержание курса 1 раздел (1 ч) – Вводное занятие Знакомство с планом работы на год. 2 раздел ( 6 ч ) – Я среди людей Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие « настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 3 раздел (6 ч ) – Речевой этикет Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. 4 раздел ( 12 ч) – Культура поведения Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, в театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки. 5 раздел ( 6 ч ) – В мире сказок Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Ожидаемые результаты программы Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний ): овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура). Результаты третьего уровня ( получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия ): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Тематическое планирование курса
Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Количест во часов
Вводное занятие 1. Давайте познакомимся Знакомство с планом работы на год. Игра – тест « Какой Я?». 1
Я среди людей (6 ч ) 2. Кто я и как выгляжу? Понятия «я», « внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 1
3. Что в нашем имени? Понятия « имя», « фамилия», « отчество», « кличка», « прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. 1
4. Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 1
5. Товарищи и друзья Понятия « товарищ», « друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 1
6. Как завоевывать друзей Правила общения с друзьями и товарищами. 1
7. Бескорыстие в дружбе Понятие « настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 1
Речевой этикет ( 6 ч ) 8. Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. Понятия «этика», « этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия « мимика», « жесты», « поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра « Угадай по мимике мое настроение». 1
9. О вежливых словах и их применении Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. 1
10. Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. 1
11. Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 1
12. Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. 1
13. Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. 1
Культура поведения (12 ч) 14. Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. 1
15. Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. 1
16. Отношение к малышам Проблемная ситуация: Как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. 1
17. Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. 1
18. Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой. Ролевая игра « Мы в столовой». 1
19. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций « Мы в гостях». 1
20. Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. 1
21. Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону». 1
22. Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 1
23. Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос «Что такое общественное место?» Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 1
24. Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций 1
25. Поведение в библиотеке и в музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и в музее. Экскурсия в библиотеку. 1
В мире сказок (6 ч ) 26-27 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 2
28-29 Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 2
30-31. Сказка – ложь, да в ней намек. Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. 2
Итоговые занятия (2 ч) 32-33. Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие «По школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят 2
Используемая литература 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. ) 2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010. 3. Васильева – Гангус Л. « Азбука вежливости», М., 1984. 4. Камычек Я. « Вежливость на каждый день», М., 1975. 5. Смолка К. « Правила хорошего тона», М., 1980. 6. Максимовский М. « Этикет делового человека», М., 1994. 7. Дорохов А. « О культуре поведения», М., 1986. 8. Карнеги Д. « Как завоевывать друзей». 9. Лаврентьева Л.И. « Школа и нравственное воспитание личности», журнал « Завуч начальной школы», №5, 2004.