Программа по обучению грамоте в школе Малышок.



Рабочая программа
Дополнительного образования по учебной дисциплине
« Обучение грамоте» для детей 6 лет
2014-2015 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.
Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.
Основу дополнительной образовательной программы “Обучение грамоте” составляют:
Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);
Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);
Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эль- конин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Мон- тессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Задачи 1-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.
Задачи 2-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся подгруппами по 7-8 человек в старшей группе один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Звуковой анализ слова
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел II. Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».
Раздел III. Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 -й год обучения

занятия Тема занятия, задачи
сентябрь
1 Мониторинг
- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
2-3 Звук и слово
Закреплять представление детей о слове;
закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
4 Звук, слово, слог
-Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;
учить называть слова с заданным слогом;
закреплять умение интонационно выделять звук в слове.
октябрь
5 Предложение, слово, звук
Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
учить называть слова с заданным звуком.
6-8 Схема звукового состава слова
- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.
ноябрь
9-12 Схема звукового состава слова
Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;
познакомить со словоразличительной ролью звука
декабрь
13-14 Гласные звуки
-Дать понятие о гласных звуках;
- продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.
15-16 Гласные и согласные звуки
Продолжать обучение звуковому анализу слова;
познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.
январь
17-20 Твердые и мягкие согласные
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;
познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.
февраль
21-24 Твердые и мягкие согласные
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки
март
25-28 Словесное ударение
Закреплять умение детей делить слова на слоги;
учить вычленять в слове ударный слог;
закреплять умение проводить звуковой анализ слов.
апрель
29-32 Ударный гласный звук
-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
май
33-35 Ударные и безударные звуки
-Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;
- закреплять знание о различительной роли звука.
36 Мониторинг
Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.
2-й год обучения

занятия Тема занятия, задачи
сентябрь
1 Мониторинг
Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.
2-3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков
учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
закреплять умение определять место ударения в словах;
учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.
4 Буква а, А
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
познакомить с гласными буквами а, А;
учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.
5-6 Буква я, Я
- Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.
7 Буква о, О
- Познакомить с гласными буквами о, 0.
8 Буква ё, Б
- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».
октябрь
9 Буква ё, Е
- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».
10 Буква у, У
- Познакомить с гласными буквами у, У.
11-12 Буква ю, Ю
- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.
13 Буква ы
- Познакомить с гласными буквами ы.
14 Буква и, И
Познакомить с гласными буквами и, И;
учить детей словоизменению.
15 Буква э, Э
Познакомить с гласными буквами э, Э;
учить детей словоизменению.
16 Буква е, Е
Познакомить с гласными буквами е, Е;
учить детей словоизменению.
ноябрь
17 Буква е, Е
Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;
учить детей словоизменению.
18-22 Правила написания гласных букв
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
учить составлять слова из трех слов.
23 Буква м, М
Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
учить детей читать слоги и слова с буквой м.
24 Буква н, Н
Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
учить детей читать слоги и слова с буквой н.
декабрь
25 Буква р, Р
Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
учить детей читать слоги и слова с буквой р.
26 Буква л, J1
Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль»
учить детей читать слоги и слова с буквой л.
27 Буква г, Г
Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
учить детей читать слоги и слова с буквой г.
28 Буква к, К
Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
учить детей читать слоги и слова с буквой к.
29 Закрепление
Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
учить отвечать на вопросы по тексту;
продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.
30 Буква с, С
Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
учить детей читать слоги и слова с буквой с.
31 Буква з, 3
Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
учить детей читать слоги и слова с буквой з.
32 Буква ш, Ш
Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши
учить детей пересказывать прочитанный рассказ.
январь
33 Буква ж, Ж
Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
учить детей пересказывать прочитанный рассказ.
34 Буква д, Д
Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.
35 Буква т, Т
Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
совершенствовать навык чтения.
36 Буква ь
Познакомить с буквой ь;
совершенствовать навык чтения.
февраль
37 Буква ъ
Познакомить с буквой ъ;
совершенствовать навык чтения.
38 Буква п, П
Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»
совершенствовать навык чтения.
39 Буква б, Б
Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
совершенствовать навык чтения.
40 Буква в, В
Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
совершенствовать навык чтения.
41 Буква ф, Ф
Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
совершенствовать навык чтения.
42 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
43 Буква й
Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
совершенствовать навык чтения;
учить детей словообразованию.
44 Буква ч, Ч
Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.
март
45 Буква щ, Щ
Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
совершенствовать навык чтения.
46 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
47 Буква ц, Ц
Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
совершенствовать навык чтения.
48 Буква х, X
Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»
совершенствовать навык чтения.
49 Разделительная функция ь
Совершенствовать навык чтения;
познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;
учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.
50 Разделительная функция ъ
Совершенствовать навык чтения;
познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;
учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.
51-52 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
апрель
53-60 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
май
61-67 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
68 Мониторинг
Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания, овладения слоговым и слитным способами чтения;
изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю (всего 68 занятий), продолжительностью 30 мин.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Результаты к концу 1-го полугодия
Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.
Результаты к концу 2-го полугодия
Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
Дидактические материалы:
Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
Н.В. Дурова. Читаем сами. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.