Программа по развитию речи в школе Малышок.


Пояснительная записка
Рабочая программа « Волшебный мир звуков и слов» по обучению грамоте и развитию речи детей по подготовке к обучению в школе «Малышкина школа» для будущих первоклассников МБОУ «СОШ № 11» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями второго поколения (дошкольное образование), на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и Учебного плана для «Малышкиной школы» на 2014-2015 учебный год.
Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте и развитию речи в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по данной программе направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу в группе. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова. Программа поможет детям научить правильному произношению звуков, развитию фонематического слуха и восприятия, сформировать навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Данная программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
*разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.
*формирование у детей 6 -7 лет навыков звуко-буквенного анализа, чтения, подготовки руки к письму, развития коммуникативных способностей на основе общения, учебной мотивации с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
*Работать по пяти единицам речи: звук, буква, слог, слово, предложение. Закреплять и совершенствовать умение делить на слоги и воспроизводить звуковой анализ слов.
* Обучить ребенка сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
*Расширять словарный запас, обогащать активный словарь. Прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку.
Содержание предмета
«Обучение грамоте», «Развитие речи»
1.Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2.Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3.Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные зауки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4.Обучение звуко – слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.

Учебно - тематический план

п/п Тема уроков Колво
часов Дата
1 Наша речь. В мире звуков. Гласные звуки, обозначающие твёрдость согласных. Посадка при письме. 1 2 Речь состоит из предложений. Сказка «Репка». Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных. Правильно держим карандаш. 1 3 Предложение. Путешествие в страну Вежливых Слов. Гласные звуки [а], [о],[у], [и], [ы], [э] и буквы . 1 4 Хорошие манеры. Игра «Плетень». Мягкие и твёрдые согласные. 1 5 Предложения состоят из слов. Парные согласные звуки [б], [п], буквы б-п. Чтение слогов с буквами б, п. Овощи. 1 6 Ознакомление со слоговым строением слова. Путешествие в сказку «Колобок». Парные согласные звуки [в], [ф], буквы в-ф. Чтение слогов с буквами в, ф. 1 7 Ознакомление со звуковым строением слова: гласные согласные звуки. Путешествие в сказку «Теремок». Парные согласные звуки [г], [к], буквы г-к. Чтение слогов с буквами г, к. 1 8 Игра «Молоточки». Путешествие в сказку «Красная Шапочка». Парные согласные звуки [д], [т], буквы д-т. Чтение слогов с буквами д, т. 1 9 Слияние согласного с гласным. Путешествие в сказку «Маша и Медведь». Парные согласные звуки [ж], [ш], буквы ж-ш. Чтение слогов с буквами ж, ш. 1 10 К тайнам звуков и букв. Фрукты. Парные согласные звуки [з], [с], буквы з-с. Чтение слогов с буквами з, с. 1 11 К тайнам звуков и букв. Непарные звонкие согласные звуки [л], [н], [м], [й’], [р]. Буквы л,м,н,р,й. Времена года. Осень. Чтение слогов с буквами л, н, м, р. 1 12 К тайнам звуков и букв. Непарные глухие согласные звуки [х], [ц], [ч’], [щ’]. Времена года. Зима. Чтение слогов с буквами х, ц, ч,щ. 1 13 К тайнам звуков и букв. Твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Времена года. Весна. Чтение слогов с буквами ж, ш, ц. 1 14 К тайнам звуков и букв. Мягкие согласные звуки [ч’], [щ’], [й’]. Времена года. Лето. Загадки. Чтение слогов с изученными буквами. 1 15 К тайнам звуков и букв. Схемы слов. Хорошие манеры дома. Порядок и беспорядок. Чтение слогов с изученными буквами. 1 16 К тайнам звуков и букв. Схемы слов. Игра «Рыбалка». Скороговорки. Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 17 К тайнам звуков и букв. Гласные звуки [й’э], [й’о], буквы Ее, Её. Скороговорки. Чтение слогов с изученными буквами. 1 18 К тайнам звуков и букв. Обозначение буквами Е, Ё гласных звуков [э], [о] после мягких согласных в слиянии. Небылицы - перевертыши. Чтение слогов с изученными буквами. 1 19 К тайнам звуков и букв. Гласные звуки [й’у], [й’а], буквы Юю, Яя. Игра «Доскажи словечко». Чтение слогов с изученными буквами. 1 20 К тайнам звуков и букв. Обозначение буквами Ю, Я гласных звуков [у], [а] после мягких согласных в слиянии. Игра «Полслова за вами». Чтение слогов с изученными буквами. 1 21 К тайнам звуков и букв. Буквы ь,ъ знаки. Хорошие манеры. Пять золотых правил. Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 22 К тайнам звуков и букв. Ударение. Деление слова на слоги. Хорошие манеры. Уроки этикета. Чтение слогов с изученными буквами. 1 23 К тайнам звуков и букв. Алфавит. Хорошие манеры. Дружба. Чтение слогов с изученными буквами. 1 24 Повторение изученного материала. Самое удивительное чудо на свете. 1 Прогнозируемые результаты программы
умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
умение сравнивать, обобщать, исключать лишнее;
умение работать в коллективе, взаимодействовать, планировать и контролировать свои действия;
умение общаться со сверстниками и взрослыми;
умение говорить и слушать;
развитие грамматического строя речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
умение оперировать единицами речи: звуком, словом, слогом, словосочетанием, предложением;
умение употреблять в речи форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
умение подбирать предлоги к словам, исправлять ошибки в употреблении предлогов;
умение отвечать на вопросы;
умение участвовать в диалоге;
умение пересказывать подробно небольшой по содержанию текст;
умение составлять рассказ по картинке, событию, увиденному;
развитие фонематического слуха;
умение соотносить количество звуков в слове с буквами;
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем);
гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
Литература:
Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников. Ч. 5 (6-7 лет). – М.: Баласс, 2011.
Кириллова Л. «Энциклопедия методов обучения чтению»
Художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д.
Методическая литература: словесные, дидактические, развивающие игры.
Интернет-ресурсы.