Рабочая программа театрального кружка (5класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №1»
Симферопольского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
__________Е.И. Повшик ____.2016г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
_______ О.А.Лущик
приказ от ___..2016г.
№______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театрального кружка
«ДТТ ( Дети. Творчество. Театр. )»

Класс: 5
Уровень образования: дополнительное образование
Срок реализации программы: 2016/2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: 1ч/неделю, всего – 34 ч/год;
Составитель: Е.Б. Малиновская, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Кольчугино, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа театрального кружка для 5 класса прежде всего направлена на развитие художественно-творческих способностей учащихся. Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.
Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работая в группе ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.
Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве школы, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом.. В театральном кружке масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.
Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.
Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что все мероприятия обязательно основываются на творчестве русского народа.
Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина.
Вид программы по целевой направленности: общекультурная.
По тематической направленности: художественная, ведь театральное искусство синтезирует в себе музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д.
Цель:
Приобщить детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, инсценировки, мини-спектакли).
Направлена:
на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, речи, работы над художественным образом, вокального исполнения;
на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.
на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы;
Задачи:
- формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов театрального кружка;
- развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка;
- формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии;
- формировать коллектив;
-воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Планируемые результаты
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующему:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром; взаимодействовать между собой и с учителем;
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, актёра, научиться выражать свои впечатления .Итогом занятий кружка является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, актёра.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Содержание
Программа кружка «Дети. Творчество. Театр.» включает разделы:
1. Введение.
2. Наш театр.
3. Основы актёрского мастерства.
5. Театр.
1.Введение (1 час)
Вводное занятие. «С чего начинается театр?» Театр как вид искусства.
2. Основы актёрского мастерства. (4 часа)
Голос и речь. Работа над голосом.
Жест и мимика. Движение. Актёрский тренинг.
Пластическая импровизация на ходу в заданном образе.
3. Наш театр (25 часов)
Чтение и выбор басен для инсценировки. Распределение ролей.
Инсценирование басен.
Театальные миниатюры. Репетиция. Выступление.
Чтение сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Просмотр фильма/спектакля по сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Репетиция сцен. Постановка отрывков из новогодней сказки.
Выразительное чтение стихотворений. Репетиция. Конферанс.
Создание сценария праздника. Обсуждение сценария. Распределение обязанностей.
Репетиция сценок, стихотворений. Репетиция вокальных номеров.
Репетиция массовых сцен. Праздник «Масленица».
Поэтические миниатюры. Работа над выразительностью
Творческая мастерская «Весенний перезвон»
Репетиция сценок. Работа над выразительностью.
Этюды. Театральная композиция «Война и дети»
4. Театр
Знакомство с театральными профессиями.
Тренинг «Как вести себя в театре». Посещение театра
Праздник «Мы и наши роли».
Итоговое занятие. Наши результаты, достижения.
Тематическое планирование№п\пСодержание
Количество часов Примечание
1 Введение 1 2 Основы актёрского мастерства 4 3 Наш театр 25 4 Театр 4 Итого 34 Календарно-тематическое планирование
№ п\пДата проведения Тема Примечание
План Корр. Введение (1час) 1 Вводное занятие «С чего начинается театр?» Основы актерского мастерства( 4 часа) 2 Голос и речь 3 Жест и мимика 4 Движение. Актёрский тренинг 5 Пластическая импровизация на ходу в заданном образе Наш театр (25 часов) 6 Чтение и выбор басен для инсценировки. Распределение ролей 7 Инсценирование басен 8 «Лукоморье». Выбор сказки А.С. Пушкина 9 Театральные миниатюры. Репетиция 10 Театральные миниатюры. Выступление 11 Чтение сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». ». Выбор ролей. 12 Просмотр фильма/спектакля по сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 13 Репетиция первой сцены 14 Репетиция второй сцены 15 Постановка отрывков из новогодней сказки 16 Выразительное чтение стихотворений. 17 Репетиция. Конферанс. 18 Создание сценария праздника. 19 Обсуждение сценария. Распределение обязанностей. 20 Репетиция сценок, стихотворений. 21 Репетиция вокальных номеров. 22 Репетиция массовых сцен. 23 Генеральная репетиция. 24 Праздник «Масленица» 25 Поэтические миниатюры. Работа над выразительностью 24 Творческая мастерская «Весенний перезвон» 27 Репетиция сценок. Работа над выразительностью. 28 Этюды. 29 Театральная композиция «Война и дети» 30 Знакомство с театральными профессиями. Театр (4 часа) 31 Тренинг «Как вести себя в театре» 32 Посещение театра 33 Праздник «Мы и наши роли» 34 Итоговое занятие. Наши результаты, достижения.