РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «Вдохновение» Пояснительная записка В наше время, когда дети ведут пассивный образ жизни, «зависают» в Интернете, с головой уходя в виртуальный мир, очень важно развивать духовное начало школьников, приобщать к культуре. Занятия в театральном кружке способствуют воспитанию человека, ориентированного на главенство духовного начала в жизни, на нравственные ценности, присущие русскому гуманистическому искусству. Гармоническое развитие личности тесно связано с про цессом формирования её духовных запросов и с реализацией творческих возможностей. Театр – одно из мощных средств приобщения к культуре, духовности. Настоящая программа разработана на основе программы Ганелина Е.Р. обучения детей основам сценического ис кусства «Школьный театр». Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и реализует принцип системно - деятельностного подхода к обучению . Новые знания преподносятся в виде про блемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уваж ение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Программа предусматривает получение теоретических знаний и практических навыков . К проведению лекций о театре, его видах, сценографии наравне с преподавателем привлекаются сами учащиеся. Мето д обучения предполагает создание особенного нравственного климата в группе, дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей, приучаются «думать вслух», формулировать, излагать свои мысли в определённой последовательности, выделять главное и отл ичать второстепенное. Школьники учатся не только мыслить, но и овладевают навыками ораторского искусства. Программа строится на принципе добровольного введения в игру, в которой реализуются все задачи и установки. Цель программы: гармоничное развитие лично сти ребёнка средствами эстетического образования, развитие его художественно - творческих умений, нравственное становление . Задачи: 1.Развивать и реализовывать творческие возможностей детей. 2.Развивать познавательную сферу (мышление, речь, память, воображен ие). 3. Воспитывать культуру речи, формировать навыки дикции, мимики и пластики. 4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на его эмоциональное состояние 5.Формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни. Содержание программы : Введение. Театральное искусство, его особенности. Виды и жанры театрального искусства. Пьеса – основа спектакля. Мастерство актёра. Задача – помочь ребенку вернуться к себе естественному. Теория. 1. Бессловесные элемен ты действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. 2. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия. 3. Наблюдательность, умение соср едоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. Практика. Освоение принципов сценического поведения. Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения. Групповой тренинг исключае т оценочный уровень восприятия. Здесь не бывает плохого или хорошего, правильного или неправильного. Выполняя упражнения не надо делать хорошо. Достаточно действовать. Вот это обязательно, т.е. любой ребенок, находящийся на любой стадии физического или пси хологического зажима, неизбежного в начале обучения, все делает хорошо. Внимание Поймать хлопок; Невидимая нить; Много ниточек, или невидимое зеркало. Освобождение мышц 1) Взрыв; 2) Ртутный шарик. Воображение 1) Я – скульптор, а моя рука – глина; 2) Чугун ный шар; 3) Замороженный; 4) Суета; 5) Переход; 6) Написать ногами коллективное письмо; 7)Рождение фантастического существа; 8) Жизнь бабочки. Первый драматургический материал 1) Поваренная книга; 2) Сказка. Сценическая речь. Теория. 1. Дикция. Артикуляцио нная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. 2. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. Практика. 1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. 2. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. 3. Упражнения артикуляционной гимнастики. 4. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. 5. Упражнения с текстами скороговорок . 6. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах. Постановочная работа. Работа над спектаклем 1. Выбор пьесы ,чтение и обсуждение с детьми. Распределение ролей. 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. 3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом . 4 . Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 5 . Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. 6 . Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. 7 . Создание декораций и костюмов. 8 . Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизи т. 9 . Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата провед ения Коли - чество часов Содержание Прим ечани я 1 1 Вводное занятие. Теоретические сведения: Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Мастерство актёра. 13 часов 2 2 1. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. 2. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия. 3. На блюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. 3 5 Практика. Освоение принципов сценического поведения. Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и вообр ажения. 4 1 Сценическая речь. Теория. 1. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. 2. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. 5 5 Практика. 1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. 2. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. 3. . Упражнения артикуляционной гимнастики. 4. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетан ие тренируемого звука с гласными. 5. Упражнения с текстами скороговорок. 6. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах. Постановочная работа. Работа над спектаклем 22 часа 6 1 1. Выбор пьесы ,чтение и обсуждение с дет ьми. Распределение ролей. 7 2 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. 8 2 3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом 9 3 4. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отд ельных персонажей. 10 4 5. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях . 11 2 6. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным офор млением. 12 2 7. Создание декора ций и костюмов . 13 3 8. Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. 14 2 9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Список литературы: 1. Ганелин Е.Р. Программа обучен ия детей основам сценического искусства «Школьный театр». 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:Баласс, 2008. 3. Беспрозванный Л. Упражнения для души. — М., 1993. Буров А. Г. Учебно - воспитательная работа в самодеятельном театре. — М., 1985. 4. Генералова И. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание, искусством. 1 — 3 класс: Методическое пособие для учителей начальной школы / Под ред. Л. В. Тарасова. — М., 1997. 5. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам. — I Ивантеевка, 1994. 6. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. От упражнения к спектаклю - М.: 2006. 7. Козлянинов Г.И. Упражнения по д икции - М.: 2004. Приложение 1 ДЕБАТЫ — КОМАНДНАЯ ИГРА Истина, как известно, рождается в спорах, а поводов для споров в жизни вообще и в школьной жизни в частности предостаточно. Но оказывается, спорить надо умеючи. Правильно организованный спор, или, иным и словами, дебаты, имеют многовековую традицию. Автор предлагает детально разработанную методику командной игры, которая поможет участникам овладеть искусством спорить, отстаивать или, напротив, отвергать ту или иную точку зрения. Цель — убедить в силе ваш их аргументов Необходимо разрешить педагогический вопрос дискуссионного характера? Эффективно провести научно - практический семинар для учителей? Пополнить арсенал методических возможностей педагогов? Повысить мотивацию учащихся к проводимым внеклассным мер оприятиям? Много вопросов, и предлагаемый способ нахождения ответа один — провести дебаты. Цель — убедить в силе ваших аргументов «Дебаты (франц. debats , от debattre — спорить), обмен мнениями на каком - либо собрании, заседании; прения...» Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане дебатировали о пре имуществах и недостатках предлагаемых законов; греки учились спорить, анал зируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. Нашли свое от раж ение дебаты и в истории Европы, где в системе образования существовали кур сы ораторского мастерства и дебатов, а в США дебаты восходят к периоду станов ления государственности. И именно там были проведены первые телевизионные дебаты (Дж. Кеннеди — Р. Никсон ), которые привлекли особый интерес граждан. Существует три типа дебатов, которые, в частности, практикуются в США: Дебаты Линкольна - Дугласа, кото рые трактуются как дебаты «о ценнос ти», то есть участники концентрируют внимание на ценностях, противопос тавл енных в теме. • Политические дебаты, в процессе которых рассматривается практическое применение конкретной позиции. В данном варианте утверждающая сто рона доказывает эффективность свое го плана, предложенного для достиже ния цели, указанной в теме. • Парламентск ие дебаты построены по принципу дебатов в британском парламенте. Одна сторона представля ет правительство, а другая — оппозицию. Спикер палаты управляет ходом действия и является судьей. Участни ки используют как практические, так и философские аргументы в п оддержку своей позиции, что отражает комбинацию дебатов Линкольна - Дугласа и по литических. Учебные дебаты, которые нас интересуют более всего, основаны на программе Карла Поппера и представляют собой сочетание дебатов Линкольна - Дугласа и политических. Эти дебаты ориентированы на работу в командах по три человека и предусматривают совместную деятельность группы как на подготовительном этапе, так и во время самой игры. Ц ель дебатов: убедить нейтральную сторону (судей, публику) в том, что аргу менты вашей коман ды сильнее, чем ар гументы оппонента. Тема дебатов фор мулируется как утверждение (например: «Школьную форму надо отменить»). Одна команда (утверждающая сторона) пытается убедить судью (жюри) в правиль ности своей позиции (утверждение формулировки темы). Друг ая команда (отри цающая сторона) доказывает судье, что позиция оппонента неверна: интерпре тация темы и аргументация точки зрения (кейс, аспекты, поддержка и доказатель ства) утверждающей стороны имеют недостатки. Технология проведения игры в школе Первое — о пределите и сформулируйте тему игры. Второе — определите термины и понятия, содержащиеся в формулировке темы. Третье — разработайте аргументы. На этом этапе — использование приема «мозгово го штурма» и обязательное соблюдение правил: никакой критики идей в момент высказывания; идея должна быть связана с темой; чем больше идей, тем лучше. Четвертое — создание аргумента: выдвижение; объяснение; доказательство; заключение. Пятое — исследование и поддержка аргументов: примеры; факты; статистические данные; цитаты . Шестое — типология аспектов: экономический; политический; экологический; социальный; нравственный; психологический и др. Седьмое — создание кейса. Его содержание — аргументы, доказательства, объяснения, факты, цитаты. Регламент и правила проведения игры Выбираются первый, второй и третий спикеры утверждающей команды и соответственно первый, второй и третий спикеры отрицающей команды. Каждая команда имеет право взять в продолжение игры не более 8 мин. на подготовку к выступлениям. За соблюдением временного режима следит тайм - спикер. Дебаты — игра командная, и у каждого участника есть свои обязанности. Первый спикер утверждающей стороны представляет свою команду, объявляет тему, обосновывает ее актуальность, дает определение терминам и понятиям, составляющим тему дебатов; представляет точку зрения утверждающей команды, обосновывает аспекты рассмотрения данной темы; выдвигает аргументы, которые будут доказываться в ходе игры (в соответствии с заявленными аспектами); переходит к доказательству выдвинутых аргуме нтов (по возможности), заканчивает речь четкой формулировкой общей линии утверждающей команды. В ходе игры задает перекрестные вопросы второму спикеру команды отрицающей стороны. Первый спикер отрицающей стороны представляет команду, отрицает тему (то есть тезис, заявленный утверждающей стороной), принимает определения, данные утверждающей стороной; представля ет позицию отрицающей стороны; принимает аспекты утверждающей стороны или предлагает другие аспекты; представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, то есть аргументы, которые будут доказываться командой в ходе игры); опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые ее первым спикером. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды. Задает перекрестные вопросы второму спикеру утверждающей команды. Второй спикер утверждающей стороны восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, доказательств; восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией, следуя первоначальной структуре; приводит новые доказательства, повторяет важные аспекты (критерии) предыдущих доказательств, подробно развивает утверждающую позицию и расширяет утверждающий кейс, опровергая кейс отрицающий, не приводя аргументов. Заканчивает выступление четкой формулировкой обще й линии утверждающей команды. Отвечает на перекрестные вопросы первого спикера отрицающей стороны. Второй спикер отрицающей стороны восстанавливает отрицающую позицию, используя гипотезы, примеры и доказательства; подробно развивает отрицающую позицию, обо сновывая отрицающий кейс. Продолжает опровергать утверждающую сторону, приводит новые доказательства, но не приводит новых аргументов. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды. Отвечает на перекрестные вопросы первого спикера противо положной стороны. Третий спикер утверждающей команды еще раз акцентирует внимание на ключевых моментах дебатов (обозначает самые важные вопросы); следует структуре утверждающего кейса; возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером, и объя сняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими и раскрывает, почему аргументы утверждения более убедительны. Завершает линию утвержд ения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других), задает вопросы первому спикеру противоположной стороны. Третий спикер отрицающей стороны еще раз подчеркивает важные моменты дебатов, следует структуре отрицающего кейса, возвращается к крит ериям (аспектам), заявленным первым спикером, и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе; сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны. Завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других). Задает вопросы первому спикеру утверждающей стороны. Опровергающая речь (развивающая) вторых спикеров спорящих сторон. В их выступлениях опр овергаются аргументы и восстанавливается система аргументов после «атаки» оппонентов. Заключительная речь (подведение итогов). Третьи спикеры сторон в своих речах все внимание обращают на основные противоречия позиций, подводят итоги. Следит за проведением дебатов судейская коллегия, состоящая из нечетного числа судей. По ходу игры судьи заполняют судейский протокол, в котором оценивают аргументы и способ их доказательства. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает. При этом судейство осуще ствляется на основе следующих критериев: содержательность аргументов, правильность тезисов, достоверность фактов, умение задавать вопросы, красноречивость, скорость и громкость изложения информации, жестикуляция, дикция, зрительный контакт, соблюдение регл амента, наличие речевых ошибок, избыточное цитирование, излишняя агрессивность и т.д. В ходе игры судьи заполняют протокол, варианты которого представлены на Интернет - сайтах, посвященных дебатам, но можно разработать и свой вариант оценочного листа, ведь в любом случае цель судейского жюри одна: выявить команду, позиция которой была представлена более убедительно. За соблюдением регламента и правил игры следит тайм - спикер. Он записывает время, использованное выступающими, предупреждая их о времени, оставш емся до конца выступления, а также подает сигнал об окончании выступления (подготовки). Вот незыблемые правил а, которых должны придерживаться участники дебатов. • Входе дебатов не затрагивается личность участников, атакуются аргументы оппонентов, их рассу ждения и свидетельства, но не сами оппоненты. • Честность — стержень дебатов. Ваша задача быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов. • Проигравших нет. Основная цель учебных дебатов — о богатить участников и одновременно доставить интеллектуальное удовольствие. Иными словами, сам процесс дискуссии имеет большее значение, чем победа, хотя и результат, провозглашенный судьей (жюри), не следует игнорировать. Надо признать, опыт применения де батов в образовательном процессе содействует расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей. Одним из важнейших достоинств является и то, что дебаты учат учиться и совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Кстати, играть в «Дебаты» полезно не только взрослым, но и школьникам среднего и старшего звена. Источники Дебаты (Книга 1. Т.В. Светенко. Пут еводитель по дебатам. Книга 2. Е.Г. Калинки - на. Дебаты на уроках истории). М. Бон - фи, 2001. Дебаты на уроках истории: учебно - методическое пособие для учителя / Е.Г. Калинкина; под общ. ред. Л.А. Бабайцевой. - М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с. Приложение 2. КАК НАУ ЧИТЬСЯ ПРОВОДИТЬ ДИСКУССИИ В КЛАССЕ КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ МОЖЕТ РЕШАТЬ ДИСКУССИЯ? Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - спор, обсуждение какого - либо вопроса на собрании, в печати, в беседе. В педагогических источниках встреча ется три трактовки понятия дискуссия". 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины; 3) психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе. Такое широкое определение показывает широкий спектр использования дискуссии и множ ественность функций, которые она выполняет в педагогическом процессе. Чаще всего дискуссия трактуется как способ организации группового обсуждения, синонимами являются слова: спор, диспут, полемика. Целевая направленность дискуссии очень широкая: * Дискусс ия позволяет направить ценностную ориентацию школьников, выработать собственные отношения к миру, формирует их мировоззрение. Проблемный характер обсуждения, столкновение нескольких взглядов и подходов, стимулирует школьника к самостоятельному решению миро воззренческих и нравственных проблем, к определению своих жизненных ценностей, к выработке субъектной позиции. * Дискуссия помогает осуществить диагностику группы: определить ценностные ориентации группы, выявить неформального лидера и его роли, определить причины групповых конфликтов и т.д. * Дискуссия выступает как форма организации групповой деятельно сти школьников: по целеполаганию и планированию, групповому анализу ситуации, групповому решению проблем и т.д. КАК ГОТОВИТЬ И ВЕСТИ ДИСКУССИЮ? Ди скуссия не должна превращаться в средство формулирования заранее запланированного педагогом тезиса или решения. В ходе настоящей дискуссии, каждый участник свободно мыслит и выражает свою точку зрения. Особые задачи стоят перед руководителем дискуссии: он должен не столько направлять, сколько стимулировать, побуждать участников к обмену мнениями. Чаще всего выделяют следующие этапы дискуссии: вводную часть, основную часть и заключительный этап. Вводная часть - важный и необходимый элемент дискуссии, здесь п роисходит эмоциональный и интеллектуальный настрой школьников на предстоящее общение. Она строится так, чтобы актуализировать у участников имеющиеся представления, ввести необходимую информацию и создать интерес к предстоящей теме обсуждения. Идет процесс адаптации к проблеме и друг другу, вырабатывается установка на совместное решение определенного ряда задач, происходит групповое определение правил проведения дискуссии. Он может быть таким: 1. Каждый участник должен иметь возможность высказать свое мнение , даже если оно отлично от мнения группы (правило свободы слова). 2. Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены (правило «Без потерь»), 3. Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переход ить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д. (правило уважения личности) 4. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично (правило по ддержки). 5. Старайся говорить кратко, ясно и четко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы (правило цели). 6. Критикуя - предлагай (правило ответственности). Основная часть. Сам ход дискуссии зависит от выбранной формы. Эффективность проведения дискуссии зависит: от четкости выполнения выбранной формы и соблюдения регламента; от доброжелательного восприятия участниками друг друга и ведущего, от корректности поведения участников, от включенности всех в групповую работу и их активности. Осуществление всего этого, в первую очередь зависит от ведущего. Вот некоторые правила поведения ведущего дискуссии. 1. Слушать выступающих внимательно, не перебивать и не навязывать своих мыслей. 2. Не давать преждевременных оценок высказываниям участнико в, не выслушав других. 3. Стараться вовлечь в обсуждение всех, даже тех, кто не проявляет явного желания. 4. Если сразу хотят высказаться несколько человек, то прежде дай слово менее активным и наименее решительным участникам. 5. Проявляй терпение и тактич ность, даже если сталкиваешься с ошибочными мнениями своих воспитанников. 6. В том случае, если у участников возник вопрос, не торопись на него ответить, а предложи его группе. Заключительный этап - предполагает выработку определенных единых или компромисс ных мнений, позиций, решений, плана дальнейшей деятельности. На этом этапе осуществляется групповой анализ хода и результатов дискуссии: вкладов каждого участника в работу группы (наиболее активные участники, самые ценные мысли и предложения, взаимопомощь и совместное развитие идей и т.д.), сопоставление поставленных целей и полученных результатов, выявление положительных и отрицательных итогов работы, эффективность и продуктивность совместного обсуждения. На данном этапе перед ведущим стоят следующие задач и: 1. Анализ и оценка проведенной дискуссии, подведение итогов и результатов. 2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, сформировать общее мнение группы. 3. Отметить вклад в общую работу и снизить чувство неудовлетворенности каждого уч астника дискуссии. 4. Настроить (при необходимости) на дальнейшую работу в данном коллективе. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ДЛЯ ДИСКУССИИ? Тема дискуссии должна быть интересна участникам, отражать их интересы, жизненные проблемы, соответствовать возрасту школьников. Т ема должна носить проблемный характер, содержать в себе противоречие, «дилемму». Только при этом условии возможно провести дискуссию - спор, сделать обсуждение острым и проблемным, показать различные взгляды на одну и ту же проблему, стимулировать ребят на о тстаивание собственного мнения, или актуализировать самостоятельные рассуждения о правильности собственной позиции, ее сильных и слабых сторонах. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСКУССИЙ Приемы введения школьников в дискуссию: * Изложение проблемы через описание конкретного случая и анализ нравственных проблемных ситуаций. Лучшим материалом являются ситуации, взятые из книг, фильмов, публицистики (близкие опыту учащихся), а также жизненные ситуации, идентичные тем, которые возникают в жизни самих детей, ситуации из их жизни с вымышленными героями. * Демонстрация кинофильма или сюжета. * Инсценировка, ролевое проигрывание какого - либо эпизода. * Использование значимых (сенсационных) новостей. * Озвучивание противоречивых высказываний, выделение прот иворечий в точках зрения по одному и тому же вопросу двух или нескольких людей, столкновение противоречивых пословиц, высказываний современников, мнений сверстников (можно использовать для этого результаты предварительного анкетирования). * Предложение п ословиц, поговорок, афоризмов, высказываний для анализа их этического содержания. Они заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает школьников к размышлениям над нравственными, общечеловеческими проблемами. Следует выбирать суждения неодно значные, смысл которых не лежит на поверхности, создавать ситуации размышления, раздумья, проникновения в их тайный смысл. Например: «Вижу и одобряю лучшее, но избираю худшее»; «Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся»; «Для счастья н ужно устать!»; «Чувство величия - одно из проявлений ничтожества»; «Иногда потерять - это больше чем найти». * Предложение проблемных вопросов для анализа. Это вызывает у школьников потребность и стремление разрешить заключающееся в проблеме противоречие . Например: «Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать»; «Этика начинается с мысли, что человек стремится не просто к жизни, а к жизни хорошей, достойной. Почему же сегодня жизнь провозглашает ся высшей ценностью - независимо от того, какая это жизнь?» * Альтернативный выбор: участникам предлагается самостоятельно сделать выбор из предложенных ведущим нескольких альтернативных мнений. Приемы, стимулирующие активность участников: * Вопросы, побуждающие школьника к углублению мысли: «Как ты пришел к такому ответу?»; «Как можно показать, что это верно?» и т.д. * Предостережение от чрезмерных обобщений, чтобы не уйти от темы и сделать обсуждение более содержательным: «Когда это будет верно?»; «При каких условиях наиболее выражено?»; «Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит?» и т.д. * Уточняющие вопросы - стимулируют четче высказывать мысли, аргументировать их: «Ты сказал, что это лучше, лучше чем?»; «Где именно это пр оявляется?»; «Что ты имеешь в виду, когда говоришь..?» и т.д. * Парафраз - повторение высказывания с новой интонацией. Стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли. * Редакция - повторение наиболее значимой, с позиции ведущего, части высказыва ния. Позволяет направить обсуждение в нужное русло, держаться темы, проблематизирует обсуждение. * Информативное, краткое высказывание ведущего (образ, реплика, похвала, поддержка и т.д.) - помогает вести обсуждение, вносит новую информационную струю, побуждает к дальнейшей работе. * Демонстрация непонимания - побуждает участников повторить, уточнить суждение: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду, уточните пожалуйста» и т.д. * Сомнение - позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания : «Так ли это?»; «Это все?»; «Вы уверены в вашем тезисе?» и т.д. * Проблематизация - требование объяснения, обоснования, доказательства высказанных суждений. Повышает продуктивность, осознанность и основательность высказываний: «Обоснуйте ваше высказыван ие»; «Объясните, почему это так»; «Что это значит?» и т.д. * Альтернатива - ведущий предлагает и обосновывает тезис или утверждение, противоположное высказанному, акцентирует внимание на возможно другой точке зрения, противоположном подходе. Прием тренир ует навыки разностороннего рассмотрения вопроса, активизирует мыследеятельность школьников. * Доведение до абсурда. В этом случае ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы. * Нет - стратегия. На все высказыва ния участников дискуссии ведущий говорит «нет», не утруждая себя особо доказательствами: «Нет, это не так»; «Такое не бывает»; «Этого не может быть» и т.п. * Обращение вопроса к группе. Возможно, что в ходе дискуссии один из участников задает вопрос веду щему. Последний может обратиться с этим вопросом к группе (вопрос - эстафета) или к самому этому участнику (вопрос - эхо). * Резюмирование. По мере завершения обсуждения отдельных пунктов ведущий должен подводить некоторый итог сказанному, при необходимости обратить внимание на спорные моменты. Цель его состоит не в том, чтобы привести всех к единому мнению, а лишь в том, чтобы подвести итог сказанному. ВЕРТУШКА Суть данной формы дискуссии в том, что участники обсуждают тему в микрогруппах сменного состава ( на разных этапах дискуссии - в разных группах) и одновременно разбирается несколько основных вопросов по теме. Каждый участник здесь оказывается и в позиции ведущего, и в позиции простого участника обсужде ния: это помогает занять всем активную позицию, ос ознанно относиться к процессу обсуждения, определить свою позицию. На каждом этапе дискуссии участники отмечают лидеров обсуждения, это позволяет по окончанию обсуждения выявить ли деров группы, а при необходимости - сделать их организаторами в реализации намеченных группой планов. Тему для обсуждения лучше выбрать заранее, заранее нужно подобрать и вопросы для группового обсуждения, которые необходимы для работы в вертушке. 1 этап. Подготовительный. Ведущий дает вводную информацию, ставит проблему или обозначает тему обсуждения. Предлагает четыре направления решений проблемы или четыре ас пекта темы дискуссии. Например: Тема дискуссии: «Что определяет наше будущее?» Направления дискуссии: 1. Государство, его экономика и политика. 2. Мы сами. 3. Ситуация, случай, судьба. 4. Наше окружение - родители, друзья и соратники, влиятельные знакомые. Группа, состоящая из 16 участников, делится на 4 подгруппы (по 4 человека) по добровольному принципу в зависимости от личного предпочтен ия одного из аспектов темы или вариантов решения проблемы. На столах ставятся таблички («А», «Б», «В», «Г») и большие листы, озаглавленные одним из аспектов темы или направлением решения проблемы (лист - А, лист - Б, лист - В и лист - Г). Для каждого участника выдается карточка с номером (А - 1, А - 2, А - 3, А - 4, Б - 1 ,...Г - 4) и маршрутный лист. Ведущий объясняет правила проведения обсуждения и руководит размещением участников за столами. 2 этап. Сама вертушка. Определившиеся на подготовительном этапе четыре группы в течении 5 — 10 минут высказывают идеи, суждения и предложения по аспекту, обозначенному на их столе. Затем группы расходятся, каждый представитель в соответствии с маршрутом перемещения, указанном в маршрутном листе, оказывается за одним из други х столов, где с ним садятся по одному представителю из других групп. Здесь ими ведется совместное обсуждение второго аспекта, который написан на листе того сто ла, на который они переместились. Каждый этап обсуждения занимает 5 - 7 минут. На каждом перехо де участники игры дают оценку своим коллегам, выставляя на маршрутном листе один или два номера участников обсуждения (в том числе, возможно, и свой), которые были наиболее активны и содержательны в выступлениях на данном этапе. Следующих два перехода п овторяют предыдущий: участники обсуждают еще два новых для них аспекта проблемы. 3 этап. Подведение итогов. На последнем, четвертом, переходе участники оказываются за своим столом, где они начинали обсуждение. Здесь они обобщают предложения всех груп п, за фиксированные на листе, систематизируют их, отмечают альтернативные позиции и наиболее интересные идеи, оформляют выводы по своему аспекту и готовятся к выступлению перед группой. Ведущий игры собирает все маршрутные листы и путем подсчета устанав ливает тех лиц, выступление которых отметило большинство участников. Затем каждая группа представляет свой вывод, отражающий обобщенное мнение группы, а члены группы дополняют и уточняют его. Ведущий подводит резюме по каждому вопросу, по теме или пробл еме в целом, отмечает работу отдельных участников и говорит, кто был наиболее интересен и активен в обсуждения по количеству выборов. Проводит коллективный анализ мнений участников о проделанной работе. Если шло обсуждение решения проблемы, и требуется выбрать конкретное решение, то участники, набравшие большинство голосов, становятся группой экс пертов. Они, после выступления всех групп и коллективного обсуждения «за» и «против», принимают окончательное решение. В дальнейшем они могут выступить творческ ой группой по его реализации. ФОРУМ Обычно небольшая группа учеников (4 - 6 человек) с заранее назначенным председателем готовят дискуссию - тему, вопросы к ней, наиболее острые проблемные моменты. Заранее проводят опрос общественного мнения о значимости да нной темы или ее конкретных аспектов. Дается объявление в классе, чтобы остальные школьники также готовились к обсуждению. Ведущий может заранее подготовить оппозиционную группу. В ходе самого форума инициативная группа вступает в обмен мнениями с «аудитор ией» (классом), задает вопросы участникам, отвечает на их вопросы и т.д. Чтобы обсуждение было более интересным, участники инициативной группы могут взять себе вымышленные имена и звания (например, доктор философии Знайкин А.А., великий скептик Сомневайло И.С, специалист по человеческим отношениям - Дружнина Любовь и т.д.). Масло в огонь дискуссии подливает оппозиционная группа, представляя новые факты, результаты своих опросов мнений одноклассников, делая свои яркие «антивыступления». ДЕБАТЫ Дискуссия в ф орме дебатов может быть использована в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участников определены и резко отличаются друг от друга. Цель использования этой формы дискуссии - научить ребят высказывать свою точку зрения сп окойно, в дружелюбной форме, уметь слушать другую позицию. Участники должны суметь привести аргументы «за» или «против», постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции. Время выступления каждого участника во время дебатов ограничено и одина ково для всех. Решившись на такую форму, ведущий должен учитывать, что оценки многих участников будут носить субъективный характер. Ход проведения дискуссии: 1. Ведущий делит участников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Участники или сами выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать, или распределяются по группам по жребию. 2. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах их проведения: время на подготовку в группах - 10 - 15 мин. Общее время на в ыступление группы в дебатах - 15 мин. Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления. 3. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментиро вать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и пр. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений. 4 . Ведущий начинает дебаты, представляет участникам слово, следит за регламентом. В завершение дебатов проводится коллективный анализ, можно провести опрос среди участников с тайным голосованием. СИМПОЗИУМ Более формализованное, по сравнению с предыдущ им, обсуждение, в ходе которого участники (лекторы - члены класса или приглашенные специалисты) выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Эта (форма обсуждения позволяет специалистам - проф ессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией. Она облегчает диалог между слушателями и лектором. Два или три лектора в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность каждого выступающего не должна превышать 10 минут. Затем 20 минут отводится на общее обсуждение. Для того чтобы подготовить симпозиум, ведущий должен встретиться с лекторами и договориться о плане проведения презентаций, их тематике, регламенте. Дискуссия в форме симпозиума особенно эффективна тогда, когда необходимо поделиться опытом, рассказать о результатах работы целой группы и т.д. В этом случае можно организовать целую конференцию, состоящую из нескольких логически дополняющих друг друга тематических блоков. АКВАРИУМ Эта раз новидность дискуссии обычно применяется при обсуждении противо речивых подходов, конфликтов, разногласий. Данный вариант интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления и отстаивания своей позиции, ее аргументации. Включенность вс ех участников достигается участием каждого в начальном обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Узкий круг выступающих (5 - 6 человек) позволяет сосредоточить восприятие на основных позиция х. Подготовительный этап. Ведущий представляет классу проблему, делит класс на группы. Обычно группы располагаются по кругу. Участники (иногда ведущий) выбирают представителя, который будет представлять позицию их группы всему классу. Ход дискуссии: 1. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения. 2. Ведущий просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказываться, однако участникам группы разрешается передавать указания своим представителям записками. 3. Остальные участники находятся в позиции активных наблюдателей и аналитиков, они отмеча ют (можно фиксировать письменно) наиболее яркие и аргументированные выступления, четкость выражения мыслей и позиций в целом, умение слушать оппонентов и задавать уточняющие вопросы, способность четко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы, уме ние убеждать и т.д. 4. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм - аут для консультаций. 5. Аквариумное обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении установленного времени, либо после достижения решения. 6. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом. КРИТИКИ, МЕЧТАТЕЛИ. РЕАЛИСТЫ Это групповое обсуждение новых идей и предложений. Осуществляется оп рос общественного мнения о новой идее, сбор реальных и н ереальных предложений, критика. В результате это помогает более четко представить саму идею, ее актуальность и значимость, наметить пути ее реализации. Ход обсуждения: 1. Ведущий выступает с идеей, настраивает на совместное обсуждение, объясняет пра вила работы. Участники делятся на три группы (любым способом разбивки). Каждой группе обозначают роль и задачи: > Группе критиков - жесткая критика идеи, обнаружение и раскрытие ее слабых сторон, возможных трудностей в реализации и т.д. > Группе мечтателей - генерализация самых невероятных и даже несбыточных вариантов развития идеи, развитие ее отдельных направлений, построение перспектив ее осуществления, прогнозирование областей, где она может реализовываться, людей которые могут помочь в ее реа лизации и т.д. > Группе реалистов - решение вопроса о том, как ее можно реализовать, какие средства (денежные, технические, люди, связи...) нужно вложить и задействовать для ее реализации, как нейтрализовать трудности, которые мешают ее развитию и т. д. 2. Группы обсуждают идею с заданных им ролей. 3. Выступление группы «Мечтателей» (5 - 7 мин.), которое обсуждают группы «критиков» (критикуют предложения, показывают слабые идеи и т.д.) и «реалистов» (анализируют идеи, показывают - какие из них и как можно воплотить и т.д.). Так же происходит выступление группы «Критиков» и группы «Реалистов». 4. Коллективный анализ. Каждая группа обсуждает новые идеи и предложе ния, замечания и критику. А затем, используя самые интересные идеи и предложения, в ыносит окончательный проект. 5. Выступление представителей от каждой группы с окончательным проектом. 6. Коллективный анализ встречи и резюме ведущего. лицом к лицу Оборудование - перекидные таблицы с лозунгами - призывами и часы. Примеры лозу нгов: Один человек ничто не может изменить. * От молодежи не зависит будущее России. * Сейчас старшеклассник не способен сам определять свое будущее. * Важно ориентироваться на личностно - прагматические мотивы, хватит играть в романтиков. * Человек д олжен стремиться сам определить, чего он хочет добиться в жизни. * Человек - творец своей жизни, сам решает, как ему жить. * У России нет будущего. * Каждый человек вступает в диалог со своей совестью. * Жизнь человека определяет судьба, ситуация, случ ай. s Человек - это звучит гордо. Ход дискуссии: 1. Участники делятся на две группы. Одна группа молча наблюдает, другая играет. Задача наблюдателей: выяснить, кто является лидером, кто активно участ вует в обсуждении, а кто - нет и т.д. 2. На двух проти воположных стенах крепятся знаки «+» и « - », т.е. «согласен» и «не согласен». 3. Участники второй группы, после ознакомления с первым лозунгом, должны подойти к одной или другой стене в зависимости от выбора, отражая свою позицию «согласен» или «не согласе н» (другой альтернативы нет). Затем происходит аргу ментация и агитация сторонников одной позиции, а после - сторонников другой. 4. Через три минуты ведущий останавливает обсуждение и показывает следующий лозунг. Так проходит пять или шесть раундов. 5. З атем ведущий должен поменять группы участников местами: те, кто были наблюдателями, вступают в игру. 6. Обсуждение происходит сразу по окончании игры, когда все участники могут высказать свое мнение об игре и о каждом участнике (его позиции, роли, наибо л ее интересных мнениях и т.д.). ГРУППОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ОТДЕЛЬНОГО СЛУЧАЯ Предложенный на обсуждение случай представляет собой реальное событие, имевшее место в жизни одного человека или группы лиц. Это должен быть конкретный случай - сложный для самостоя тельного осознания и понимания, или вызывающий противоречивые толкования, или мешающий и задерживающий личностный рост человека (группы), или требующий решения, которое затруднительно принять и т.д. Имена и детали в событии могут быть изменены. Рассматр иваемый случай не является общим, это особая и в некотором роде уникальная ситуация. Изучение приводит к анализу этой ситуации и принятию практического решения. Ведущий или кто - то из участников излагает событие. Открывая обсуждение ведущий спрашивает: « Что вы об этом думаете?» Следует начинать с наиболее важных для участников аспектов события. Выслушивается любая мысль, без всякой критики или одобрения. В самом начале обсуждения важно помочь группе выбрать цель, т.е. уяснить проблему, требующую решени я. Затем надо составить программу действий. Пункты ее записываются на доске и нумеруются. Эта программа помогает участникам следить за тем, чтобы обсуждение не отступало от темы. Переход от одного аспекта к другому может происходить как минимум в двух форм ах: > первая, после длительной паузы. Ведущий спрашивает: «Является ли наш ответ удовлетворительным? Можно ли считать, что с этим вопросом покончено? Можно ли переходить к следующему вопросу?»; � вторая становится неизбежной, если группа начинает обс уждать один из последующих пунктов (если обсуждение этого пункта окажется важным в данный момент, ведущий подводит итог высказанным мыслям по предыдущему пункту и объявляет о переходе к следующему пункту). При этом ведущий: а) поясняет сказанное учас тником и фиксирует резюме на доске; б) подчеркивает различия между высказываемыми мнениями; в) предлагает группе обсудить эти различия; г) просит излагать факты, на которых основывается мнение, помогает группе увидеть разницу между фактами и пози циями; д) помогает собрать данные для формулирования различных гипотез; е) помогает выбрать одну из гипотез; ж) помогает группе выбрать способ решения. Дискуссия пройдет наиболее эффективно, если число участников собрания не будет превышать 15 - 17 человек. Чем чаще проводится групповое изучение случая, тем более оно успешно. Литература 1. Деловые игры [методические рекомендации]. - Красноярск, 1989. 2. Никитина Н.Н. Приемы нравственной активизации личности: Методические рекомендации. - Ульяновс к, 1997. 3. М - А. Робер, Ф.Тмльман. Психология индивида и группы. - М., 1988. Приложение 3.