Урок литературы 4 класс. Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Урок литературы 4 класс.

Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе»
Цель: 1. Воспитание чувства патриотизма, уважения к истории русского народа.
2. знакомство с былинами.

Орг. момент.
Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на пир, а на беседу добрую, да складную. И велась бы наша беседа речью плавной. Хочу пожелать вам активнее в ней участвовать. Сегодня мы открываем дверь в следующий раздел нашей книги «О доблестях, славе, о подвигах»
-- Как вы думаете, о чем пойдет речь ?
Подготовка к новому материалу.
В этом разделе мы будем изучать былины. Раньше не было слова былина, а богатырские песни, рассказывающие о делах давно минувших дней, « преданья старины глубокой» назывались старинами, старинками. Позднее появилось слово былина, что означало «быль», т.е. правдивое повествование.
БЫЛИНА – это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг.
В былинах мы найдем много исторических фактов. Это и названия городов, и имена исторических деятелей. И все же былины – это не исторический документ, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел. Для былин важна не столько правда отдельного факта, события, сколько правда жизни.
Былины связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.
--- Каких богатырей вы знаете?
На картине Виктора Михайловича Васнецова изображены три богатыря. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – заступники народа, оберегающие границы своей родины.
Илья Муромец – старший из богатырей, был храбрый, мудрый, совершил много подвигов. С одним из подвигов мы познакомимся на следующем уроке.
Добрыня Никитич отличается от других богатырей своей ученостью, вежливостью, «знает, как речь вести». Он обучен разным искусствам – играет на гуслях, сочиняет песни.
Описание из былины «Добрыня Никитич».
Растет Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел, да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.
Алёша Попович – он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Не так силён, как Илья и Добрыня, но где не может взять силой – берёт ловкостью и хитростью.
Новый материал.
Сегодня мы познакомимся с былиной «Добрыня и змей».
Словарная работа:
Паробок – молодой человек, слуга.
Полон – плен.
Ратиться – бороться, биться.
Курева – вихрь.
По изотчине – по отчеству.
Поприще – место битвы, путевая мера, длина пути.
Полпоприща – полпути.
Слова, трудные для прочтения:
Бла-гос-ло-ви-ла – согласие
От-ку-леш-ний
Пле-мян-ни-ца
Со-ро-чинс-кие
Пу-тя-тич-на

Чтение учителем.
Представьте седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих на коленях.
После прочтения ответьте на вопрос:
-Какой подвиг совершил Добрыня?
Беседа по вопросам.
Вопросы учебника.
Итог: Что узнали о Добрыне Никитиче?
Подвиг какого полководца напоминают события, отраженные в былине?
Домашнее задание.
Заголовок 115Основной текстОсновной текст 2 Еким Татьяна8C:\DOCUME~1\97FC~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Документ1.asd Еким ТатьянаPC:\Documents and Settings\Еким Татьяна\Мои документы\Урок литературы 4 класс.doc
·
·
·