Консультация на темуЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР (КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА) В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
(КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА)
В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Хайрова Мениря Асымовна . воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Общение – важный показатель психического развития ребенка и одновременно важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя: - желание вступать в контакт, - умение организовать общение, - знание норм и правил при общении. Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом. Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения. 
 Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Театр – это игра, а вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. В театральной игре ребенок решает свои проблемы.
Театр - коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка. Ребенок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр ребенок познает себя и начинает расти, как личность. Театр создаёт условия для социализации ребенка в обществе, усиливает адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности . Увиденное в  театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти.
Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Кроме того, театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает развиваться эмоционально и физически, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.
И воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста широки:
– дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии;
– умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;
– процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный и грамматический строй;
– театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия, выражать свое собственное отношение к добру и злу;
– театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать героям разыгрываемых событий;
– она позволяет формировать первичные социальные навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления; театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребенку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его с видом художественно - эстетической деятельности.
Театрализованная игра – одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации самостоятельной речевой активности; это моделирование социальных отношений, подчиненное сюжету сценариев обозначенных временных и пространственных характеристиках. В данном виде деятельности принятие образа овеществлено, материализовано (ребенок переодевается или использует куклу) и выражается различными символическими средствами (мимика и пантомима, графика, речь, пение и т.п.), что особенно важно для детей с системными нарушениями речи.
Театрализованная игра формирует и развивает у дошкольников с речевой патологией сенсорные и двигательные способности, которые создают основу для устранения речевых нарушений.
Единство музыки, движения и слова способствует формированию одного психического процесса за счет других, ранее сформированных.
Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым  вступают в разнообразные контакты между собой  и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.  Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи. 
Для современного ребенка кукла прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Ребенок переживает с куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла.
С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения.
Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Петрушкой. В этом случае за него говорит сам взрослый, что по сути представляет собой замаскированную помощь.
Для взрослого кукла – замечательная возможность корректного, косвенного
(опосредованного) воспитательного воздействия, которое не воспринимается
детьми как поучение и не вызывает у них сопротивления. Например, в ответ на торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и даже подпрыгивает.
Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации
Игра с куклой – это реальный мир, в котором живет ребенок. Кукольный театр позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, дает взрослому возможность естественно и безболезненно воздействовать на психику ребенка с целью коррекции или психопрофилактики.
Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней появляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Совместная деятельность детей превращается в планируемую и осуществляется при непосредственном участии речевого взаимодействия. Диалог становится необходимой составляющей совместной деятельности, в репликах партнеров вербально представляется программа осуществления самой совместной деятельности и способности к программированию процесса. За счет моделирования не только вертикальных, но и горизонтальных социальных отношений обогащается и у подростков. Как считает В.С. Мухина, кукла для ребенка – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена непосредственного контакта с человеком на опосредованный контакт с ним через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка, с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно ее хозяину в данный момент. Именно поэтому в большинстве случаев события сюжета игры и характеристики ее персонажей вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции внутренних переживаний ребенка.
В коррекционном воздействии кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, логопеда, воспитателя, родителя).
Общение с куклой помогает ребенку с нарушением речи почувствовать себя свободным, раскрепощенным, обрести уверенность в своих силах. Только внутренне слившись с игрушкой в единое целое, ребенок может создать образ персонажа.
Очень важно не гасить в маленьком человеке стремление к творчеству, не навязывать ему свое видение, не давать готовой схемы для подражания, а лишь побуждать его к игре искренней заинтересованностью, внимательным, чутким отношением к проявлениям его индивидуальности. Огромное значение в театральных постановках имеет музыкальное сопровождение: пластикой своего тела, движениями куклы дети пытаются передать эмоциональный строй мелодии.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.   Так давайте же играть вместе с нашими детьми.
Список использованной литературы.
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Доронова Т. Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М, 1997.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: учеб.-нагляд.пособие для детей дошк.возраста. – М.: Просвещение, 2004.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности. – М, 1999.
6. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.
7. Ершова А. П.  Вреден ли театр дошкольнику? // Обруч – 1999. – № 11.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2001.
9. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: Сфера, 2009 год.
10. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса, 2003.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001год.