Программа курса внеурочной деятельностиКукольный театр Петрушка. 1 класс




Программа внеурочной деятельности
«Кукольный театр "Петрушка"»



Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках общекультурного направления развития личности.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Кукольный театр - искусство, которое воздействует на детей целым комплексом художественных средств. В спектаклях кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ (кукла), и живописно-декоративное оформление, и музыка (песня), музыкальное сопровождение. Таким образом, театральная деятельность развивает ребенка, формирует устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов.
Цель занятий по программе: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Задачи программы:
развить у обучающихся: творческие способности; зрительное восприятие;
пространственное, художественное и ассоциативное мышление; фантазию, речь, коммуникативную культуру
сформировать: интерес к театру как средству познания жизни, духовного обогащения; художественные предпочтения, этические, эстетические оценки искусства, природы, окружающего мира; нравственные качества, позитивное и оптимистическое отношение к жизни;
помочь обучающимся реализовать творческий потенциал;
познакомить детей с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).
Особенностью программы является такое построение занятий в рамках курса внеурочной деятельности, при котором все дети имеют возможность принять участие в активной работе. Это достигается при помощи совместной деятельности всей группы, деятельности детей в малых творческих группах, выполнения ими индивидуальных заданий. Кроме того, на занятиях обучающиеся имеют возможность сменить типы и ритмы работы, чередовать покой и движение, интеллектуальную и физическую деятельность, что способствует гармоничному развитию детей.
Также на воспитание эстетических чувств ребенка влияет художественная среда, в которой проводятся занятия. В кукольном театре это:
красивое и уютное помещение, в котором находятся декорации, ширма, выставлены куклы, а стены украшены панно и картинами;
музыкальное оформление занятий, пьес;
подбор репертуара (пьесы должны быть увлекательными, они должны "будить" и развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера).
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:
выступления перед зрителями в школе и детских садах;
участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

Этапы работы кукольного театра:
1-й класс: Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объему спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2-й класс: Расширение репертуара. Увеличение объема пьес. Работа с перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
3-й класс: Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
4-й класс: Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"»
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся:
знаний о правилах поведения на занятиях, в раздевалке, во время игрового и творческого процесса, правилах игрового общения;
умений:
анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
соблюдать правила игры и дисциплину;
правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
выражать себя в различных доступных видах творческой и игровой деятельности;
быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
самостоятельно подводить итог занятия;
анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся:
знаний о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа, о многообразии театрального искусства;
умений:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выбирать вид чтения в зависимости от цели;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
представлений о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения;
нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся:
знаний:
видов кукол, особенностей работы с ними;
способов вождения кукол разных видов;
- особенностей сценической речи, подбора и оформления декораций к спектаклю, подбора музыкального сопровождения к спектаклю;
умений:
работать в группе и коллективе;
выступать перед публикой, зрителями;
самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект;
выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания;
первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. Результат реализации программы отслеживается при помощи следующих методик:
"Незавершенная сказка" - выявление развития познавательных интересов и инициативы обучающегося;
"Коммуникабельны ли вы"- сформированность коммуникативных навыков;
"Самооценка эмоционального состояния" - эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость;
"Личностный рост" - уровень подготовленности ребенка к восприятию и следованию ценностям, отношение к культуре;
"Социометрическое изучение межличностных отношений в группе" - сплоченность группы;
определение направленности личности (автор - Б. Басе) - выявление некоторых ценностных характеристик личности (направленность "на себя", "на общение", "на дело").


тематический план 1 класс







Тема занятия
Кол-во часов



теоретические
практические
всего

1
2
3
4

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
1
1
2

Устройство ширмы и декораций
1
3
4

Виды кукол и способы управления ими
1
3
4

Кукольный театр на фланелеграфе
1
3
4

Особенности работы кукловода
1
2
3

Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
1
1
2

Речевая гимнастика
1
3
4

Выбор пьесы и работа над ней
1
6
7

Генеральная репетиция. Спектакль
-
3
3

Всего
8
25
33



Содержание тем курса внеурочной деятельности
«Кукольный театр "Петрушка"»

1-й класс
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Знакомство детей с историей театра "Петрушка" в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра "Петрушка". Понятие "кукловод". Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: Отработка техники движений куклы на руке.
Устройство ширмы и декораций. Знакомство с понятием "декорация". Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: Установка ширмы и изготовление элементов декораций.
Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
Кукольный театр на фланелеграфе. Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
Особенности работы кукловода. Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.).
Практическая работа: Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности всего спектакля. Этюдный тренаж.
Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки). Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия театр как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: Отработка сценической речи. Этюдный тренаж.
Выбор пьесы. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: Тренинг на отработку взаимодействия актеров в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
Генеральная репетиция. Спектакль. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех актеров. Звуковое (имитация различных шумов и звуков), цветовое и световое оформление спектакля. Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: Организация и показ спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля обучающимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.

Материально-техническое обеспечение

Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении.
Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
театр на фланелеграфе: куклы-картинки, фланелеграф, рисунки для мини-декораций;
театр верховых кукол: куклы-петрушки, тростевые куклы, театральная ширма, декорации к спектаклям;
театр кукол-марионеток: куклы-марионетки, ширма для театра марионеток, декорации к спектаклям.
Все необходимое оснащение дети могут изготовить самостоятельно, в т. ч. под руководством педагога, сшить актеров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

Дополнительная литература для учителя:
Альхимович СМ. Театр Петрушек в гостях у малышей. Минск, 1969;
Алянский Ю.Л. Азбука театра. Ленинград, 1990;
БаряеваЛ.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001;
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998;
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. М., 2001;
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999;
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., 1982;
Савенков AM. Детская одаренность: развитие средствами искусства, М., 1999;
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000;
Симоновский A3. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997;
Синицина Е.И. Умная тетрадь. М., 1999;
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997;
ТихомироваЛ.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1998;
ТихомироваЛ.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996;
ФлингХ. Куклы-марионетки. СПб, 2000;
ЧеремошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. Ярославль, 1997;
ЧеремошкинаЛ.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997;
Молодежный любительский театр / Л.Н. Михеева. М., 2006.











15