Модифицированная рабочая программа ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ПЕТРУШКА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 9»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
МБОУ «ОШ №9»
_____________/__________________
ФИО
Протокол № _____
от « _____» __________2014 г. «Согласовано»
Заместитель руководителя
по УВР МБОУ «ОШ №9»
_____________/______________
ФИО
от « _____» __________2014 г. «Утверждено»
Руководитель
МБОУ «ОШ №9»
_____________/ _____________
ФИО
Приказ № _____
от « _____» __________2014 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьный театр «Петрушка»
3 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Cоставлена: О. Г. Башкировой,
учителем начальных классов,
I квалификационной категории
Ачинск,
2014
Пояснительная записка.
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (театр).
Задачи:
- развивать природные задатки, способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Школьного театра «Петрушка» адресована учащимся начальных классов.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 68 часов (по 2 часа в неделю).
Учебная группа может быть поделена на подгруппы.
По ходу занятий учащиеся посещают театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся актеров.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного спектакля артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса в 3 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение и терпимость к обычаям и традициям.
3. Оценка ситуаций и поступков героев пьес с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в ходе работы и жизненных ситуациях.
3. Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в работе дополнительную литературу.
5. Оценка своей работы по ранее заданным параметрам. 1. Ориентироваться в пьесе, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
4. Представлять информацию в виде спектакля.
5. Анализировать, сравнивать героев, их поступки, показать голосом. 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном выполнении работы.
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Учебно – тематический план
№ п/пТемы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. 5 1 4
2. Устройство ширмы и декораций. 8 2 6
3. Особенности изготовления кукол. 12 4 8
4. Речевая гимнастика. 13 4 9
5. Особенности работы кукловода. 11 2 9
6. Выбор пьесы. 12 2 10
7. Генеральная репетиция. Спектакль. 7 1 6
Итого 68 16 52
Календарно - тематическое планирование
№ Дата Тема Содержание Примечание
1- 5 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т.д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. 6 - 13 Устройство ширмы и декораций. Устройство ширмы и декораций.
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т.п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Понятие о физико – технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. 14- 25 Особенности изготовления кукол. Особенности изготовления кукол.
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы – девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол. 26- 38 Речевая гимнастика. Речевая гимнастика.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи. 39-49 Особенности работы кукловода. Особенности работы кукловода.
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.).
Практическая работа: расчет времени тех или иных сцен, мизасцен и протяженности всего спектакля. 50-61 Выбор пьесы. Выбор пьесы.
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. 62-68 Генеральная репетиция. Спектакль. Генеральная репетиция. Спектакль.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам, участие в смотре школьных кукольных театров. Содержание курса.
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т.д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций.
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т.п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Понятие о физико – технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Особенности изготовления кукол.
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы – девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол.
4. Речевая гимнастика.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
5. Особенности работы кукловода.
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.).

Практическая работа: расчет времени тех или иных сцен, мизасцен и протяженности всего спектакля.

6. Выбор пьесы.
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

7. Генеральная репетиция. Спектакль.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам, участие в смотре школьных кукольных театров.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Изготовление реквизита в кукольном театре. – М., 1979 г.
- Михеева Л.Н. Молодежный любительский театр. - М.,2006г.
- Наш школьный кукольный театр. - М., 1978 г.