Презентация для ШМО учителей нравственно-эстетического цикла Технология критического мышления


Технология критического мышленияКулябина В.И. Что означает критическое мышление?Это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать; поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также отказаться от собственных предубеждений По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются:оценочность,открытость новым идеям,собственное мнение,рефлексия собственных суждений Данная технология позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы на третьей стадии.Как развить критическое мышление у детей, когда они итак все критикуют? Критика это не значит критическая оценка. Критичность-это способность посмотреть на явления с разных точек зрения. Переоценить свое отношение и взгляды.Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:вызовосмыслениерефлексия стадия – Вызова: мозговой штурм, ассоциативная таблица, составление кластера, рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения  и др.  Учебный мозговой штурм  используемый в начале урока пробуждает интерес к изучению темы, способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Учебный мозговой штурм педагог проводит фронтально, со всем классом, записывая идеи на доске, индивидуально, когда идеи фиксируются в тетрадях, а потом уже обсуждаются совместно, в парах или группах. Пример. На уроке МХК в 10 классе по теме «Искусство страны восходящего солнца (Япония).» ученикам предлагается записать зрительные ассоциации с сочетанием слов «Искуство Японии». Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом: После беседы, направленной на выявление направлений искусства Японии, осуществляется переход к фазе осмысления, в ходе которой через работу в группах с текстом учебника и дополнительной информации выявленные проблемы и возникшие вопросы могут быть решены. Другой приём, «верные и неверные утверждения». Например, перед началом урока МХК в 11 классе по теме «Импрессионизм» могут быть предложены следующие высказывания: Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Верные и неверные утверждениядо чтенияпосле чтения1.Автора картины «Олимпия» звали Клод Моне.2.В переводе с французкого слово «импрессионизм» переводится как восторг;3.Огюст Ренуар написал картину «Голубые танцовщицы»4.1888г состоялась последняя выставка импрессионистов5.О Э. Дэга говорили, что его основная тема «Пачки и прачки» Осмысление. На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. В процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Чтобы сохранить интерес к теме нужно использовать приёмы стимулирования внимания и активности: проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. На этой стадии используется прием концептуальной таблицы наиболее целесообразно использовать в тех случаях, кода требуется сравнить два и более объектов по нескольким параметрам. Пример. На уроке в МХК в 11 классе по теме «Русская художественная культура начала ХХ века. И.Ф.Стравинский», анализируя текст, предложенный учителем, ученики выбирают для себя посильные вопросы, на которые затем отвечают.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ТонкиеТолстые1. Где расположен фонтан Стравинского? 2. Какой известный музыкант был руководителем И. Стравинского?3. Музыку к какому балету С.П. Дягелева написал Стравинский?1. Объясните, каков стиль написания и исполнения музыкального произведения Стравинским?2. В чем причина эмиграции И.Ф Стравинского в США?3. В чем особенность творчества И.Ф. Стравинского в «американский» период? РефлексияНа стадии рефлексии идёт творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. На данном этапе учащиеся возвращаются к первоначальным записям и предположениям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие, исследовательские или практические задания, соотносят «новую» информацию со «старой», используют знания, полученные на стадии Осмысления. Работу можно проводить индивидуально - в парах- группах. На стадии Рефлексии педагог использует , способствующие установлению причинно-следственных связей между блоками информации, организует возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Проводимая работа становится основой для написания: «синквейна», «эссе», «самоанализа», «шесть шляп критического мышления».  Прием «эссе» - письменное задание, которое помогает ученикам подвести итог работы на уроке. Обычно предлагается два вопроса, на которые нужно дать короткий, но в то же время полный ответ:- что вы узнали по пройденной теме?- Что хотели бы узнать в большем объеме? Синквейны позволяют систематизировать полученную на уроке информацию, дают возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке. Мне особенно интересным представляется написание синквейнов на вещества, свойства которых невозможно оценить однозначно. Пример: на уроке в 6 классе по теме «Анималистический жанр» ученица предложила следующий синквейн:Животные.Грциозные , забавные .Играют, бегают, охотятся.Прекраснее их нет никого.Друзья. Источник:http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/doklady/123820-tehnologija-kriticheskogo-myshlenija-na-uroka.html Спасибо за внимание!