Урок по географии на тему Оболочки Земли (5 класс ФГОС)

План-конспект урока
Тема: Оболочки Земли
Учитель: Ситкалиева Елена Васильевна, учитель географии
Планируемые образовательные результаты:
В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:
Предметные: давать определение понятиям: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, выявлять черты взаимодействия между внешними оболочками, которые образуют географическую оболочку.
Личностные: проявлять эмоционально- целостное отношение к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
-выслушивать и объективно оценивать другого
-определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Познавательные:
- умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Регулятивные:
-ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-соотносить учебные действия с известными правилами;
Коммуникативные:
-формулировать высказывание;
-согласовывать позиции и находить общее решение.
Решаемые учебные проблемы:
«Почему оболочки Земли назвали именно «оболочками».
Тип урока открытие новых знаний через деятельностный подход в обучении
Формы работы учащихся – работа с текстом учебника, работа в парах и группах
Необходимое техническое оборудование, проектор, экран.
Класс сидит по группам-4 группы


Ход урока:
Учитель мотивирует учащихся на изучение темы, используя приемы внутренней и внешней мотивации. Определяет тему урока совместно с учащимися.
1) Что такое «Земля»?
2) Какую форму имеет Земля?
3) В чем заключается уникальность нашей планеты?
Возникновение Земли – проблема, волнующая людей на протяжении многих веков. В древние времена – несколько тысячелетий тому назад – Земля казалась человеку огромной, больше Солнца и других звезд. У людей уже был некоторый опыт в постройках зданий, храмов, пирамид. Этот-то опыт первые мудрецы переносили в свои размышления о Земле. Землю тоже представляли огромной постройкой. А строители?.. Тут сразу возникали трудности. Ведь египетские пирамиды воздвигали тысячи рабов. Но земля больше всех пирамид И тогда в воображении людей появились сказочные существа, сильные, как тысячи слонов, и мудрые, как тысячи людей. Называться эти существа стали богами. Сначала боги были работящими, сильными и добрыми. У них было много дел. Следовало создать Землю и небо. Провести на Земле реки и вырыть океаны. Насадить леса и заселить и зверьем, и птицами. И, наконец, сотворить человека. По мере того как у людей накапливался опыт, касающийся окружающего их мира, возникали новые и новые сомнения, которые ученым давали основания для новых все более смелых умозаключений, предположений.
Учитель задает вопрос
« Что такое природа»?
« Чем отличается живая природа от неживой природы?»
Послушайте сказку "Сестрицы”. О чём речь?
Как-то раз сестрицы вчетвером
Собиралися на бал вечерком
Одевались, наряжались, и случайноразругались.
Не могли никак решить: кто важнее. Как тут быть?
Вы, ребята, спор решите
И сестричек помирите.
Угадайте - кто они, все ль они во всем правы?
"Я, - промолвила одна, - и изящна, и легка,
И прозрачна, и светла, и сильна, и шаловлива,
И по-своему красива.
Только если рассержусь – вмиг с врагами разберусь!
Ветром их я закручу, смерчем в поле заверчу!
Я на свете всех смелее, всех прекрасней и сильнее!”
"Я - могуча и сильна, хоть и мокрая слегка.
Вы меня везде найдете: и в колодце, и в болоте,
И в морях, и в ледниках, есть и в каждом я из вас.
Всем нужна, - и вам, ребята. Что, загадка сложновата?
Я, конечно, всех важнее, всех прекрасней и сильнее!”
"Я из всех всему основа. Я тверда, и я сурова.
Я местами горяча, и подвижна и сильна.
Я неровная местами, очень я дружу с корнями -
Без меня им негде жить. Словом, можно нам дружить.
Я на свете всех сильнее, всех прекрасней и важнее!”
"Я четвертая девица - всех растений и зверей царица
Без меня нет жизни на земле:
Ни на суше, в воздухе и ни в воде.
Самая важная, конечно, это я,
Кто не согласится со мной, мои друзья?!"
Как зовут сестриц, узнай-ка,
Хитрость сказки разгадай-ка!
Учитель: Вот такая необычная сказка. Узнали ли вы, ребята, о каких сестрицах идет речь?
постарайтесь узнать, как же зовут этих сестриц .
(Три сестрицы – Атмосфера, Гидросфера и Литосфера)
«Согласны ли вы с утверждением ученых, что природа земли состоит из четырех оболочек?» и ставит проблему «Почему оболочки Земли назвали именно «оболочками»?
(Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
( Высказывают свои варианты ответов. Формулируют и принимают проблему.)
Учитель:
Земля находится на благоприятном расстоянии от Солнца - не слишком сильно нагревается днём и не переохлаждается в ночное время. Наша планета обладает уникальными особенностями её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Выделяют оболочки внешние и внутренние. Сегодня на уроке познакомимся с внешними оболочками Земли: атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой.
Демонстрация Flash- фильма из коллекции ЦОР «Путешествие по сферам земли»
Далее задание по группам, работая с текстом учебника.
1 группа знакомится с атмосферой;
2 группа с гидросферой;
3 группа с литосферой;
4 группа с биосферой.
Ребята заполняют таблицу (7 минут), раздаю шаблоны таблицы.
( заполнить таблицу на основе работы с текстом)
Таблица № 1
Название географических оболочек Земли
Из чего состоит
Значение географической оболочки


















Затем представители групп знакомят друг друга с оболочками Земли, остальные заполняют недостающие колонки. По ходу выступления учитель дополняет, делает выводы.
1 Атмосфера. Рассказ учителя
Воздушная оболочка - атмосфера простирается над Землёй до высоты 2-3 тыс. км, но большая часть её массы сосредоточена у поверхности планеты.
Атмосфера удерживается силой притяжения Земли, поэтому с высотой её плотность уменьшается. Атмосфера содержит кислород, необходимый для дыхания живых организмов. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.
Следующий слой достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца. Одним из результатов этого является потепление воздуха в этом слое. Но более важно то, что озон препятствует проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей. Часть этих лучей полезна, но значительное количество ультрафиолета губит жизнь на Земле. Поэтому очень важно, чтобы все выбросы в атмосферу не оказывали разрушительного воздействия на озоновый слой. В последнее время замечено возникновение так называемых «озоновых дыр».
Некоторые ученые связывают их появление с тем, что в атмосферу в результате деятельности человека поступает большое количество газов, разрушающих озон. Через озоновую дыру солнечные ультрафиолетовые лучи в избытке попадают на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.
ЦОР «Из чего состоит атмосферный воздух».

2. Литосфера.
внешняя сфера "твердой" Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии.
(в переводе с греческого «литос» означает камень).
Твёрдая оболочка Земли, или литосфера, это огромные массы горных пород на суше и на дне океана.
Толщина коры под континентами составляет, в среднем, 35-40 км. Там, где на суше расположены молодые высокие горы, она часто превышает 50 км (например, под Гималаями достигает 90 км). Под океанами кора более тонкая  в среднем около 7-10 км, а в некоторых районах Тихого океана  всего 5 км. 
Демонстрация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. Гидросфера.
(в переводе с греческого «гидро» означает вода).
Водная оболочка нашей планеты - гидросфера включает в себя всю воду планеты в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Гидросфера - водная оболочка нашей планеты это безбрежные просторы морей и океанов, синева озёр, сверкающие ленты рек и топи болот, облака и туманы, серебристый иней, капли росы и вода в живых организмах. Водой покрыто около 3/4 поверхности Земли.
Общий объём воды на земном шаре 1390 млн. км3, основная его часть приходится на моря и океаны - 96,4%. На суше наибольшее количество воды содержат ледники и постоянные снега около 1,86% (при этом в горных ледниках 0,2%). Около 1,7% от общего объёма гидросферы приходится на подземные воды и примерно 0,02% на воды суши (реки, озёра, болота, искусственные водоёмы). Некоторое количество воды находится в живых организмах биосферы и в атмосфере. Пресная вода составляет лишь 2,64%.
 Картинка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Биосфера – особая оболочка Земли.
(в переводе с греческого «биос» означает жизнь).
Биосфера - оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана.
В местах с наиболее благоприятными условиями существования отмечается наибольший расцвет жизни. В верхнем слое атмосферы и в глубине океанов численность живых организмов падает.
Далее рассказ учителя про географическую оболочку Земли.
Затем творческое задание группам: раскрыть взаимодействие организмов с атмосферой, с гидросферой (на ватмане наклеить правильно карточки, показав взаимосвязь, предлагаются маркеры для составления схемы)
1.Взаимодействие организмов и атмосферы (1 и 2 группы)
Карточки: «тепло», «влажность», «растение», «кислород», «углекислый газ», «животные».
(Слова могут быть заменены символами, рисунками или фотографиями).
Приблизительный ответ учащихся:
Солнце и вода поглощаются растениями, растения выделяют кислород, животные его потребляют и выделяют углекислый газ. Углекислый газ необходим растениям для фотосинтеза.
После того, как ученики сложили цепочку, составили ответ, один из участников группы выходит к доске и крепит полученную схему.
Затем другая группа, которая работала по этой же теме, комментирует и оценивает работу отвечающей.
2. Взаимодействие организмов и гидросферы
Карточки: «моллюски», «кальций, растворенный в океанической воде», «известняк»
В рассказе о взаимодействии учащихся должны указать на то, что моллюски используют кальций для строительства своей раковины.
После гибели раковины моллюска опускается на дно и образует со временем осадочные горные породы.
Учитель отмечает, что помимо кальция морские животные поглощают из воды другие вещества.
После выполнения работы одна группа объясняет данное взаимодействие, а другая следит за ответом и делает поправки.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Формулирует вопросы и корректирует ответы.
Вопросы:
1.Что такое литосфера?
2.На какой высоте проходит верхняя граница атмосферы?
3.Каково значение атмосферы для человека и природы Земли?
4. Что является главной частью гидросферы?
5.Как происходит взаимодействие внешних оболочек земли? Приведите примеры.
6.Что такое географическая оболочка?

Сказка «Приключения Росинки»
Однажды ранним утром на листочке одуванчика появилась капелька воды – Росинка. Она так обрадовалась своему рождению, ее окружал огромный мир, и Росинке захотелось немедленно с ним познакомиться.
Взошло солнышко. От теплых золотых лучей солнца Росинка почувствовала себя легкой-легкой, оторвалась от листочка и поднялась в воздух. Легкий ветерок перенес ее с луга к большому городу. И тут Росинка заметила, что Солнце светит не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма. Росинка даже стала чихать. Чтобы спастись от дыма, она поднялась повыше, но оказалось, что там, на большой высоте, от Солнца приходит не только свет и тепло. От вредных выбросов озоновый слой так истончился, что образовалась озоновая дыра и через нее проникает губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Оно так сильно обожгло Росинку, что той пришлось искать спасения в ближайшей реке.
Река Росинку тоже неприятно удивила. В ней не оказалось рыб, зато плавали бутылки, переливались мазутные пятна, и было еще много всякой гадости. От ужаса Росинка выпрыгнула снова в воздух атмосферы. Еле успела отдышаться, как пошел ливень, и вместе с дождевыми каплями Росинка оказалась на поверхности почвы. Ливневые потоки легко размыли вытоптанную стадами коров почву, и грязный поток понес Росинку вниз по склону оврага. Изо всех сил она старалась выбраться, но ей никак не удавалось, пока на пути не попался корешок кустарника. Как насос всосал корешок Росинку внутрь, потом она стала подниматься вверх по стеблю, пока не попала в клетку листа. Здесь, наконец, она почувствовала себя спокойно и уютно и немедленно принялась за работу по созданию органических веществ.
Учитель: В чем мораль этой сказки?
-Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе.
-Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря далеко? (охраняя реки, так как они впадают в океан)
-Можете ли вы участвовать в охране атмосферы от загрязнения? (экономить электроэнергию, беречь и восстанавливать леса, сдавать макулатуру)

Вывод: чтобы сохранить природу Земли, необходимо бережно относиться к своей стране, к малой родине. Охрана природы должна происходить на всех уровнях – глобальном общемировом, государственном – в каждой стране и местном – в каждом городе, поселке, деревне. Мне хочется верить, что вы теперь по-другому будете относиться к родной природе, к своей малой родине.
И в конце урока мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему, вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом»