Урок по литературе Литературная игра по Капитанской дочке



Ход урока-игры
Разминка.
Вопросы командам
(Давайте вспомним встраницы романа)

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)
2. Служил при графе (Минихе).
3. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельнч).
4. Выучился Петруша грамоте (на двенадцатом году)...
5. ... и мог очень здорово судить о (свойствах борзого кобеля).
6. Был нанят француз (мосье Бопре),
7. ... который в отечестве своем был (парикмахером),
8. ... в Пруссии (солдатом),
9. ... а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значение этого слова)
10. Батюшка вошел на урок (географии)
II. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).
12. А. Бопре (спал на кровати сном невинности).
13. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон).
14. Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные).
15. Иван Кузмич вышел в офицеры из солдатских детей).
16. Он был необразованный и простой, но самый (честный и добрый человек).
17. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку).
18. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей...» (пару серег)


Первый тур
«Черный ящик»
В него помещаются предметы, которые ребята, не видя, должны угадать:
1. Итог Петрушиного обучения (карта с хвостом из мочалки - бумажный змей.)
2. Цена первого житейского опыта. (100 - рублевая ассигнация.)
3. Предмет, необходимый при приведении к присяге Пугачеву. (Ножницы.)
4. Лекарства из швабринского «лазарета» (Хлеб и вода.)
5. Нечто, пожалованное герою, но так до него и не дошедшее. ( Полтина денег - 50 коп. серебром.)

Второй тур
«Словарик».
Ведущий задает вопросы командам по очереди.
1) Шаматон - мот, гуляка, пустой человек.
2) Погребец - дорожный сундучок для продуктов и посуды.
3) Маркёр - лицо, прислуживающее при игре на бильярде и ведущее счет во время игры.

1) Армяк - кафтан из толстого сукна.
2) Целовальник - продавец в питейном заведении, кабаке.
3) Сатисфакция - удовлетворение оскорбленной чести, термин дуэльного кодекса.

1) Сайдак - лук, налучник и колчан со стрелами.
2) Супостат - противник, недруг.
3) Цирюльник – парикмахер

Третий тур
Тест
для 1 команды
1. Определите жанр произведения:

а) роман в) семейно - бытовая
б) историческая повесть г) мемуары

2. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица
а) автора г) Петра Гринева
б) повествователя д) Пугачева
в) вставных элементов

3. В чем заключается смысл названия повести ? Маша Миронова
а) единственный женский персонаж повести
б) идейный и художественный центр повести
в) возлюбленная Петра Гринева
г) дочь погибшего русского офицера

Тест
для 2 команды:
1) Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция
1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка
2) освобождение Гринева, женитьба на Маше

в) кульминация
3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка
4) знакомство Гринева с главной героиней повести


2) Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»?
а) автору в) Петруше Гриневу
б) Екатерине II г) Савельичу

3) Какую главу предваряет собой эпиграф:
«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп,
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»
Спросил он ласково. А. Сумароков»
а) «Суд» в) «Приступ» д) «Мятежная слобода»
б) «Арест» г) «Незваный гость»

Тест
для 3 команды
1) Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
а) проблема любви
б) проблема чести, долга и милосердия
в) проблема роли народа в развитии общества
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства

2) Каким показан в повести Савельич?
а) сбитым, безгласным крепостным
б) послушным, рабски преданным своим господам
в) гтубоким, наделенным чувством собственного достоинства
г) любящим, заботливым помощником и советчиком

3) Какие черта русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева?
а) ум, сметливость г) склонность к пьянству
б) лень, бездеятельность д) память на добро, благодарность
в) удальство, широта натуры

Четвёртый тур
Конкурс инсценировок

Пятый тур
Викторина (вопросы командам)
1)Почему Петруша не поехал в Санкт-Петербург? (Отец его полагал, что ничему, кроме как «молчать и жесничать», в Петербурге сын не научится.)
2) Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни юловицу: береги платье снову, а честь смолоду»)
3) Каковы были первые опыты самостоятельной жизни? (Петруша научился играть на бильярде, иобщился к азартным играм на деньги, познакомился коротко с пуншем, закончил день «у Аринушки» и грубил Савельичу.)
4) Кто и кому говорит: «... будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»? (Пугачев хозяину стоялого двора.)
5) Чем одарил Петруша своего провожатого? Какой ответный подарок сделал Пугачев? (Петруша одарил тачева стаканом вина да заячьим тулупом. Пугачев подарил Петруше жизнь, а в придачу лошадь и чинный тулуп.)
6) Кто, по сути дела, управлял этой крепостью? (Василиса Егоровна - комендантша)
7) Что надобно сделать, по мнению этих солдат, дабы совершить правильный поворот в строю? (Перекреститься.)
8) Какова причина ссоры и дуэли между Швабриным и Гриневым? (Швабрин оскорбил Марью Ивановну.)
9) Какой способ разрешения конфликта рекомендует Петруше Иван Игнатьевич? («он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы вас уж помирим».)
10) Чем окончилась первая дуэль, вторая? (В первый раз дуэлянтов арестовали, поскольку Иван Игнатьич южил Василисе Егоровне. Во второй раз дуэль состоялась, и Швабрин ранил Гринева, когда тот фнулся на крик Савельича.)
11) Отчего перед пугачевским приступом капитан Миронов предупреждает жену, чтобы та надела на Машу сарафан? ( Чтобы избавить Машу от смерти как дочь коменданта, выдав ее за крестьянку.)
12) Какая есть тактика, кроме оборонительной и наступательной? ( « Подкупательная».)
13) За кого и почему выдает себя Пугачев? ( За Петра IIL Народ и солдаты пойдут за «добрым царем» охотнее, чем за своим братом-казаком. Да и на престол взойти легче, другие государства могут признать).
14) Почему Пугачев, даже узнав правду о Маше Мироновой и обмане Гринева о том, что они с Машей будут за него молиться. Он искрение симпатизирует Гриневу и уважает за смелость, верность присяге и честность. Пугачеву не по душе Швабрин, и ему он лжи не прощает, Гриневу же простил и даже обратил ее в хитрость. Пугачеву жаль сироту, тем более что это он ее осиротил. И, наверное, большую роль здесь играет широта натуры Пугачева: миловать - так миловать.)
15) Чей разговор «стоил исторических мемуаров и был бы драгоценен для потомков»? ( Маши и Анны Власьевны, племянницы придворного истопника.)

Шестой тур
Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка.
И Пушкин дает подсказку - эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке» , возьмем десять.
Задание. Разгадайте эпиграф (к какой главе он относится и какой имеет смысл?)
Первой команде (к XII главе «Приступ»)
Голова моя, головушка,
Голова полуживая!...
Храбрый. Скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков. Это сострадание - Пушкина - звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)
Второй команде (к XII главе «Сирота»:)
Как у нашей у яблоньки
верхушки нет, ни отросточек...
Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит ее под замком. Гринев – защищает, Пугачев - берет под покровительство.)
Третьей команде – (эпиграф к XIV главе «Суд»;)
Мирская молва ,
Мирекая волна.
Пословица
Мирская, то есть мира людей. В этом мире – ничему не верящие судьи, которымм Гринев не может рассказать всю правду, хотя он называет ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев - безравственный, вредный негодяй.

Седьмой тур
Конкурс капитанов
Кто из известных литераторов того времени хвалил стихи Гринева? (А. П. Сумароков.)
При каких обстоятельствах в последний раз встретились Пугачев с Гриневым ? ( В час казни Пугачева.)
Что осталось на память об этих событиях потомкам Петра Гринева? ( грамота Екатерины II о оправдании Петра Гринева.)
Как ведут себя персонажи романа (комендант, его жена, Швабрин, Гринев, офицеры, солдаты, Маша ) после взятия крепости мятежниками ? Какова их судьба ? (Комендант объявил Пугачева вором и самозванцем был немедленно повещен. Вслед за ним на виселицу отправился верный долгу Иван тьич. Гринев не унизил себя мольбой о пощаде, и ему накинули на шею петлю. Спас его Савельич. Гринев видит «среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане». Казаки и солдаты-инвалиды присягнули Пугачеву. Василису Егоровну, назвавшую Пугачева беглым каторжником, зарубили саблей. Машу спрятала попадья.)
Как согласовать известное отрицательное отношение Пушкина к Екатерине II с видимым благожелательным изображением ее в повести? (Сцена сложна по композиции. Во-первых, повествование ведется от лица Гринева, для которого личность императрицы была священной и которой, конечно, не мог думать о Екатерине II иначе. Во-вторых, Гринев рассказывает о царице по впечатлениям Марьи Ивановны. В-третьих, за внешне сочувственным изображением императрицы угадывается иной подтекст, связанный с авторской позицией в обрисовке действительности.)
Что такое честь для отца Гринева и для самого Гринева? (отец понимает честь как верность императрице, верность присяге, отсутствие карьеризма и корыстолюбия, Гринев понимает честь как стремление к добу и благородству. И в этом его представления близки представлениям народным, поэтому и эпиграф к повести - народная пословица. Если для Гринева-отца честь - это прежде всего следование кодексу шина и офицера, то Гринев-сын расширяет «понятие чести до его человеческого и гражданского значения, до признания героических качеств вождя антидворянского восстания, до «сильного сочувствия» емудо невольного преклонения перед моральной высотой Пугачева, что, в сущности, равносильно молчаливому признанию правоты его дела». Н. В. Измайлов.)

Жюри подводит итоги игры. Награждение команды - победительницы.
Слово учителя.
В заключение нашей викторины мне хотелось бы, чтобы вы задумались над вопросом, который задал в свое время Д. И. Писарев: «Следует ли нам читать Пушкина в настоящую минуту или мы можем поставить его на полку, подобно тому, как мы уже сделали с Ломоносовым, Державиным, Жуковским?» Подумайте над этим.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415