Формирование познавательного интереса в процессе обучения и воспитания в начальной школе

Формирование познавательного интереса в процессе обучения и воспитания в начальной школе

Одним из средств развития у учащихся познавательного интереса к содержанию учебного материала является занимательность. В начальных классах на уроках используется различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, загадки, загадки-головоломки, задачи-шутки, задачи-смекалки, ребусы, кроссворды и т.д. Но, включая его в урок, следует помнить, что занимательность материала ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию и усвоению сущности школьной программы.
Повышение эффективности учебного процесса обусловлено главным образом совершенствованием методики обучения, формированием и поддержанием у младшего школьника интереса к учёбе. Одна из причин потери этого интереса – несовершенство методов и форм обучения, недостаточное стимулирование учебного труда школьников.
У детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Как отмечала Н.К.Крупская: «Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека».
Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными занятиями получается ничем не заполненный резерв. Игра должна оставаться важным компонентом деятельности младших школьников. Наблюдения показывают, что в учебном процессе игры используются всё чаще. Причиной этого следует считать не только более раннее начало обучения, но и поиски путей активизации деятельности учащихся, усиления их самостоятельности.
Однако зачастую игры проводятся бессистемно, без учёта возрастных особенностей учащихся и сложившейся на уроке ситуации, без постепенного усложнения игровой деятельности. Нередко игры используются лишь для снятия усталости, часто носят развлекательный характер. Такое использование игр снижает познавательную направленность обучения, приводит к подмене серьёзного учебного труда пустой занимательностью.
По мнению К.Д.Ушинского, сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения. Игра должна быть не просто занимательной, а органически сочетаться с серьёзным, напряжённым трудом, т.е. не отвлекать от учёбы, а способствовать интенсификации умственной деятельности. В связи с этим игры, используемые на уроке, должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать целям и теме урока;
- обеспечивать углубление, расширение и закрепление знаний уч-ся, развивать умственные способности и быть в достаточной мере занимательными, интересными;
- соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными, обеспечивая постепенное усложнение операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации и т. д.;
- способствовать воспитанию целеустремлённости, упорства в достижении цели, коллективизма, взаимовыручки и т. д.
Игру нельзя назвать универсальным методом обучения математике детей 6-9 лет, она используется в сочетании с другими методами. Вместе с тем в первом классе этот метод является одним из основных.
Существуют различные виды детских игр: творческие, подвижные, дидактические, предметные ( манипуляционные), ролевые.
Классификация носит общий характер, так как каждый тип игры объединяет многообразные и сложные виды игровой деятельности. При обучении через игру применяют игры, близкие по своему характеру к дидактическим.
К дидактическим играм обычно относят игры с правилами, игры с упражнениями, дидактическими «игрушками» и материалами, некоторые игры-занятия.
Это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности, а когда речь идёт о математике, - расширяют представления о количественных и пространственных отношениях, приобретают навыки сравнения, анализа и синтеза при решении задач.
Важное условие эффективности обучения математике – умение учителя организовать на уроке внимание детей. К.Д.Ушинский считал внимание основным условием успешности обучения. Для этого постоянно включаю в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развития активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Для развития активности и внимания учащихся провожу устный счёт с элементами игры. Стараюсь сделать его доступным, интересным для каждого ученика, используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания в соответствии с целями и требованиями к современному уроку.
Будет интерес, будет и внимание.
Какой использую материал? Прежде всего это методические журналы, ресурсы интернета, детские периодические журналы.
Приведу примеры, способствующие воспитанию интереса и внимания на уроках математики в 1 классе.
Игра «Заметь всё!»
На наборное полотно выставляются в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов
(гриб, мяч, пирамида). Предлагается детям рассмотреть предметные картинки. Время фиксируется (не более 10 секунд). Затем предметные картинки закрываются и предлагается детям перечислить их, назвать последовательность. Меняются местами две- три картинки и спрашивает учитель, что изменилось на наборном полотне. Убирается одна картинка, и дети определяют, какая исчезла.
Игру «Заметь всё!» можно проводить с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Ученикам задаются вопросы:
- Какие фигуры изображены на рисунке?
- Сколько их?
- Какого они цвета?
- В какой последовательности изображены?
Каждому ученику можно предложить расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счётный материал. Надо, чтобы каждый ребёнок работал, и не один не остался равнодушным.
Эти задания можно использовать при сравнении групп предметов, знакомя с понятием «столько же».
При изучении чисел первого десятка и состава чисел, хорошо подходит материал из журналов «Мурзилка».
Загадки
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовём,
Он называется(нолём).
Загадка помогает детям определить тему урока , наметить задачи.
Ранним утром солнце всходит,
Сколько солнц над полем бродит?
Вечером встаёт луна,
Сколько в небе лун?.. (Одна)

Начиная с цифры 2 детям надо усвоить состав числа. Этому помогают стихотворения:
Почему расстроен Тимка?
Где ботинок? Нет ботинка!
Тимка сосчитал сперва,
Что ботинок было(два).
-Как узнать, сколько было ботинок? (Один правый, другой левый).
-Как это можно записать? (1+1=2)
Детям предлагается внимательно посмотреть на наборное полотно, где выставлены 2 грибка, 2 флажка, 2 шара и 1 утёнок. Дети видят, что всех предметов по 2, только утёнок 1. Задаётся вопрос: «Что нужно сделать, чтобы утят стало 2?» (К одному прибавить ещё 1 и записать на доске: 1+1=2).
Затем один из учеников убирает с наборного полотна по одному предмету и записывает пример: 2 – 1 =1.
Задача
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, петушок?
- Два, но дедушке дадим,
И останется (один).
Задаются вопросы:
- Сколько было бубликов?
Покажите цифрой: Сколько бубликов отдали дедушке?
- Как узнать, сколько бубликов останется в мешке? Больше или меньше останется?
- Почему меньше?
- Что вы должны сделать? ( Из 2 вычесть 1).
Учитель делает запись на доске и вывешивает табличку, на которой изображены два предмета – большая и маленькая пирамиды. Надо внимательно рассмотреть и составить соответствующие примеры:
1 + 1 = 2 2 – это 1 и 1
2 – 1 = 1
И так из урока в урок формируется навык устного вычисления.
В результате дети делают вывод: если к 1 прибавить 1, то получится 2, если из 2 вычесть 1, то получится 1.
Все задания сопровождаются яркими наглядными материалами.

Закрепляя приёмы образования чисел первого десятка путём прибавления к числу и вычитая из числа единицы, можно использовать следующие задания.
« Считалочки»
Размещаются рисунки или игрушки (или используется мультфильм) Пестушки и цыплят в нужном порядке и рассказывается сказка (по А.Барто):
- Сидит Пестушка на яйцах, сидит – удивляется : «Сколько времени сижу, ничего не получается! Как это так?»
Вдруг под ней яйцо – крак! Словно из пелёночек выскочил цыплёночек. ( Выставляется цыплёнок на наборное полотно). Сидит он озирается, других дожидается. Тут второе яйцо треснуло. Из домика тесного ещё цыплёнок – цвок! Снова выставляется цыплёнок).
Спрашивается:
- Сколько стало цыплят? Как узнали? (Ученики: 1+1, будет 2; 2 – это 1 и 1).

-Сидят вдвоём, озираются, других дожидаются. Из третьего яичка вышла сестричка.
Надо составить пример на сложение( 2+1, стало 3).
- Сидят втроём, озираются, других дожидаются. Ещё яйцо – кок! Ещё цыплёнок – скок! Составить пример на сложение (3 да 1, стало 4).
- Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются. А из последнего яичка опять сестричка.
Вновь составляется пример : 4 + 1 = 5.
По ходу изложения сказки цыплят выставляют на наборное полотно.

Для устного счёта применяются задачи на развитие логического мышления:

Пять пальцев ловко рвут траву,
Другой рукою тоже рву,
Я травкой угощу коня.
Ну сколько пальцев у меня? (10)

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, налитых,
Три с кислинкой. Сколько их? (8)

«Весёлый счёт»
Сколько солнышек на небе?
Сколько глаз у совы?
Сколько огоньков у светофора?
Сколько пальцев у перчатки?
Сколько ног у божьей коровки?
Сколько колёс у машины?
Сколько цветов у радуги?
Сколько яблок на дереве?

К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок? (4)

Задачи в стихотворной форме очень нравятся ребятам. Они их легко запоминают и спешат сообщить ответ.
Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательный интерес детей, их творческое воображение, образное мышление. Загадка так же необходима ребёнку, как математическая задача, ибо учит ребёнка познанию окружающего мира.
Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей.
В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром литературным. Прекрасные загадки были созданы выдающимися советскими детскими писателями К.Чуковским, С.Маршаком.
1. По полю ходила –
Клювиком водила.
Стёжку оставила,
Точку поставила. (Ручка, строчки)
2. Человечки чёрные,
Умные, учёные.
Друг за другом
Стали в ряд,
Молча с нами говорят. (Буквы)

3. На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак)

На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть – чуть
И отправляться
Дальше в путь. (Запятая)

На странице
Вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь
Возмущаюсь
И кричу. (Восклицательный знак)

Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ. (Точка)

Но дидактические игры и загадки - это не весь перечень методов для формирования у уч-ся познавательного интереса к обучению.
На своих уроках я использую игры-путешествия, сказки, ребусы, разнообразную наглядность, инсценировки. «Творческая копилка» постоянно пополняется новыми занимательными «секретами».
Главное, чтобы это приносило пользу на уроке: сосредотачивало внимание детей, усиливало интерес к учебной деятельности, вырабатывало уверенность в своих силах и чтобы дети получали максимум радости, наслождения.

15