Урок по русскому языку во 2 классе на тему Знакомство со словарным словом платок.


Урок русского языка во 2 классе
по теме «Знакомство со словарным словом «платок».
Цель: обобщить знания учащихся по теме «имя существительное»
Задачи:
- обобщить знания об имени существительном;
- закрепить умения писать слова с непроверяемыми безударными гласными;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.Приветствие.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. Я тоже дарю вам свою улыбку, ибо она подобна солнцу, которое освещает на путь и помогает преодолевать любые трудности.
Запись числа и классной работы.
Ребята, а над какой частью речи мы работали в последнее? (имя существительное)
Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме.
Минутка чистописания.
Запишите первую букву алфавита (а), 16 – о, 12 – к, 17 – п, 20 – т, 13 – л.
Расположив эти буквы в определённом порядке, вы сможете разгадать слово.
Поможет вам в этом ещё и загадка.
Четыре угла, но не дом,
Тепло и уютно в нём.
У мамы на голове, но не шляпа,
Не наденет его папа. (Платок)
Запись слова «платок»
Запись транскрипции этого слова (платок), какой вывод можно сделать? (как пишется, так и произносится)
Давайте, поставим ударение в этом слове.
Какую орфограмму мы видим? (безударная гласная в корне слова)
Как вы думаете, она проверяемая или непроверяемая? (непроверяемая)
Это слово словарное.
Какой частью речи является слово «платок»? (сущ.)
Посчитайте, количество букв, звуков и слогов.
Работа со страничкой из толкового словаря Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.
Давайте, познакомимся с лексическим значением слова «платок». Современное слово платок произошло от устаревшего плат. Найдите лексическое значение этих слов.
Физминутка.
Мы платочки повязали,
Перед зеркалом все встали,
Как платочки хороши,
Улыбнёмся от души.
Вы знаете, ребята, изначально расписывали платки вручную. Это требовало особого мастерства. На роспись одного платка тратили около 250 часов. В давние времена женщины надевали платки только по праздникам, на торжество. Сегодня платки являются любимым головным убором и украшением многих модниц, их носят в повседневной жизни, в любое время. С давних времён российские мастера передают из поколения в поколение секреты своего искусства. Поэтому сегодня мы можем любоваться и пользоваться плодами русских народных промыслов. Платки выдающихся мастеров из Павлова Посада и Оренбургской области представлены на нашей выставке. А знаете ли вы, что оренбургский плеток «Паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.
А сейчас прослушайте стихотворение «Павло-посадский платок»автор: Ольга МоисееваЯ вчера разбиралась в шкафу, и нашлаМамин павло-посадский платок,Что-то важное, вспомнила сразу душаКак свободы глотнула глоток.А в платке то самом: поле, поле цветет!И цветы в нем безумно красивы…В каждой нитке Россия родная живет:Реки… горы… дороги и нивы!В каждой нитке небесная тянется высь!Домотканым, цветастым узором,На платке уместилась – работа и жизнь,Старый домик с прогнившим забором.А с платка улыбаясь, ткачиха глядит:«Одевай и носи на здоровье!Он теплом и любовью тебя защитит,Когда станет: промозгло и больно!»Не смогла удержаться надела, кручусьВозле зеркала, как лепесток…Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь – В мамин павло-посадский платок…
Вопросы:
- От чьего имени повествуется стихотворение? ( от имени девочки)
- О чем рассказывает нам девочка?
- Как украшен платок?
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Прочитайте текст.
История русского платка.
Русский платок тоже имеет свою историю. На Руси женщина покрывала голову белым льняным вышитым полотенцем. Оно называлось «убрус». Сам платок появился позже, в17 веке. Через столетие в русском языке появилось слово «шаль». Шаль – это большой узорный платок. Именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всём мире. Сейчас знаменитые русские платки изготавливают в городе Павловом Посаде и в Оренбургской области.
Какое новое слово вам встретилось? Что оно обозначает?
Есть ли в тексте существительные?
Назовите имена собственные.
Подчеркните оставшиеся имена существительные.
Как их можно назвать?
Подчеркните грамматическую основу во 2 и 4 предложениях.
Для росписи платков русские художники использовали различные элементы: цветы, птиц, животных …А вот особенности оренбургских платков вы можете увидеть на слайде.
Мы с вами ещё не волшебники, а только становимся ими, поэтому предлагаю вам расписать свой первый платок.
Не только художники воспевали русский платок в своих картинах, но и поэты и музыканты. Послушайте, с какой любовь пела об оренбургском платке великая певица Людмила Зыкина.
Итог:
- я узнал…
- мне не совсем понятно…
- я хотел бы рассказать близким…
Домашнее задание.
Подобрать строки из сказок, стихов или песен, где бы упоминалось слово платок, или придумать своё предложение с этим словом. (Можно воспользоваться словарями Даля или Ушакова, в них приведены предложения из фольклора и литературных произведений.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст.
История русского платка.
Русский платок тоже имеет свою историю. На Руси женщина покрывала голову белым льняным вышитым полотенцем. Оно называлось «убрус». Сам платок появился позже, в17 веке. Через столетие в русском языке появилось слово «шаль». Шаль – это большой узорный платок. Именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всём мире. Сейчас знаменитые русские платки изготавливают в городе Павловом Посаде и в Оренбургской области.
Какое новое слово вам встретилось? Что оно обозначает?
Есть ли в тексте существительные?
Назовите имена собственные.
Подчеркните оставшиеся имена существительные.
Как их можно назвать?
Подчеркните грамматическую основу во 2 и 4 предложениях.
Выпишите любые три имени существительных. Измените их по числам.
______________________ ______________________ ______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
Выпишите словосочетание существительное +прилагательное.
__________________________________________________________________________________________________________
*Домашнее задание.
Подобрать строки из сказок, стихов или песен, где бы упоминалось слово платок, или придумать своё предложение с этим словом. (Можно воспользоваться словарями Даля или Ушакова, в них приведены предложения из фольклора и литературных произведений.)
- я узнал…
- мне не совсем понятно…
- я хотел бы рассказать близким…