Доклад родительского собрания на тему «Развитие творческих способностей детей младшего возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Светлячок»
Доклад родительского собрания на тему:
«Развитие творческих способностей детей младшего возраста»
Разработал воспитатель
Чернецова С.Ю.
Ульяновск, 2016 г.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности
ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему
способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто
новое для себя и других.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческойдеятельности различного рода.
Значение периода детства для развития творческих способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти
большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для егобудущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые
толчки к развитию творческих способностей.
Виды детского творчества
Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в
себя изобразительное и литературное творчество, техническое и
музыкальное.
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческихспособностей ребенка.
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также
существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо ссамого раннего возраста.
Музыкальное творчество
Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе
различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней поразвитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся кмнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются
ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально нату или иную музыку. Также именно эмоциональная окрашенность музыки
заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать
под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у
ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух. Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания
детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов.
Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности дляокружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ-это
синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра намузыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ
проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность кдвижениям под музыку. Для того, чтобы помочь детям развивать музыкальные способности, не обязательно быть специалистом в этой области. Если вы получаете удовольствие от музыки, значит, научить своего ребенка слушать музыку и понимать ее вам под силу. Самый простой и доступный способ познакомить ребенка с музыкой – негромко включать диск с выбранной записью (желательно классической) и заниматься всеми необходимыми делами – играть, одеваться, купаться, готовить и т.д. Для подготовки ко сну и для периода бодрствования подбирайте соответствующие произведения. Обязательно говорите, какая музыка звучит- медленная, быстрая, громкая, тихая, веселая, грустная. Обращайте внимание ребенка на то, что темп музыки тоже бывает разным, выполняйте движения под музыку. Можно предложить ребенку показать, как поет то или иное животное, с разной интонацией
Безусловно, музыка полезна для развития ребенка, и чем раньше начнется обучение, тем больше шансов, что у малыша разовьется слух.
Если у вас нет слуха, и вы не в состоянии правильно воспроизвести ни одной ноты, не огорчайтесь: слух можно развить, а учиться вы будете вместе с вашим ребенком.  
С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
пойте ему колыбельные как можно дольше;
это развивает память и образное мышление.             
Изобразительное детское творчество
Более позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года) и оно считается самым массовым среди детей младшего возраста. Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного
общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональномсостоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Детское художественное творчество-деятельность ребёнка, проявляющаясяв виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок,
художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр.
ДТ в области искусства способствует художественному образованию и
развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Рисование помогает высвободить накопившуюся энергию, выразить свое «Я».   Все начинается с каракулей. Малышу нравится чертить множество пересекающихся линий – «чиркать». По мере развития координации движения ребенка становятся более целенаправленными.
В последнее время все чаще начинают обучать рисованию детей  рано в 6 месяцев - 1год. Педагоги и психологи считают, что рисование   помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развивать внимание, память и мышление художественными методами. Кроме того, в процессе творческой работы происходит развитие сенсорики , мелкой моторики.  Маленькие художники сами учатся выбирать и смешивать цвета палитры. Вначале дети рисуют просто пальчиками, чуть позже – ладошками, а потом кисточками. Начните рисовать сами, чтобы ребенок мог видеть ваши действия. Потом ребенок повторяет. Первое время у него получаются обычные каракули. Никогда не высказывайтесь отрицательно по поводу рисунка ребенка, чтобы не отбить желание рисовать. Рисование в любом возрасте – это большое удовольствие. К сожалению, большинство из нас взрослых почти никогда не рисует или делает это редко, этим мы себя очень обедняем.очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
не жалейте бумаги на это дело;
никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
Лепка
лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
пластилин должен быть ярким и мягким.
Литературное детское творчество
Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и
использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок
одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и
пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает
выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальнойценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания). Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
берите малышей с собой в библиотеку;
книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по рол ям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста
Окружающий мир
совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
рассказы о животных и растениях;
объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
Развивающие игры
покупайте детям настольные развивающие игры;
у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
они должны соответствовать их возрасту;
мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
Играйте с детьми в словесные игры, например: «весёлые рифмы», «опиши предмет»-придумать как можно больше прилагательных, « угадай по описанию животное», «придумай другой конец сказки», « крокодил»-отгадать предмет без слов с помощью мимики и жестов.
Техническое детское творчество.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское
творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт,
позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое.
Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
Играем с пазламиПри выборе пазлов для покупки постарайтесь оценить, соответствует ли картинка возрасту и уровню развития вашего ребенка. Маленький ребенок, с которым занимаются пазлами, может свободно собирать под руководством взрослых довольно сложные картинки из 100 и более деталей, составляют по ним свой рассказ.
Развивающее значение использование пазлов с целью активизации творческих способностей у детей:
Развитие хорошего глазомера,
Развитие наблюдательности, внимания,
Воспитание аккуратности, дисциплинированности (не терять и не разбрасывать детали изображения),
Предупреждение проявления агрессивности,
Развитие мелкой моторики рук, способствующей общему развитию ребенка-дошкольника,
Развитие усидчивости при выполнении задания, что является важным условием для дальнейшей подготовки ребенка к обучению в школе,
Способствует раннему выявлению трудностей, возникающих у ребенка (ориентирование в цветах, форме, величине и т.д.).
Организация проведения свободного времени часто болеющего ребенка (расслабляет, успокаивает, отвлекает внимание от  боли в горле, головной боли)
Как развивать творческие способности ребенка
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности
позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя отстандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе
творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили
основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
Воображение - способность сознания создавать образы, представления,
идеи и манипулировать ими.
Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы,
которыми играет. (Берет кубик и говорит что это стол, а может это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Креативность (от англ. create - создавать, творить)- способность принимать
и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных
или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность
проявляется как смекалка - способность решать задачи используя предметы и
обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете
другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на
облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, начто она может быть похожа. Нарисовать круг пусть ребенок что-то дорисует,
чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть
похоже. Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является
создание условий, способствующих формированию их творческих
способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития
творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является
раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее
ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство сразличными инструментами и материалами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка
является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо,
насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой
системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную
творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что всоответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать,
мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы, чтобы он их
хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и
условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему
возможность работать с различными материалами – пластилин, массы длялепки, краски, карандаши и т. п.
3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческихспособностей вытекает из самого характера творческого процесса, который
требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности
развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек
добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот
потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил
легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет
говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но
воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить
такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш
вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать
множество совершенно новых для него задач самостоятельно и безпредварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему этоделать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.
Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если
ребенок может решить эту задачу сам.
4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей
заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним
каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его
интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что
уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет
ребенку на пользу.
5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых –
это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.
Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь
в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей
способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо
за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам
может додуматься.
6. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное
психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое
условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная
атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать
ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо
относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Дорогие мамы и папы!
Для того, чтобы творческое развитие вашего ребенка было успешным, вам необходимо помнить  простые правила общения и организации жизнедеятельности.
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком, интересоваться проблемами ребенка, помогать ему, развивать свои умения и таланты, воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез.
Уважать право ребенка на собственное мнение. Включать ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
Предоставлять ребенку жизненное пространство: снабжать ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для любимых занятий; найти место, где ребенок мог бы показать свои работы и достижения, не ругать ребенка за беспорядок, если не еще не закончил занятие (однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания).
Приучать ребенка мыслить и действовать самостоятельно, поощрять в ребенке независимость от взрослых.
Побуждать ребенка придумывать истории и фантазировать, делать это вместе с ним.
Развивать в ребенке позитивное восприятие мира, хвалить ребенка за конкретные поступки и успехи, не сравнивать своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
С чего начать развитие творческих способностей детей?
    Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
1.     В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
2.     Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
3.     Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
4.     Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
5.     Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.
      Немаловажно, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.
   Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.
      Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.
     Если мы хотим вырасти творческую личность, значит надо нам подходить ко всему с творчеством. Ребенка можно удивлять и радовать ,и сами родители и педагоги будут рады, что ребенок стал творить чудеса.
    Я бы рекомендовала родителям чаще творить вместе с детьми, ведь совместное творчество делает вас ближе к детям, работая совместно не только ребенок, но и вы получите массу положительных эмоций! В качестве поощрения себе и детям чаще участвуйте в различных конкурсах и выставках. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение, в  этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критики в первых результатах творческой деятельности - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Хотелось бы, чтобы развитие творчества пошло ребенку на пользу. Не пытайтесь насильно вырастить из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Ваша задача в помощи развить то, что уже заложено именно в вашем малыше, и тогда он сам определиться в любимом занятии.
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.