Методы исследования природы. Наблюдение. Проведение опыта.


Тема. Методы исследования природы. Наблюдение. Проведение опыта.
Цели урока:
Образовательные:
расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
развивать в детях способность к логическому мышлению;
развивать творческую активность, внимательность.
Воспитательные:
прививать практические навыки коммуникативного общения;
научить применять теоретические знания на практике;
Ход урока
1. Организация начала урока.
Проверка готовности учащихся к уроку, опрос по прошлой теме.
2. Изучение нового материала урока.
Сегодня начну урок с вопроса: Что такое природа? Перечислите все науки о природе.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?
Какие способы изучения природы вам знакомы?
Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.
Существуют три метода изучения природы: 1 Наблюдение 2 Эксперимент 3 Измерение
Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.
Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?
Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:1 Определить цель.2. Выдвинуть предположение , гипотезу.3. Составить план проведения опыта, эксперимента.4. Подобрать оборудование5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.6. Сделать записи, рисунки.7 Записать свои наблюдения и сделать выводы.8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.
Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.
Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.
Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
Какие измерения проводятся при изучении природы?
Какие измерительные приборы вам известны?
3.Закрепление темы 1.Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. мГрязный снег быстрее тает, чем чистый.
Заполнение таблицы:
Методы изучения природы Примеры
1. 2. 3. Подведение итогов урока.
4. Выставление отметок за урок.