Статья. Эффективный способ обучения – активизация познавательной деятельности


Симонова М.Н.
Эффективный способ обучения – активизация познавательной деятельности
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он будет всегда только наследовать, копировать»
Образование XXI века – образование для человека. Задача современной школы – воспитание компетентной личности. Учитель должен развивать у учеников навыки, которые нужны человеку XXI века: ответственность и адаптивность, критическое и системное мышление, направленность на саморазвитие, творчество и любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, ставить и решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучения. Российский педагог Г.И. Щукина отмечает, что познавательную деятельность учащихся нужно считать одним из основных видов деятельности подрастающего поколения. Именно этот вид деятельности способствует подготовке конкурентоспособных людей, отвечающих потребностям общества и времени.
Изучая поведение подростков, анализируя их поступки, необходимо выяснить их мотивы. Мотивация учебной деятельности как свойство личности представляет систему ее целей, потребностей, побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению умениями и навыками.
Выделяют следующие уровни развития мотивации учебной деятельности у подростков:
1й уровень характеризуется малочисленностью положительных мотивов. Положительные мотивы учения ситуативны, кратковременны. Подростки с низким уровнем мотивации вынуждены учиться, т.к. этого требуют родители, преподаватели. Познавательные интересы аморфны. Мотивы самообразования отсутствуют. Как правило, отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием.
2й уровень мотивации характеризуется тем, что подростки уже осознают важность изучения общеобразовательных предметов и развития познавательных процессов. Появляется интерес, формируется чувство ответственности, долга. Подростки этой группы хотя и осознают важность учебы и труда, но очень приблизительно. Эти подростки ориентированы на удовлетворение престижных устремлений. Подросток изучает материал тех предметов, которые считает важными для себя. Трудолюбие развито слабо. Но возможности воспитания мотивации у этой группы подростков значительно шире.
3й уровень мотивации характерен усилием долга познавательного интереса. Мотив учения для получения профессии находится на вершине иерархии мотивов. Подростки начинают осознавать необходимость владения умениями учиться. Подростки этой группы с успехом могут применять предлагаемые задания и упражнения для того, чтобы развивать собственные познавательные процессы и интеллект. Познавательные мотивы и чувства подростков можно наблюдать на уроках: с каким интересом ученики воспринимают знания, решают задачи контрольной работы.
Кроме того, познавательная мотивация, целенаправленность учебной деятельности может быть определена по повседневному отношению каждого ученика к выполнению домашних заданий, по склонности к чтению, по начитанности, информированности.
Уровень мотивации познавательной деятельности можно определить с помощью карты диагностики познавательной активности подростков.
Карта диагностики познавательной активности подростков
Вопрос Ответ
Как часто подросток подолгу (2-2,5 часа в день) занимается умственной деятельностью (кроме уроков в школе)? часто – 5б
иногда – 3б
очень редко – 1б
Как ведет себя подросток, когда задан вопрос на сообразительность? предпочитает помучиться, но сам находит ответ – 5б
когда как – 3 б
предпочитает получить готовый ответ от других – 0б
Много ли читает школьник дополнительной литературы? постоянно много – 5б
мало читает – 3б
не читает совсем – 0б
Насколько эмоционально относится к интеллектуальной деятельности? очень эмоционально – 5б
средний уровень выраженности эмоций – 3б
эмоции ярко не выражены – 1б
Часто ли подросток задает вопросы? часто – 5б
иногда – 3б
не задает совсем – 1б
Беседуя с подростком, наблюдая за его поведением на уроках, беседуя с родителями, заполняется и анализируется карта.
3,5 < M ≤ 5 – высокий уровень познавательной активности;
2,5 < M ≤ 3,5 – средний уровень познавательной активности;
1 < M ≤ 2,5 – низкий уровень познавательной активности,
где М – среднее количество баллов.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Познавательная деятельность – серия познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Обучение логическим приемам следует осуществлять на конкретном учебном материале школьного курса химии. На одном из первых уроков темы «Первоначальные химические понятия», при ознакомлении с веществами и их свойствами, необходимо раскрыть перед старшеклассниками содержание понятий «прием сравнения» и «обобщение на основе сравнения». Необходимо познакомить с видами сравнения: сопоставляем (сравниваем по признакам сходства), противопоставляем (сравнение по признакам различия), полным сравнением (по признакам как сходства, так и различия). Сравнение начать с известных учащимся веществ соли, сахара, воды, подсолнечного масла.
Продуктивный характер познавательной деятельности можно организовать не только с помощью обобщающих заданий по теоретическим вопросам, но и путем привлечения знаний и умений учащихся выполнять химические опыты, проводить наблюдения и сопровождать их объяснением.
Задание.
Одинаковые по массе медная пластинка и кусочек малахита при нагревании чернеют, но масса их при этом изменяется неодинаково. Почему?
Для активизации познавательной деятельности учащихся практикую задачи без вопросов. Использование такого типа задач дает возможность дифференцированного подхода в обучении.
Все учащиеся получают одинаковое задание, а используют его по-разному. Хорошо подготовленные учащиеся работают самостоятельно, у них достаточно знаний, чтобы успешно выполнить задание. Поэтому на этом этапе урока учитель имеет возможность сосредоточить свое внимание на учащихся, имеющих пробелы в знаниях.
192 г порошка меди прожарили над пламенем спиртовки. Образованное соединение растворили в хлороводородной кислоте. Раствор нейтрализовали щелочью и добавили нитрат серебра. Сформулируйте как можно больше вопросов и решите задачу.
Задачи с неполными данными (миниатюры) можно использовать при проведении самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Величины, которых нет в условии, учащиеся самостоятельно находят в разных таблицах, на рисунках, используют формулы. Такие задачи активизируют мышление учащихся, повышают интерес к изучению химии.
Задача. Тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Элемент не образует летучее водородное соединение с водородом, у него на три электронных оболочки больше, чем у наиболее распространенного в земной коре элемента. Формула высшего оксида Э2О5.
Решение задач по химии – способ развития интеллектуальных способностей обучающихся.
ИК-технологии обучения перспективны для повышения творческой активности. Ученик отходит от позиции объекта научения, получателя готовой учебной информации, становится активным субъектом обучения, он может самостоятельно получать необходимую информацию и даже уметь изобрести, сконструировать необходимые для этого способы действий.
Важной характеристикой познавательной деятельности являются эмоциональные и волевые процессы, которые побуждают личность к активным действиям волевых актов.
Использование дидактических игр на уроках химии дает возможность формировать у учащихся системные знания, и способствуют самостоятельному поиску решения.
Теорию игры исследовали педагоги и психологи: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Элькони.
Интересный опыт применения элементов обучающих игр в преподавании химии накоплен у М.И. Ранник, А.А. Тыльдсеина, Н.Г. Кузнецовой, Б.П. Болотинской и других.
Игра «Внимательный химик»
Цель; развитие и активизация познавательных операций учащихся, тренинг процессов, обеспечивающих внимание, запоминание учебного материала.
Участники образуют по рядам шесть команд. Первые три команды должны охарактеризовать строение и физические свойства воды, оснований, а команды 4-6 – отразить химические свойства, применение. Тема «Вода. Основания. Растворы»
Каждый ученик команды фиксирует в картотеке одно свойство или понятие и передает карточку следующему – по рядам 9при этом не должно быть повторений. Игра длится 5-7 мин. Проверку может проводить как учитель, так и жюри, избранное из числа членов всех команд.
Для оценки эмоционального состояния участников игры применялась методика «Цветопись», основанная на опыте психолога и педагога А.Н. Лутошкина. Суть ее заключается в том, что школьники с помощью карточек различных цветов характеризуют свое состояние в ходе игры, системы впечатлений и ощущения, сложившихся в результате ее проведения. Красный цвет карточки означает, что игра очень понравилась, во время игры не покидало радостное настроение. Оранжевый цвет – игра прошла хорошо. Настроение в игре светлое, приятное. Желтый цвет – игра прошла спокойно, незаметно. Ничто в игре особенно не волновало, но ты удовлетворен игрой. Настроение спокойное, ровное. Зеленый цвет – игра понравилась, чего-то в ней не хватает. Настроение грустное. Синий цвет – чувство полной неудовлетворенности игрой, настроение уныния, горечи.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при использовании дидактических игр 98% учащихся пытаются активно включиться в учебно-познавательную деятельность. Дидактические игры значительны не только как средство активизации учебно-познавательной деятельности, но и как перспективный путь реализации задач воспитания и развития личности в процессе обучения. Педагогика сотрудничества определяет путь: идти не просто с предметом к детям, а с детьми к предмету.
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но и на столько с ней сродниться, чтобы она стала второй натурой… приучи его к тому, что для него было бы немыслимо иначе как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявляя себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека»В.А. Сухомлинский

Литература
Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении. М. Просвещение, 1978.
Сушко В.И. использование дидактических игр на уроках химии. Химия в школе, 1985, №6, стр. 49-50.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство преподавателя. М. Международная педагогическая академия, 1995 – 189 с.
Алейников А.Г. О креативной педагогике. Вестник высшей школы, 1998, № 12, с. 29-34.