Мастер-класс Формирование УУД через проблемное обучение


МАСТЕР-КЛАСС
«Формирование универсальных учебных действий
через проблемное обучение»
Презентация педагогического опыта

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу поддержку и сотрудничество.

Мотивация выбора концепции. (Слайд№1)
Важнейшей задачей современного обучения, когда стремительно возрастает количество знаний, подлежащих усвоению, на повестку дня все явственнее выдвигается задача формирования целостного системного подхода к осмыслению явлений природного и социального мира. В связи с этим особую важность приобретает проектирование учебного процесса на принципах деятельностной теории обучения и системно-структурного подхода, позволяющих формировать системный способ мышления, открывать новые познавательные возможности учащихся, растить их творческий потенциал. (Слайд№2) Знания, которые приобретаются в результате собственного поиска, становятся стимулом для получения новых знаний. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010-2012 г была обоснована необходимость формирования компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе индивидуальных образовательных траекторий, развитие познавательных способностей личности и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности. (Слайд№3)Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые являются постоянной основой образовательного и воспитательного процесса. (Слайд№4) Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться. (Слайд№5)
Тема Концепции. «Формирование универсальных учебных действий
через проблемное обучение». (Слайд№6)
Обоснование.
В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность приобрело проблемное обучение. Дело в том, что с развитием рыночных отношений в нашей стране все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определёнными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современной личности. Лекциями и рассказами они не передаются. (Слайд№7) Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном материале. Этим требованиям сегодня в наибольшей степени соответствует проблемное обучение. (Слайд№8)
Актуальность темы основывается на разрешении с ее помощью следующих проблем и противоречий:
прагматизмом и энциклопедизмом;
активного и пассивного усвоения новых знаний;
глубоким и поверхностным уровнем понимания изучаемого материала;
прочностью и зыбкостью усвоения знаний;
развитие не только интеллектуальных возможностей, но и образного мышления, интуиции, эмоций, чувств и прочих проявлений правого полушария мозга;
коллективным обучением и индивидуальным развитием личности учащегося;
живой и формальной связью между педагогом и учащимися
Теоретические основы.
Концептуальная основа всего проблемного обучения основана на психологической теории мышления, выдвинутой С.Л. Рубинштейном, согласно которой вовлечённость личности в мыслительный процесс определяется противоречием. (Слайд№9) В контексте современной отечественной дидактики проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Слайд№10) Оно направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В то время как традиционное обучение направлено на усвоение результатов научного познания. (Слайд№11)
Цель: создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и для повышения уровня усвоения ими учебного материала посредством проблемно-ориентированного подхода. (Слайды №12,13)
Задачи:
формирование осознанной мотивации;
формирование предметных и метапредметных УУД;
активизация творческих способностей: видение и формулирование проблемы – выдвижение гипотезы – решение проблемы – анализ полученных результатов;
развитие рефлексивной культуры учащихся.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формиров
·ание психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии. 
У каждого учителя химии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир химии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.




















ПЛАН УРОКА.
Организационный момент. (1 мин.)
Звучит «Лунная соната»(Слайд №1) Создание комфортной психологической атмсферы
Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка?
Но, к сожалению, не все, что нас окружает, так прекрасно и гармонично.
(Слайд №2) Звучит фрагмент в исполнении группы «Коррозия металла»
А эта музыка с чем ассоциируется? Конечно, наш урок будет посвящен не творчеству группы, а процессу коррозии. (Тема и целеполагание)

II. Мотивация (слайд №3) (Тема и целеполагание) (Слайд №4) коррозия приводит к разрушению металлов и сплавов. Но только потеря металлов, но и порча изготовленных из них изделий обходится очень дорого. Затраты на ремонт или на замену деталей судов, автомобилей, аппаратуры химических производств, приборов и коммуникаций во много раз превышают стоимость металла, из которого они изготовлены. Кроме этого коррозия вызывает серьезные экологические последствия. Утечка газа, нефти и других опасных химических продуктов из разрушенных коррозией трубопроводов приводит к загрязнению окружающей среды, что отрицательно воздействует на здоровье и жизнь людей.
личностные действия ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу

Актуализация - постановка проблемы (слайд №5,6)
Как мы будем решать этот вопрос? (Изучим теорию, проведем опыты)
Актуализация знаний учащихся о химических свойствах металлов
Какие свойства проявляют металлы в хим. реакциях?
Что происходит в атомах металлов? (Слайд №7)
Вывод: Значит, при коррозии металлы окисляются. А что будет окислителями?
Что способствует процессу коррозии? (Слайд №8)
Виды коррозии. (Слайд №9)
Найдите в учебнике информацию о химической коррозии
Дайте ее определение, напишите уравнения реакций.(Слайд №10)
Чаще всего встречается электрохимическая коррозия. Что это?
(Слайд №11)
Исследуем этот вид коррозии. (Работа в группах)
1 группа – опыты 1,2,5
2 группа – опыты 3,4
Работа с залом Кутубская колонна (Слайд №16,17)
Отчеты групп (Слайд №18) Результаты можно объяснить исходя из положения металлов в электрохимическом ряду. Если два различных металла, находящихся в контакте между собой, опустить в водный раствор электролита, то металл более активный, расположенный в электрохимическом ряду напряжений левее, будет разрушаться, предохраняя тем самым менее активный металл от коррозии.
Способы защиты от коррозии – заполнить таблицу. (Слайд №19,20)
Закрепление. В заключение урока подведем итог: сможем ли мы применить полученные знания на практике? Вопросы на экране (Слайд №22)
Домашнее задание.(2 мин.) С. 225-231 учебника О.С.Габриэляна «Химия. 11 класс. Профильный уровень»; письменно выполнить упражнения №№16-17 на с 263,Творческое задание для трудолюбивых и самостоятельных: сочинить сказку или загадку о коррозии, сделать сообщение-презентацию «Коррозия – причина техногенных катастроф»

VI. Рефлексия и подведение итогов работы. (3 мин.) Давайте подведем итог нашей работы.
Какую цель мы поставили перед собой сегодня на занятии?
Достигли ли заявленной цели? 
Что узнали нового?
Чему мы сегодня научились?
Где сможем применить новые знания?

Заключение. (Слайд №22)
Разрушить легче, чем построить. Потерять легче, чем найти. Бороться с коррозией нелегко, но возможно. И одно из многочисленных доказательств – Эйфелева башня, которую строили в расчете на то, что прослужит она лет 30 и ее снесут, а она вот уже второе столетие украшает собой Париж и является одним из главных символов этого города. С другими проблемами тоже можно бороться, если их изучить. Знать - значит победить!
И в заключение хочу сказать, что нам с вами, коллеги, тоже надо формировать или применять уже сформированные УУД в нашей работе. «Вечно изобретать, пробовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д. Ушинский).










Заголовок 215