Самоконтроль учащихся как одно из средств повышения эффективности физического воспитания


Министерство профессионального образования,
подготовки и расстановки кадров РС(Я)
ГБОУ «Профессиональный лицей №7»
РНПК «Профессиональное образование и здоровый образ жизни:
опыт, перспективы развития»
Направление: Физическая культура и спорт
САМОКОНТРОЛЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Николаев Семен Егорович
Должность: руководитель физвоспитания
ГБОУ РС(Я) Профессиональный лицей №7
Научный руководитель: Портнягин Иосиф Иосиповичдоктор пед.наук, профессор.
Якутск-2013г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Практические рекомендации………………………………………………………4
Дневник самоконтроля……………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………….……..8
Литература …………………………………………………………………………………..9
Приложения………………………………………………………………………………...10
Введение
Цель: Изучить влияние самоконтроля, повышения эффективности физического воспитания обучающихся.
Тема актуальна, потому что, в настоящее время самоконтроль имеет важное значение в системе физического воспитания обучающихся, в укреплении здоровья человека.
Гипотеза: процесс физического воспитания обучающихся может быть более эффективным, если при тренировках будет использован метод самоконтроля, в дневнике самоконтроля показывается уровень тренированности.
Объект исследования: физическое воспитание обучающихся.
Задачи: - анализ литературы;
- изучить уровень физического развития путем самоконтроля;
- выявить с помощью дневника самоконтроля состояния и самочувствия при тренировках.
Методы: 1) Анализ научно-методической литературы.
2) Метод наблюдения
3) Контрольные испытания (тестирование).
Теоретическая значимость: является изучение трудов не только русских, но и якутских, зарубежных ученых, как Шамаев Н. К, Алаас К. и т.д.
Практическая значимость: Наша работа, как мы думаем, будет пособием для обучающихся, которые выберут эту тему, будут опираться на данной работе в дальнейшем исследовательской работе, но и преподавателям физической культуры.
Практические рекомендации
Для проведения уроков физической культуры рекомендуем применять дневник самоконтроля, разработанную нами методику обучения, так же регулярно проводить наблюдения с целью выявления состояния и самочувствия обучающихся. Совместно с этим можно проводить тестирование с целью определения уровня тренированности.
Особо необходимо обратить внимание на заполнение дневника самоконтроля, так как учащиеся иногда забывают заполнить. Мы считаем, что введение дневника самоконтроля с первого курса, позволить правильно тренироваться и контролировать свое состояние и самочувствие.
Гармоничное развитие организма обучающегося, совершенствование спортивного мастерства и сохранения в течение длительного периода времени спортивной формы зависит от сотрудничества врача, преподавателя и обучающегося. Врач ведет регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья обучающегося. Преподаватель на основе данного врачебного контроля разрабатывает правильную методику тренировочных занятий, обучающийся осуществляет самоконтроль.
Укрепление здоровье человека – одна из самых главных задач системы физического воспитания Республики Саха (Якутия). За соблюдением принципа оздоровительной направленности всех физкультурных и спортивных мероприятий следят специалисты – медики, и это их научно-практическая деятельность называется врачебным контролем.
Самоконтроль обучающегося имеет большое образовательное и воспитательное значение, он является показателем сознательного отношения к тренировочным процессам.
При помощи самоконтроля обучающийся и преподаватель могут планировать и проводить тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося, что благоприятно отражается на его работоспособности и спортивных результатах.
Учащийся в таких случаях хочет знать, достаточно ли данная нагрузка, как переносится превышение нагрузки, можно ли увеличить нагрузку или следует ее уменьшить.
В нашей республике ведется большая работа в области детского спорта, проводится много спортивных мероприятий и соревнований улусного, республиканского и международного масштаба. Такое как, по спортивному комплексу «Эрэл» и международные спортивные игры «Дети Азии».
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
Дневник самоконтроля
Самоконтроль сводится к учету субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных данных (вес, пульс, частота дыхания и др.). Все данные самоконтроля заносятся в специальный дневник (приложение). Запись в дневнике можно делать раз в неделю, но желательнее вести ежедневную регистрацию данных и фиксировать их в одни и те же часы, при одинаковых условиях и одним методом. Дневник самоконтроля проверяется не реже одного раза в месяц. Результаты самонаблюдения лучше анализировать с врачом или специалистом по физической культуре, после чего вносить соответствующие изменения в методику проведения занятий.
Самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное и плохое. Плохое самочувствие – это болезненное состояние организма или состояние после чрезмерно большой физической нагрузки. Обычно при регулярных и правильно проводимых занятиях занимающиеся чувствуют себя хорошо. В графе «Сон» отмечается хороший, удовлетворительный или плохой сон и его особенности – продолжительность, характер нарушения.
Аппетит может быть повышенным, нормальным, пониженным или отсутствовать вообще. У здорового человека обычно хороший аппетит. Отсутствие его указывает на какие-то отклонения в состоянии организма – недомогание, недосыпание, переутомление, (перегрузка в тренировке).
Желание заниматься физическими упражнениями – очень важный показатель. У здорового человека всегда есть определенная потребность в движении. Стойкое нежелание заниматься чаще всего признак переутомления. В дневнике указывают: занимался ли с желанием или без.
Пульс, или частота сердечных сокращений – показатель состояния сердечно-сосудистой системы, позволяющий судить о влиянии тренировочных занятий на организм человека. Нормальный пульс в покое у мужчины равен 68-72 ударам в минуту, у женщин частота его несколько выше. С 25 до 50 лет ритм сердечных сокращений мало изменяется, в пожилом возрасте он замедляется. У людей, регулярно и правильно занимающихся физической культурой и спортом, пульс в покое замедлен и доходит у отдельных спортсменов до 40 и менее ударов в минуту. Непосредственно в процессе интенсивных физических занятий с большой нагрузкой частота сердечных сокращений может возрастать у малотренираванных до 180-200, у тренированных людей – до 240-280 ударов в минуту. Если после прекращения занятия пульс быстро, через 10-15 минут, приближается к исходной норме, это говорит о тренированности и хорошем состоянии сердечно-сосудистой системы. В дневнике самоконтроля записывается число сокращений сердца в минуту как в состоянии покоя (лучше в утренние часы), так и после физической нагрузки.
Вес тела – один из показателей физического развития и состояния здоровья человека. Обычно в первые 2-3 недели регулярных занятий вес тела, особенно у полных людей, падает на 1,5-2 килограмма за счет потери воды и жировой прослойки. Примерно через месяц вес начинает восстанавливаться благодаря увеличению мышечной массы и в дальнейшем, при правильной тренировке, будет держаться примерно на одном уровне. После больших одноразовых физических нагрузок (продолжительный бег, спортигры и т. п.) вес может резко упасть на несколько килограммов, но затем так же быстро (примерно от 12 до 36 часов) восстановиться. Когда вес восстанавливается медленнее, это означает, что человек с трудом переносит нагрузку и, следовательно, ее нужно уменьшить. Если и после уменьшения нагрузки вес тела с каждой тренировкой продолжает снижаться, следует обратиться к врачу, так как это явление ненормальное. Взвешиваться следует не реже одного раза в 10-15 дней, лучше утром, натощак.
Частота дыхания – важный функциональный показатель. В спокойном состоянии здоровый человек обычно совершает 16-20 дыхательных движений в минуту (вдох и выдох считается как одно дыхание). У тренированных людей частота доходит до 8-10 и даже 6 раз в минуту за счет глубины дыхания. В процессе выполнения физических упражнении частота повышается и иногда доходит до 30 дыхательных движений в минуту. Дыхательные движения подсчитываются просто: надо положить руку на нижнюю часть грудной клетки. При подсчете дышать следует свободно, не замедляя и не убыстряя дыхание. Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и состояния организма. На первых тренировках обычно потеют обильно. С ростом тренированности потливость постепенно снижается, и усиление ее в этот период может быть признаком переутомления. Потоотделение в дневнике самоконтроля фиксируется как обильное, большое, среднее.
Заключение
Мы считаем, что введение дневника самоконтроля с первого курса, позволит правильно тренироваться и контролировать свое состояние и самочувствие.
При помощи самоконтроля обучающийся и преподаватель могут планировать и проводить тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося, что благоприятно отражается на его работоспособности и спортивных результатах.
Все перечисленные измерения желательно проводить не только в состоянии покоя, но и сразу после практических занятий. По сдвигам показателей можно судить о влиянии физических упражнений на организм, правильность проведения занятий. Если нагрузка соответствует возможностям человека, показатели самоконтроля будут хорошими. Как правило, у регулярно занимающихся физической культурой и спортом отмечается хорошее настроение, аппетит, повышение работоспособности и улучшение объективных данных – пульса, дыхания и т. д. Систематические занятия физкультурой способствуют тому, что человек становится стройнее, активнее, повышается его умственная и физическая работоспособность, он реже болеет и дольше живет. В то же время ограничение, недостаток движений влекут за собой серьезные последствия, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности человеческого организма.
Литература:
Анохин П. К. «Биология и нейрофизиология условного рефлекса»-М., 1968.
Ашмарин Б. А. «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании»-М., ФиС, 1978.
Астротян Э. А. «Лекции по некоторым вопросам нейрофизиологии»-М., 1959.
Зима А. Г. Легочное дыхание и альвеолярная адаптация в процессе кратковременное акклиматизация в среднегорье и последующей реакклиматизации // Горы и спортивная работоспособность. Выпуск 1. – Алма-Ата : 1977. – С. 19-31.
Шиян В. В., Каражанов Б. К., Сариев К.С Влияние анаэробных нагрузок на динамику показателей работоспособности квалифицированных дзюдоистов.
Сариев К. С., Каражанов Б. К. Шиян В. В. Планирование предсоревновательной подготовки высококвалифицированных дзюдоистов. – Алма-Ата:МВШМ, 1992. – 62 с.
Платонов В. Н. Теория спорта. Учебник для институтов физической культуры . – Киев: Вища школа, 1997. – 423 с.
Туманян Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. – Москва: Физкультура и спорта, 1984. – 144 с.
Сытник В.И. Экспериментальные исследования интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок борцов высокой квалификации: автореф. … канд. Пед.
Андреев В. М., Матвеева Э. А., Сытник В. И., Рабиашвили Г.Г. Планирование предсоревновательной подготовки борцов //Спортивная борьба. – Москва: ФИС, 1975. – С. 16-17
Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка. – Киев, 1960. – 366 с.
Суслов Ф.П. основные проблемы горной подготовки высококвалифицированных спортсменов //Особенности тренировки спортсменов в условиях высокогорья и среднегорья. Сборник научных статей. – Фраунзе, 1987. – С.98 – 102.
Приложение