Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Семакина И.Г.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пусошурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании школьного
методического объединения
протокол № от
Принято на заседании Педагогического совета
протокол № от
Утверждаю:
Директор А.Г.Баженов
приказ № от Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа по предмету
«Информатика и ИКТ»
9 класс

Составитель: Князев Андрей Серафимович
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для 9 классов общеобразовательных школ по учебнику И. Г. Семакина 9 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Рассчитана на изучение базового курса 68 часов (2 часа в неделю). Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
Базовый учебный план от 2004 г.
Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
•выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса.
В результате изучения информатики и информационно -коммуникационных технологий в 9 классе ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
9 класс
(68 ч, 2 ч в неделю)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/пНазвание темы Кол.
Час
1 Передача информации в компьютерных сетях 9
2 Информационное моделирование 4
3 Хранение и обработка информации в базах данных 10
4 Табличные вычисления на компьютере 10
5 Управление и алгоритмы 9
6 Программное управление работой компьютера 11
7 Информационные технологии в обществе 3
8 Итоговое повторение 5
9 Контрольные работы 7
Итого 68
Дата №
п/пТема урока Минимум объема информации на тему урока Уметь Вид
контроля
Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)
1 1.Повторный инструктаж. По ТБ. Компьютерные сети. ИОТ 8/1 Гигиенические, эргономические и технические условия безопас-ной эксплуатации средств ИКТ. Примеры организации коллектив-ного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. ИОТ №8/1 Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационно-коммуникационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика), языки, естественнонаучные дисциплины Беседа
2 2.Работа в локальной сети. Работа в локальной сети Прак-ая работа
3 3.Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения Сам-я работа
4 4.Работа с электронной почтой. Отправка и получение сообщения Прак-ая работ
5 5.Интернет. Поиск информации в Интернет. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; Решение задач
6 6.Работа с WWW. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них Прак-ая работ
7 7.Поиск информации в Интернет. Формулирование запросов. Прак-ая работ
8 8.Создание Web-страницы с использованием Word. Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, презентации с использованием шаблонов Опрос
9 Оформление web-страницы. Создание простейшей Web-страницы. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Создание простейших Web-страниц Практ-ая работа
10 Контрольная работа №1 «Интернет». Проверка ЗУН по теме «Интернет». К/Р №1
Информационное моделирование (5 часов)
11 1.Понятие модели. Графические информационные модели. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационно-коммуникационные технологии, обществознание, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство Беседа
12 2.Табличные модели. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Опрос
13 3.Информационное моделирование на компьютере. Использование стандартных графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Тест
14 4. Проведение компьютерных экспериментов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели Прак-ая работа
15 5.Контрольная работа №2 «Информационное моделирование». Проверка ЗУН по теме «Информационное моделирование». К/Р №2
Хранение и обработка информации в базах данных (11 часов)
16 1.Базы данных и информационные системы. Понятие базы данных и ее основных элементов
Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов)в базах данных. Создавать записи в базе данных. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационно-коммуникационные технологии, обществознание (экономика и право)
Беседа
17 2.Назначение СУБД. Технология создание и редактирования баз данных Тест
18 3.Проектирование однотабличной базы данных. Назначение и технология создания форм, отчетов, запросов Опрос
19 4. Создание базы данных. Создание записей в базе данных Практ-ая работа
20 5.Условия поиска информации, логические выражения. Поиск данных в готовой базе Тест
21 6. Формирование простых запросов к БД. Технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации
Практ-ая работа
22 7.Логические операции. Сложные условия поиска. Технология создание и редактирования баз данных
Опрос
23 8.Формирование сложных запросов к БД. Технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации
Практ-ая работа
24 9.Сортировка записей, ключи сортировки. Назначение и технология создания форм, отчетов, запросов К/Р №2
25 10.Создание запросов на удаление и изменение. Создание запросов на удаление и изменение Практ-ая работа
26 Контрольная работа №3 «Обработка информации в БД». Проверка ЗУН по теме «Обработка информации в БД» К/Р №3
Табличные вычисления на компьютере (11 часов) 27 1.Двоичная система счисления. Типы систем счисления. Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемые в компьютере, и наоборот Беседа
28 2.Представление чисел в памяти компьютера. Системы счисления, используемые в вычислительной технике. Объекты относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и процессов в виде динамических (электронных таблиц). Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационно-коммуникационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществознание (экономика) Опрос
29 3.Электронные таблицы. Электронной таблицы и их характеристики, типы данных Тест
30 4.Работа с готовой ЭТ. Электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа Практ-ая работа
31 5.Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции. Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции Тест
32 6.Использование функций. Сортировка таблиц. Назначение табличного процессора, его команд и режимов Опрос
33 7. Повторный инструктаж по ТБ. ИОТ №8/2. Логические функции. Логические функции. ИОТ №8/2 Опрос
34 8.Деловая графика. Деловая графика. Тест
35 9.Построение диаграмм. Построение диаграмм. Практ-ая работа
36 10.Математическое моделирова-ние с использованием ЭТ. Математическое моделирование с использованием ЭТ. Запись таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов Опрос
37 11.Контрольная работа №4 «Табличные вычисления». Проверка ЗУН по теме «Табличные вычисления» К/Р №4
Управление и алгоритмы (10 часов)
38 1.Кибернетика. Кибернетическая модель управления Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем) Беседа
39 2.Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов К/Р №3
40 3.Построение линейных алгоритмов. Алгоритмические конструкции Практ-ая работа
41 4.Управление с обратной связью. Использование циклов. Способы записи алгоритмов; блок- схемы. Управление, обратная связь Тест
42 5. Работа с циклами. Логические значения, операции, выражения Практ-ая работа
43 6.Ветвления. Операция ветвления Практ-ая работа
44 7.Использование ветвлений. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы Тест
45 8.Контрольная работа №5 «Алгоритмизация». Проверка ЗУН по теме «Алгоритмизация» К/Р №5
46 9.Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм Беседа
47 10.Использование вспомогательных алгоритмов. Использование вспомогательных алгоритмов Практ-ая работа
Программное управление работой компьютера (12 часов)
48 1.Алгоритмы работы с величинами. Назначение языков программирования Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс. Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы.
Составлять несложные программы обработки одномерных массивов.
отлаживать и исполнять программы в системе программирования
Беседа
49 2.Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Алфавит языка программирования Visual Basic. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов
Опрос
50 3.Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс) Опрос
51 4.Разработка линейных программ. Объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.) Практ-ая работа
52 5.Оператор ветвления. Оператор ветвления Решение задач
53 6.Разработка программ с ветвлением. Программы с ветвлением Практ-ая работа
54 7.Логические операции. Логические операции Опрос
55 8.Циклы на языке Паскаль. Основные типы данных и операторы языка Паскаль Опрос
56 9.Циклы в Паскале. Циклы в Паскале. Практ-ая работа
57 10.Одномерные массивы в Паскале. определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива Решение задач
58 11.Обработка одномерных массивов. Одномерные массивы Практ-ая работа
59 12.Контрольная работа №6 «Программное управление работой компьютера». Проверка ЗУН по теме«Программное управление работой компьютера». К/Р №6
Информационные технологии в обществе (3 часа)
60 1.Предыстория информационных технологий. История средств хранения, передачи и обработки информации. Аналитическая машина Беббиджа Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества Беседа
61 2.История ЭВМ и ИКТ. Начало эпохи ЭВМ. Счетно-перфорационные и релейные машины. Основные этапы развития средств информационных технологий Опрос
62 3.Основы социальной информатики. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов Опрос
Итоговое повторение (6 часов.)
63 1.Повторение темы «Компьютерные сети». Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности Тест
64 2.Повторение темы «Хранение и обработка информации в базах данных». Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике Тест
65 3.Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование». Представление о программировании Решение задач
66 4.Повторение темы «Базы данных» Создание базы данных Тест
67 5. Обобщающее повторение Основные понятия данного курса информатики Опрос
68 6. Итоговая контрольная работа Проверка ЗУН по темам данного курса информатики К/Р №7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 341 с.
Макаренко А. Е. и др. Готовимся к экзамену по информатике. — 2-е изд. - М.: Айрис -прес, 2004. - 226 с. (Домашний репетитор).
Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы / авт.-сост. Т.К. Смыковская. 3-е изд., стереотип. -- М.: Планета, 2010. -- 224 с. -- (Образовательный стандарт).
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 59, [5] с.
Симанович С. В., Евсеев Г. А, Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001. - 592 с.
КОЛЛЕКЦИЯ ЭОР
1. В помощь учителю информатики .
2. Презентации к уроку
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании: система федеральных образовательных порталов http://ict.edu.ru/Интернет-университет информационных технологийhttp://www.intuit.ru/Информационные технологии в образованииhttp://www.ito.edu.ru/Учебные модели компьютеровhttp://emc.km.ru/Энциклопедия персонального компьютераhttp://mega.km.ru/pc/Flash технологииhttp://www.guelman.ru/flash/info/149/germany.swf3D Studio MAXhttp://www.newrender.km.ru/Пособие для учителей и учащихсяhttp://www.phis.org.ru/informatika/Методическое пособие по информатикеhttp://markbook.chat.ru/book/oglavlen.htmМультимедиа для всехhttp://inftech.webservis.ru/it/multimedia/index.htmlвсе o Macromedia Flash: исходники, примеры, уроки…http://zona5.al.ru/Виртуальный музей информатикиhttp://schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/index.htmИнформатика в школеhttp://www.infoschool.narod.ru/Методички по информатикеhttp://www.ugatu.ac.ru/~trushin/mr.htmТесты по информатикеhttp://www.ugatu.ac.ru/~trushin/tests.htmЖурнал «Компьютерра»http://www.computerra.ru/gid/rtfm/graphic/Электронная библиотека журнала «Мир Internet»http://www.iworld.ru/magazine/Курс лекций по дисциплине «Компьютерная графика», автор курса: к.т.н., доцент кафедры Вычислительной техники СПбГЭТУ Владимир Владимирович Шахhttp://www.kgraph.narod.ru/Алгоритмы, методы, исходники… Олимпиадные задачи по программированиюhttp://algolist.manual.ru/Дидактические материалы по информатике и программированию http://comp-science.narod.ru/didakt_i.htmlКонспекты и тексты лекций, читаемых на уроках информатики малой ФМШ МИЭМ. Почти все лекции посвящены языку Паскаль http://rsc-team.ru/cgi-bin/index.pl?rzd=2&group=lection