Презентация по литературу на тему Повесть о Петре и Февронии


Тема любви и веры, добра и мудрости в «Повести о Петре и Февронии» ЭпиграфНравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.Д.С.ЛихачевНравственность  - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.  В далекий ХVI век написана «Повесть о Петре и Февронии» ХVI век… - время образования единого Русского государстваПод руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник  житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов.  Он назывался "Великие Четьи-Минеи« (в переводе с греческого – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских. Словарная работаМитрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.Праведный, праведник -  святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.Канонизация – причисление к лику святых. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Ответ   на этот вопрос найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}СКАЗКАЖИТИЕ ПОВЕСТЬСказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.Жития имели определенную структуру.По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).- Есть волшебные вещи: агриков меч. - Добро побеждает зло (Пётр победил змия).- Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.- Загадки и хитроумные испытания. - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА
Человек в литературе этого периода  либо положительный образ, либо отрицательный.  Подходит ли под это утверждение образ Петра?- Какой порок, а по заповедям грех, мешает Петру взять в жены Февронью в первый раз?-  Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?  Характеристика Петра - Какие еще черты  раскрываются в характере Петра?  Характеристика Февронии- Кто такая Феврония?  С какой целью автор использует загадки в тексте?- В этом же эпизоде «скачет заяц». Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. О чем это говорит?- Она не приняла его подарков, значит,  не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз. О каком качестве идет речь?Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать
«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить». - В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.
- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе.Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей. МуромАрхангельскУльяновскСочиЯрославльАбаканПамятники Петру и Февронии Подведение итогов урока. - Чем обогатила вас история Петра и Февронии, о каких вечных ценностях заставил вас задуматься ?