Технологическая карта по биологии Строение стебля


Технологическая карта урока
Предмет Биология
Класс 6
Тип урока Научная лаборатория
Тема Стебель, его строение и значение
Цель Создать условия для углубления и систематизации знаний о строении, многообразии и функциях стебля растений
Задачи 1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение строение и функции стебля.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, цифровым микроскопом, интерактивным рисунком, раздаточным материалом; навык распознавания стеблей растений.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.
Формирование УУД Обеспечить достижение:
1) Личностных результатов обучения: формирование способности обучающихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам;
2) Метапредметных результатов обучения: создать условия для формирования и развития научного мышления; развития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения классифицировать и самостоятельно выбирать основания классификации; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;3) Предметных результатов обучения: формирование представления о строении и функциях стебля, их многообразии; формирование морфологических понятий – части стебля (узлы и междоузлия), удлиненные и укороченные стебли, видоизменения стебля у надземных и подземных побегов, внутреннее строение стебля. Формирование умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения, умение работать с цифровым микроскопом.
Методы методические приемы Технология АМО, рассказ, беседа, постановка проблемы, демонстрация: фотографий, интерактивных рисунков, видеофильмов, анимаций; сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы; смысловое чтение.Образовательные ресурсы Биология: 6 класс Авторы Пономарёва И.Н., И.В. Николаев, О.А. Корнилова -М.: Вентана-Граф, 2014.
Биология. 6 класс. Методическое пособие. ФГОС Авторы Пономарёва И.Н., И.В. Николаев, О.А. Корнилова -М.: Вентана-Граф, 2013.
1С: Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
Оборудование Учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку «Инфоурок», цифровой микроскоп, микропрепарат «Поперечный разрез ветки липы», гербарий, луковицы лука репчатого, клубни картофеля, комнатные растения, поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев.СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
1.1 Приветствие АМО «Добрый день» В этот весенний день я рада Вас видеть
* Добрый день всем, у кого имя на букву «С»;
* Добрый день всем, у кого имя на букву «К»;
* Добрый день всем, у кого имя на букву «П»;
* Добрый день всем, у кого имя на букву «Л»;
*Добрый день всем, кто пришел сегодня с хорошим настроением. Приветствуют учителя Волевая саморегуляция на усвоение знаний (Р)
1.2 Вхождение или погружение в тему.
Целеполагание «Натуральная загадка»
Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения.
На столах учащихся натуральные объекты (клубень картофеля, ветка липы, луковица репчатого лука). Учитель задает вопрос: «Какие органы растений вы видите? Что их объединяет?»
Тема нашего урока…
Какую цель урока мы поставим? Ответы учащихся:
- побеги, стебель;
Называют тему урока
«Стебель, его строение и функции»
Цель урока: изучить строение и значение стебля. Поиск путей решения; анализ, сравнение, обобщение (П)
Целеполагание (Р)
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию (К)
1.3 Деление на группы (АМО «Органы») Что такое орган?
Какие органы у растения вы изучили?
Прошу сесть в 1 группу, у кого в имени есть сочетание букв из слова «Семена»;
во 2 группу, у кого в имени есть сочетание букв из слова «Корни»;
в 3 группу, у кого в имени есть сочетание букв из слова «Побег»;
в 4 группу, у кого в имени есть сочетание букв из слова «Листья»
Например: Светлана – 1 группа, т.к. есть сочетание букв «с», «е» и «н»;Ольга – 4 группа, т.к. есть буквы «о» и «г». Орган – это часть растения, выполняющая определенную функцию;
Семя, корень, листья и почек;
- стебель.
Каждый учащийся записывает на листочке своё имя и анализирует его буквы. По схожести букв создаются рабочие группы. Работают индивидуально, в парах, вступают в диалог, обмениваются мнениями (К)
Фаза 2. Работа над темой
2.1 Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации) Демонстрирует видеоурок «Строение стебля» Учащиеся смотрят и составляют кластер «Стебель» Поиск и выделение необходимой информации; с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов (П)
2.2 Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока АМО «Научная лаборатория») Организует работу в Научной лаборатории: «Тема для исследования: выяснить особенности строения стебля, обеспечивающие выполнение функций» (Приложение №1)
1 группа работает с гербарием и микроскопом «Внешнее и внутреннее строение стебля»
2 группа работает со спилами стволов деревьев «Определение возраста ветки (ствола) по спилу»
3 группа работает с клубнями картофеля: «Изучение строения клубня»
4 группа работает с луковицей репчатого лука «Изучение строения луковицы». Работают с гербариями, дидактическими карточками, выполняют задания «Научной лаборатории»,
составляют отчет о проделанной работе. Самоопределение, смыслообразование (Л)
Умение выражать свои мысли и работать в группе (К)
Саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы (Р)
Анализ объектов, структурирование знаний (П)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
3.1 Итоговая конференция «Стебель – особый орган растения» Побуждает к обобщению изученного материала по алгоритму:
1. Называние темы исследования…
2. Цель исследования…
3. Вывод: какие особенности строения стебля, обеспечивают выполнение функций. Защита результатов деятельности по алгоритму. Представители от каждой группы по очереди выходят к доске и представляют результаты. Обучающиеся дополняют и корректируют ответы. Анализ объектов, структурирование знаний (П)
3.2 Рефлексия деятельности
АМО «Научная лаборатория» Предлагает участникам представить, что сегодняшний день они провели в Научной лаборатории и научный руководитель лабораторией просит их выбрать и продолжить фразу:
- Мне пригодится в жизни…, потому что…
- Больше всего мне понравилось…
- Было сложным для нас задание …, потому что…
- Мы нашли подтверждение.… Участники пишут свои ответы на листочках, приклеивают на доску и комментируя их. Нравственно-этическое оценивание Способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; самоопределение (Л)
Оценка (Р)
Вступают в диалог (К)
3.3 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Предлагает учащимся взять лист самооценка и оценить свою работу на уроке. (Приложение №2)
Предлагает учащимся взять лист взаимооценки и оценить работу на уроке других групп. (Приложение №3)
3.Собирает дидактические карточки с отчетом по проделанной работе, для последующей проверки
4. Делает оценку работе команд по критериям:
Самая работоспособная….
Самая активная….
Самая дружная….
Самая трудолюбивая….
Самая ответственная…. Заполняют бланки листов самоконтроля и взаимоконтроля. Сдают дидактические карты Оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала.
3.4 Домашнее задание Изучить параграф 10, ответить на вопросы, выучить понятия стр. 59
*Составить ребусы или головоломки по теме
* Приготовить мини сообщения «Видоизменения побегов у растений, растущих у вас дома», «Значение стеблей растений для человека».
Записывают домашнее задание, задают вопросы.