Экспериментальные задачи по физике 7-11 класс


Экспериментальные задачи по физике 7-11 класс Ученик, решив повторить опыт Аристотеля, взвесил футбольный мяч сначала без воздуха, а затем с воздухом, накачав его насосом. Во втором случае мяч весил больше. Почему мальчик получил иной результат, чем Аристотель? № 24. Какой груз и где нужно подвесить на правое плечо, чтобы рычаг находился в равновесии? № 25. Зарисуйте, а затем соберите установку, показанную на рисунке. Укажите точку опоры, плечи и направление сил, действующих на рычаг. Проверьте, применимо ли для этого случая известное вам правило равновесия рычагов. В чем отличие данного рычага от рычагов, которые вы изучили до этого? Подберите другие значения сил и плеч, при которых рычаг будет находиться в равновесии. № 26. С помощью нескольких шаров разной массы, горизонтально расположенного желоба и лежащего на нем бруска докажите, что: а) движущийся шар обладает энергией;б) энергия движущихся шаров тем больше, чем больше их масса и скорость. № 27. №28 Проделайте опыт, доказывающий, что воздух в накачанном футбольном мяче обладает энергией. №29 Обладает ли энергией воздух в колбе? Как доказать это экспериментально и объяснить н основе молекулярного строения вещества? №30 Взяв в руки гвоздь длиной 5 – 6 см, внесите его конец в пламя спички. На основе опыта сравните теплопроводность дерева и железа. Объясните, почему рука чувствует гвоздь особенно горячим уже после того, как спичка погасла. Объясните процесс передачи тепла твердым телом. №31 В два одинаковых сосуда (например, в высокие консервные банки), один из которых выкрашен в черный, а другой – белой краской, налейте кипяток и поместите в них термометры. Измерьте температуру воды через несколько минут и объясните разницу в показаниях термометров. №32 Придумайте и поставьте опыты по возгонке нафталина и снега. №33 Придумайте опыт, показывающий зависимость охлаждения жидкости от интенсивности ее испарения. №34 Что обладает большой внутренней энергией: вода или пар, взятые в равных количествах при температуре 1000С? Проверьте ваши выводы на опыте. №35 Потрите эбонитовую палочку о сукно и, обернув ее сукном, положите внутрь полого шара, укрепленного на электрометре. Выньте палочку из сукна и объясните, почему стрелка при этом отклоняется. Вставьте палочку внутрь сукна и объясните, почему стрелка возвращается на нулевое деление. №36 На тонкой шелковой нити висит заряженная бумажная гильза. Определите знак ее заряда, пользуясь эбонитовой палочкой и куском шерстяной ткани. №37 Возьмите какой либо металлический предмет в руку и попробуйте его наэлектризовать трением о сукно. Электризация не обнаруживается. Возможна ли вообще электризация металлических предметов? Если возможна, то как ее осуществить? №38 Положите на стол полоску бумаги и натрите ее шерстяной тканью. Полоска наэлектризуется. Приблизьте к полоске сверху руку. Объясните, почему она притягивается к руке. №39 Присоедините неоновую лампу к кондукторам электрофорной машины и приведите машину во вращение. Почему лампа в этом случае горит длительное время? №40 Положите на лист клетчатой бумаги угольник и перемещайте его вдоль прямой АВ на некоторое расстояние. Одновременно двигайте карандаш по направлению движения угольника; против движения; перпендикулярно к нему; по гипотенузе. Измерив перемещение угольника и перемещение карандаша относительно угольника, проверьте, выполняется ли правило сложения перемещения. №41 На вертикально поставленную дощечку приколите лист клетчатой бумаги и подвесьте в точке С грузик на нитке, перекинув ее через карандаш а Изобразите также систему координат х,у. Перемещайте карандаш в горизонтальном направлении и отмечайте положение грузика. По данным опыта найдите перемещение грузика в вертикальном и горизонтальном направлениях и полное его перемещение. Выполняется ли данного случая соотношение s=s1+s2 и что при этом следует принять за неподвижную и что за подвижную системы отсчета? №42 По схеме соберите электрическую цепь и укажите направление тока в ней. Можно ли в этой цепи поменять местами выключатель и лампу? Ответ проверьте на опыте. №43 Запишите показания электросчетчика и рассчитайте стоимость электроэнергии, израсходованной за сутки. №44 Найдите сопротивление лампочки для карманного фонаря, используя данные, написанные на ее цоколе. №45 Используя данные о мощности и напряжении лампы, написанные на ее цоколе или баллоне, определите сопротивление и силу тока при полном накале лампы. №46 В отверстие картонного кружка, находящегося на некотором расстоянии от центра, вставьте острие карандаша. Положив кружок на лист бумаги, катите его вдоль линейки. Какую траекторию опишет острие карандаша? В какой системе траектория острия будет окружностью? №47 Каковы будут показания динамометров? Проверьте ваш ответ на опыте. (Вес нижнего динамометра в расчет не принимайте.) №48 На весах уравновешен стакан с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду погрузить карандаш и держать его в руках, не касаясь стакана? Проверьте ваш ответ на опыте. (Вода не должна выливаться из стакана). №49 Положите на стол брусок и, постепенно увеличивая силу тяги, измерьте ее с помощью динамометра. Как изменяется сила тяги во время опыта? Придумайте и проделайте опыт для установления зависимости силы трения от силы давления. Одинаковой ли будет сила трения при перемещении бруска на плоскости широкой и узкой гранями? Ответ проверьте на опыте. №50 Зажмите в лапке штатива металлический цилиндр и, перекинув через него проволочку с гирей на конце, измерьте силу трения. Повторите опыт с резиновой пробкой такого же диаметра и сделайте вывод о зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей. Для решения этой задачи использовать таблицу коэффициентов трения скольжения. №51 Найдите, используя лабораторный динамометр, коэффициент трения одной книжной обложки по другой. №52 Бросьте под углом к горизонту мяч и подсчитайте время его полета t. Какой наибольшей высоты достиг мяч?