Статья Дидактическая игра как форма организации воспитательного процесса

Г.В.Асташина, учитель нач.классов
Тема: Дидактическая игра как форма организации воспитательного процесса.

«Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Использование потребностей детей к игре порождает особый вид игры – дидактические игры, используемые в целях обучения и воспитания.
Дидактические игры (познавательные) – это специально созданные ситуации, моделирующее реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он применялся уже в древних дидактических системах. В очередной раз интерес к нему обострился в середине 80-х годов, когда в школу начали проникать мощные ЭВМ, позволявшие моделировать сложные ситуации.
В дидактической игре участие учащихся обязательно, и определяется требованием учителя. Но ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся она воспринимается как игра, для других она будет не игрой, а деятельностью с другими мотивами (учебными, познавательными и др.) Здесь многое зависит от правил, содержания и методики проведения, а так же от индивидуальных особенностей учащихся.
Эффективность дидактических игр и состоит в том, что они рассчитаны на более широкий диапазон мотивов. Например, у учащихся, не имеющих познавательных интересов, дидактические игры могут вызвать игровой мотив, деятельность будет творческой; для учащихся с устойчивыми учебными интересами игровой мотив будет лишь подкреплением к мотивам познавательным.
Игровые ситуации, правила, роли имеют в дидактической игре лишь вспомогательное значение, они вносят в деятельность некоторые особенности игры как творческой деятельности, иногда помогают сделать эту деятельность творческой, активной, эмоциональной, причем различных учащихся в различной степени.
Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами работы.
Элементы игры, соревнования, включенные в занятие, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся начальных классов. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.
Характерным для учащихся начальных классов является то, что игровой мотив одинаково действенен для всех категорий детей, как сильных и средних, так и слабых. Учащихся этих классов с большей охотой принимают участие в различных по характеру и форме играх. Интересно при этом, что у учащихся более сильных большим уважением пользуются индивидуальные игры – соревнования на личное первенство, в которых они могут показать свои умственные способности, проверить свои волевые качества.
Средние и особенно слабые учащиеся, наоборот, охотнее участвуют в коллективных играх, в которых они совместно с другими могут добиться победы, испытать радость успеха.
Потребность в игре у детей сохраняется на протяжении всей школьной жизни. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Игра является хорошей союзницей не только в обучении детей, но и в воспитании.



15