Презентация на тему Игра-активная форма обучения на уроках русского языка


«Игра – активная форма обучения на урокахрусского языка» ВИДИМО-НЕВИДИМОНа доске плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а команды записывают все запомнившиеся слова. Слепой капитан— вставляют пропущенные слова в тексты (определения), заранее написанные учителем на доске (по тексту на каждого капитана; содержание текстов может совпадать или быть разным); — вытягивают карточку с заданием для всего ряда (или команды); — угадывают отвечающего домашнее задание (правило, определение и т. п.); — вставляют ответы в столбиках примеров на доске; КЛАВИАТУРА («Пишущая машинка»)Служебные клавиши и(или) функции: • кому-то из учеников – функцию shift (для обозначения заглавных букв он должен будет встать вместе с нужной буквой, но, в отличие от буквы, без хлопка), кому-то – клавишу дефис; • нажатие на клавишу точка обозначается всем классом так: ученики, сидя на своих местах, согнутым пальцем дружно стучат один раз по столу;• клавиша запятая обозначается всеми сидящими учениками уже двойным постукиванием по своему столу;• для обозначения работы клавиши пробел все должны встать и один раз дружно хлопнуть в ладоши. Покажи слово Смысл этой своеобразной викторины в том, что одна команда придумывает слово для игрока другой команды. Говорит ему это слово, чтобы участники его команды не услышали. Этот игрок должен мимикой, жестами, действиями, сподручными предметами (то есть молча) представить (изобразить) слово, которое ему сказали так, чтобы его команда угадала это слово. «Волшебная палочка» «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.Например, передающий называет на русском языке: существительное — прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения Испорченный телефонВариант известной детской игры. Ученики как можно быстрее, начиная с первой или последней парты, передают какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные «ловят» на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Сначала учителю лучше спрашивать о передаваемом слове у тех, кто «ловил», потом попросить сказать (написать на доске), какое слово получил последний в линии передачи и, наконец, какое слово передал по ряду первый ученик. С миру по буквеЗадание заключается в следующем: какая команда сумеет за две (или три минуты — не более) сочинить (пусть не очень связный) рассказ, в котором среди использованных слов было бы не меньше, допустим, двадцати, начинающихся с одной буквы. Конечно, вряд ли командам будет по силам сочинить рассказ, в котором большинство слов начиналось бы с буквы «ё» или «щ». А вот такие согласные, как «н», «с», «в», «к», «л», дают большие возможности (для справки: буквы, часто встречающиеся в русском языке, расположены в центре клавиатуры пишущих машинок и компьютеров). Слово из предложенияИз пройденного параграфа учебника каждый ученик (или малая группа) выбирает предложение и с помощью одного слова из этого предложения загадывает его классу (или другим малым группам). Ученики — кто быстрее?- ищут его в тексте. СОСТАВЬ слово Традиционная игра, в которой участники соревнуются, кто больше составит слов из букв одного длинного слова. Часто учителя не догадываются, что подобная игра может использоваться при обучении. Если исходное слово недлинное, то задание трансформируется в деловую разминку, но обучающий эффект не исчезает. Тренируется внимание, соображение, память, собранность. Варианты использования могут быть очень разнообразны. Собрать ФРАЗУ Учебное задание основано на игровой разминке «Разрезанные фразы из детских стихов» Все ученики объединяются по четверкам (численность рабочих команд может быть от 3 до 6 человек). Каждая четверка получает по абзацу параграфа (или по странице) и находит самую длинную фразу (варианты: самую сложную, трудную, каверзную). Выписывает эту фразу на бумажную полоску и разрезает ее на заранее установленное число частей (от 5 до 8). После этого учебники убираются с парт. Фраза (предложение) с ЗАДАННЫМИ словами Ведущий называет любой набор слов: «лестница, человек, часы» или «течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Участникам предлагается составить предложение (картину из одного предложения), в котором были бы все заданные слова. Разрешается менять падежи и для глаголов — время, порядок заданных слов. Примеры предложений:Приведем пример конечного результата, сочинённого малой группой по набору «Герой, дети, актёр, сказка, премьера»: «Дети, пришедшие на премьеру знакомой сказки, обрадовались встрече с любимым героем, которого играл известный актёр». Когда было задано поменять главное действующее лицо, оставляя содержание сочиненной фразы, то получилось: «Актёр с удовольствием играл героя знакомой детям сказки и имел на премьере большой успех у зрителей». Другая же группа предложила: «На премьере спектакля герой известной сказки в исполнении любимого детьми актёра был неузнаваем». Собрать ДИАЛОГПрактика показывает, что восстановление небольших фрагментов диалога из разрезанных и перемешанных реплик — занятие и для подростков, и для старшеклассников. На уроке русского языка можно предложить собрать диалог из любого художественного произведения, изучаемого параллельно по литературе.Задания можно проводить даже на трех, четырех фразах, перестановка которых порождает как бы новую произведение. В этой работе школьники осваивают представление о том, что за каждым словом стоит своя логика, своя жизнь, свое значение. Озвучивание иллюстрацииДля озвучивания учитель выбирает иллюстрацию, картинку или диафильм, текст к которым каждой команде (малой группе) можно выдумать по-своему.Самыми загадочными оказываются картинки, озвучивая которые можно сыграть диалог из изучаемого параграфа. Слова диалога ученики либо находят в тексте (сами или на слух), либо придумывают. Это разные типы работы, их следует различать и не смешивать). Класс в это время следит, насколько естественно и натурально звучит речь.