Мастер-класс Документально-методические комплексы как активная форма обучения на уроках истории


МАСТЕР-КЛАСС
Документально-методические комплексы
как активная форма обучения на уроках истории
Разработал: преподаватель истории ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»
Слайд №1
Введение
В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях. Это требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Отличительной особенностью действующего ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми студент должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра действующего стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
 Слайд №2
В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения.
Я представил на данном слайде основные понятия, отражающие процесс преподавания.
Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Для того, чтобы студенты умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения, необходимо постоянно повышать интерес к обучению. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках.
Слайд №3
В современной системе обучения присутствуют 3 основных стратегии  обучения: пассивная, активная, интерактивная.
В условиях действующих образовательных стандартов очевиден переход к новым активным формам обучения.
Активное обучение - это постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся. Цель активного обучения – развивать коммуникативные, управленческие навыки студентов, формировать у них такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации студента к изучению нового.
Слайд №4
Использование   различных стратегий может выглядеть следующим образом, то есть сочетать их в рамках одного урока или чередовать на разных уроках. Как говорит японская мудрость:
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму»
Основная цель профессиональной деятельности преподавателя состоит в формировании компетенций студентов посредством реализации активных форм обучения. Подбор заданий позволяет им активно участвовать во всем, что происходит на уроке, занимать активную исследовательскую позицию, осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.
Роль учебного предмета «История» в подготовке студентов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает студентам широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
 Слайд №5
                Критерии формирования документально-методических комплексов по истории были разработаны кандидатом исторических наук Юрием Львовичем Троицким, в лаборатории «Текст» (Новосибирск). На уроках истории таким учебным материалом должны стать комплекты документов, подобранные по определенным критериям с комплексом вопросов разного уровня.
В основе документально-методического комплекса лежит проблемная тема, проблемный вопрос. Но главным в таком комплекте является совокупность текстов, подобранных по определенным критериям.
Слайд №6
Структура документально-методического комплекса (ДМК) состоит из содержательной и дидактической части. Содержательная часть ДМК предполагает наличие исторических источников разного плана, вида, характера. Это могут быть, например, документы актового характера (грамоты, законы, приказы, деловая переписка, речи, статистика и т.д.); повествовательно-описательного характера (летописи, хроники и т. д.); личностного характера (мемуары, дневники, письма); источники статистической информации (в т.ч. – в виде таблиц, диаграмм, графиков); памятники художественного слова (эпос, песни, поэзия, сатира и др.); изобразительные источники (репродукции картин, гравюр, карикатур, плакатов и т. д.); исторические карты и т.д. При этом во многих случаях оптимальным вариантом является включение в состав ДМК именно разнотипных источников информации.
Важное место в структуре ДМК занимает дидактическая часть. Она может включать задания различного рода, причем многие из них предполагают не просто извлечение готовой информации из документа, а анализ документа в связи с имеющимися у студентов историческими знаниями и умениями. В составе дидактической части ДМК могут быть представлены, в частности:
а) хронологические задания (напр., расположить документы в хронологическом порядке);
б) картографические задания (восстановить на контурной карте маршрут экспедиции или отметить район восстаний, оживить карту и т. д.);
в) задания на воссоздание (реконструкцию) исторических событий;
г) аналитические задания (определить причины восстания, последствия реформ и др.).
д) задания на выработку и аргументацию оценочных суждений (оценить деятельность какой-либо личности, значение события и т.д.)
е) задания на сопоставление разных версий, оценок, точек зрения.
Сформированные, надлежащим образом оформленные в печатном и/или электронном виде, систематизированные в соответствии со структурой учебной программы документально-методические комплексы по различным темам и разделам курса истории, конкретным историческим проблемам составляют базу ДМК.
Следует отметить, что на первых порах работа по созданию ДМК является достаточно трудоемкой для преподавателя, особенно для преподавателя начинающего. Трудоемкость обусловлена, прежде всего, необходимостью поиска и отбора содержательных, доступных для студентов и способных вызвать их интерес документов, позволяющих последовательно развивать умения работы с источниками. С другой стороны, не такой простой задачей, как может показаться на первый взгляд, является разработка системы заданий к ДМК.
Разработка ДМК основана на следующих принципах:
Слайд №7
«Позиционное» противоречие. В комплексе должны быть представлены исторические документы (источники), которые отражают историческое событие, процесс, явление с различных позиций. Например, свидетельство очевидца, современника событий и историка, или, высказывание руководителя страны и «простого» человека – непосредственного участника, на жизнь которого это событие, явление оказало непосредственное влияние.
Слайд №8
«Историографическое» противоречие. В документальном комплексе должны быть представлены тексты историков, содержащие оценки события, явления как минимум с двух противоположных позиций.
Слайд №9
3. «Жанровое» противоречие. В документальном комплексе соединяются  тексты различной «кодировки». Это и статистические таблицы, и мемуары, и карты, и схемы, и воспоминания участников (мемуары), и работы историков, и, может быть, (по моему мнению, такие источники очень важны) выдержки из литературных произведений. Подборка текстов для каждой темы должна быть индивидуальна и обоснован выбор того или иного вида и/или типа документа.
В результате работы с таким «текстовым коллажом» на уроках истории у студентов формируются следующие интеллектуальные умения:
Чтение и понимание оригинальных текстов, которые после определенных мыслительных усилий становятся историческими источниками.
Преобразование текста исследовательскими операциями – анализ, расчленение на фрагменты, выделение  важных элементов.
Столкновение «разножанровых» и «разнопозиционных» текстов, их анализ и интерпретация формирует способность проводить неочевидные и нетривиальные исторические и культурологические параллели, способность «порождать» метафоры, что является признаком «сформированности» исторического мышления.
История становится не готовым, а становящимся знанием. Предметом учебной деятельности становится акт ПОЗНАНИЯ и коммуникативные схемы его трансляции
Примерный алгоритм разработки ДМК
Выбор темы и проблемы для ДМК, формулирование целевой установки ДМК в соответствии с общими целями изучения истории, целевыми ориентирами учебного курса и ключевыми вопросами учебной темы (тематического блока).
Поиск и отбор источников по разным каналам информации (учебник, электронное пособие, другие компоненты УМК, СМИ, Интернет и т.д.).
Атрибуция отобранных источников: название, вид документа, авторы, время и место создания / хранения / публикации, другие сведения, обогащающие исследование источника.
Разработка структуры и макета (общей концепции) ДМК.
Разработка вопросов и заданий к ДМК.
О характере методического аппарата ДМК следует сказать особо. По сути, это главная часть комплекса, определяющая уровень, содержание, направления, способы и результаты мыслительной работы студентов. На основе системного подхода к анализу исторических источников преподавателя и студенты могут составить огромное количество вопросов и заданий к документам, иллюстрациям и их комбинациям, охватывающее все грани работы историков с «немыми свидетелями прошлого». Для преподавателя многоуровневый комплекс вопросов и заданий – это способ дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, возможность приобщиться к «самой захватывающей части работы историка» (Люсьен Февр).
Если разработка ДМК по конкретной учебной теме / проблеме становится познавательным заданием для студентов, то в критерии оценки их проектов обязательно включается показатель «стоимости» придуманных ими вопросов и заданий. Например, вопросы репродуктивного характера – 1 балл, проблемные вопросы – 3 балла, вопросы для критического анализа источников – 4 балла и т.п.
Слайд №10
Заключение
             Закончить сегодняшний мастер-класс мне хочется словами немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».