Доклад Влияние темперамента на взаимоотношения в семье


Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
Санаторная школа-интернат №28
V Республиканская научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция здоровьесбереженияТема: «Влияние темперамента на взаимоотношения в семье»
Будожапов Дабацырен, 9 класс, СШИ №28
Научный руководитель: Данилова Валентина Владимировна, воспитатель 1 категории
г.Улан-Удэ, 2016г.
Влияние темперамента на взаимоотношения в семье
            Выполнил: БудажаповДабацырен, 9 класс
                  Руководитель: Данилова Валентина Владимировна, воспитатель 9 класса
                                                                                   
Улан-Удэ, 2015-16 г.  год.
СОДЕРЖАНИЕВведение ………………………………………………
I. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.Проблема и метод исследования ………………………….………... .2.Темперамент и характер ………………………………….…………. .3.Типология темпераментов И. Канта и В. Вундта …………………..
4.О темпераменте с точки зрения высшей нервной деятельности …
5.Современное описание темпераментов………………....……..……II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Особенности взаимоотношений………………………………...…..
III. ИССЛЕДОВАНИЕ…………………………………………...…....
Заключение …………………………………………….………………..
Список литературы………………………………………………….…
Приложение ……………………………………………………….……
Приложение 1……………...…………………………………………....
Приложение 2…………………………………………………………...

Введение
            Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца нерешенных проблем современной психологической науки.
            Темперамент является врожденной базой, на которой строится характер человека. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности, впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Темперамент человека оказывает большое влияние на характер его общения с другими людьми. Общение играет огромную роль в подростковом возрасте, являясь ведущей деятельностью в этот период.
Возрастная психология утверждает, что подростковый возраст драматичен и противоречив независимо от социальных, временных, семейных и прочих внешних условий. Драма в том, что у подростка максимально выражено самозащитное стремление «в стаю» и одновременно с этим эгоцентрическое стремление обособиться, и тем самым выразить свою личность. Поэтому и отношения, в которые вступает подросток, несут в себе печать этой раздвоенности; они всегда сложны и чреваты порой трагическими поворотами.
Так же общая закономерность и общая проблема подростков перестройка отношений с родителями. Переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но постоянно растущем равенстве. Во многих семьях эта перестройка происходит очень болезненно и воспринимается родителями как непослушание, вызывающее поведение. В то же время общение с родителями очень важно для подростка.
Цель работы. Целью данной работы было выяснить, как именно сказывается темперамент каждого родителя и их ребенка-подростка на взаимодействии между ними. В связи с данной целью были поставлены следующие задачи.
Задачи. В процессе выполняемой работы перед нами стояли следующие задачи:
1.         Изучить литературу по данной теме, рассмотреть представления о темпераменте в психологии и рассмотреть взаимоотношения подростков с родителями;
2.         Определить темпераменты детей и родителей в исследуемых семьях;
3.         Выявить особенности взаимоотношений подростка и его родителей;
4.         Найти взаимосвязь между темпераментом и взаимоотношениями в семье.
Актуальность данной темы
обуславливается тем, что в современном мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений между подростками и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными в этот период взросления человека. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь подросткам и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.
Все выше сказанное делает проблему более интересной.
Методики. В данной работе были использованы
Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента;
Интервью для опроса подростков об их отношениях с родителями.      
5.Современное описание темпераментов………………....……..……11
II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Особенности взаимоотношений………………………………...…..13
III. ИССЛЕДОВАНИЕ…………………………………………...…....15
Заключение …………………………………………….………………..18
Список литературы………………………………………………….…19
Приложение ……………………………………………………….……20
Приложение 1……………...…………………………………………....20
Приложение 2…………………………………………………………...22
 
ПРОБЛЕМА И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
            На основе теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы. Само слово „темперамент" имеет латинское происхождение и означает , «надлежащее соотношение частей, соразмерность".     
Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного  биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности.
В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темперамент является не врожденным, биологическим свойством организма, находящим соответствующее выражение в мире переживаний человека, а врожденным свойством собственно души, психики ( Кант, Вундт,). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом.
2. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
            Одной из старейших проблем изучения характера является выявление связей между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Многими исследованиями было показано, что если в раннем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, с развитием личности, взаимосвязь между ними меняется. Характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как особенность эмоциональной и двигательной сферы и дает о себе знать, прежде всего, в определенной эмоциональной направленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания  психических процессов [9].
           Поскольку формирование особенностей темперамента процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
            Но темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
             Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при “тепличном”, изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие. 
3. О ТЕМПЕРАМЕНТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫСШЕЙ
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. П. Павлов и его сотрудники,    изучая условно-рефлекторные  реакции собак, часто обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись, прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций — положительных и тормозных, — их интенсивность, способность к адекватному реагированию на изменения раздражителей, общее поведение в экспериментальной ситуации и т.п.
И.П. Павлов  выдвинул гипотезу о том, что в их основе «лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения». К этим, свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Эта схема иллюстрирует павловское деление на четыре типа нервной системы.
            Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа — Галена, великий русский физиолог описывает их следующим образом:                                        
Типы нервной системы по И. П. Павлову
1. Сильный, уравновешенный,  подвижный тип — сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабливающийся изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
2. Сильный, уравновешенный, инертный тип-— флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
3. Сильный, неуравновешенный  тип с преобладанием возбуждения — холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
4. Слабый тип — меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
По мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы. В другом месте И. П. Павлов подчеркивает, что типы нервной системы, установленные в  исследованиях на животных, могут быть распространены и на людей: “Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами” [3].
4. СОВРЕМЕННОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
           Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.
            Типы темпераментов коротко можно охарактеризовать следующим образом.
            Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными.быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике. жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
           Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
           Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
            Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.
Более подробное описание темпераментов приведено ниже.
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладание возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности [2].
 
II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИХ РОДИТЕЛЯМИ
        Огромный интерес представляет изучение проблем взаимоотношений  между подростками и их родителями. Подростки переживают сложный период своей жизни, период становления личности и самоопределения. Для родителей подростков это тоже непростое время, когда все меняется в семейных отношениях.
1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
              Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.
              «Мы и взрослые» - постоянная тема подростковых размышлений. Конечно возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров (детского и взрослого) и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное. Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психики, включая самосознание [8].
             Психологи считают главным новообразием подросткового возраста чувство взрослости. Подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
              Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.
             Наибольшее влияние на ребенка оказывает родительская семья. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом.
             Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Сильно влияет на судьбу подростка состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства трудных подростков.
             Весьма важны эмоциональный тон семейных отношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
          Эмоциональный тон отношений между родителями и их детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения(родительская любовь), а на другом – далекие, холодные, враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором – строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода.
          Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом – пассивность, зависимость, слепое послушание.
          Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности. Активности, инициативы и социальной ответственности.
          Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.
          Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями. Необходимо знать. Как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец  выступают в нескольких «ипостасях»:
·     как источник эмоционального тепла и поддержки. Без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
·     как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
·     как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
·     как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
               Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.
               Переходный возраст – период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной (подросток перестраивает свои эмоциональные привязанности). Она может бытьповеденческой (подросток протестует против жесткого контроля со стороны родителей). Или нормативной (подросток отвергает нормы и ценности своих родителей).
               Бросается в глаза резко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети мало интересуются жизнью родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т.д.
               Отношения детей и родителей ассиметричны и неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти.
               При переходном возрасте общение с родителями принимает, порой, формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые аспекты жизни детей, тем суше, регламентированнее становятся их взаимоотношения.
               Подростки, в свою очередь, невнимательны к родителям вследствие их возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны
.
III. ИССЛЕДОВАНИЕ
Мною было проведено исследование в четырех семьях. Сначала подростку и его родителям было предложено пройти опросник Айзенка по определению темперамента (см. приложение). Затем было проведено интервью (см. приложение) с подростками, были заданы вопросы, касающиеся их отношений с родителями. Далее перед нами стояла задача выявить, как отношения в семье зависят от темперамента ребенка и родителей.
В результате проведения исследования нами было выявлено, что в большинстве своем темперамент членов семьи отражается в семейных отношениях.
В семье, где мать и дочь холерики, а отец сангвиник, мать бурно реагирует на поведение дочери, на ее поступки и неудачи, отец же относится к этому спокойней. Мать интересуется жизнью ребенка (школьной, личной), отец же проявляет меньший интерес. Родители чувствуют настроение ребенка и готовы поддержать его в трудную минуту, что свойственно их темпераментам.
Отношения в семье складываются хорошо, присутствует взаимопонимание, но все-таки они не стабильны  из–за столкновения двух холериков (ребенку часто хочется уйти из дома), но наличие человека с сильной нервной системой уравновешивает их.
В семье, где присутствуют три холерика, отношения складываются не легко. Общее состояние в семье подросток оценивает как раздраженное. В данной  семье родители следят за каждым шагом подростка (не разрешают приходить поздно домой, следят за личной и школьной жизнью)  и в большинстве случаев не довольны его поступками. Родители не видят личность в подростке. Это вызывает бурную реакцию подростка – холерика, что приводит к частым конфликтам в семье. Иногда родители в порыве чувств не замечают проблем подростка и не поддерживают его в трудную минуту. Поэтому ребенку часто хочется уйти из дома. В семье, где нет человека со стабильной нервной системой, отношения очень напряженные, каждый день на грани скандала.
В семье, где два сангвиника (мать, подросток) и флегматик (отец), отношения складываются легко. Они построены на полном взаимопонимании (нет жесткого контроля личной и школьной жизни подростка). Неудачи, ошибки ребенка принимаются спокойно. Отношения доверительные. Правда иногда родители не в состоянии оценить настроение подростка, и порой легкомысленно относятся к его проблемам. При этом они видят в подростке личность. Ссоры в данной семье случаются редко, поэтому  ребенку очень редко хочется уйти из дома. В семье, где все обладают  устойчивой нервной системой, отношения складываются куда лучше, чем в семьях, выше описанных.
В семье, где подросток и мать – флегматики, а отец – холерик, отношения складываются в большинстве случаев стабильно. Мать и отец по-разному реагируют на проблемы ребенка. Мать относится спокойно и пытается помочь подростку советом, отец же вспыльчивее относится к неудачам подростка. Поэтому иногда случаются мелкие ссоры, но они быстро заканчиваются миром, проблемы часто возникают из – за непонимания стиля подростка. Мать – флегматик часто смотрит консерваторки на одежду подростка, или же музыку, которую он слушает.  Отец иногда тоже резко реагирует на стиль.  Тотального контроля жизни подростка нет, но родители стараются быть в курсе дел подростка. Семья часто собирается вместе. Порой подростку хочется уйти из дома, но это желание вскоре затухает. В целом отношения складываются стабильно.
Выводы. Проанализировав отношения в исследуемых семьях, мы пришли к выводу, что темперамент членов семьи влияет на отношения между ними. В семьях, членами которых являются обладатели ‘‘стабильных’’ темпераментов (флегматик, сангвиник) отношения складываются более легко, чем в семьях, состоящих из людей с холерическим темпераментом. Подростки оценивают эти отношения как менее напряженные, неконфликтные, теплые
В целом можно заключить, что темперамент членов семьи сказывается на общей эмоциональной обстановке в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие скорость психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными на протяжении жизни. Выделяют 4 типа темперамента:
·     холерик,
·     сангвиник,
·     меланхолик,
·     флегматик.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые
1.      регулируют динамику психической деятельности в целом;
2.      характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;
3.      имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4.      находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента.
Темперамент оказывает влияние на поведение, стиль общения человека. В исследованных нами семьях мы выявили влияние темперамента на взаимоотношения подростка и его родителей.
         Нестабильный темперамент (холерик) может обострять и противоречия в семье в этот сложные для нее период (подростковый возраст ребенка). Стабильные темпераменты (сангвиник и флегматик)  помогают сглаживать трудности этого периода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   А.Л. Тертель, «Психология в вопросах и ответах», - М., 2004 г., стр. 115.
2.   Крысько В.Г. , «Социальная психология», - М., 2001г. – стр 100 – 101.
3.   Небылицин В. Д., «Психофизиологические исследования индивидуальных различий», - М., 1976 г. – стр. 185.
4.   Кон И. С. «Психология ранней юности» М., 1989 г., стр. 106-119
5.   С. Степанов, «Что вы знаете и чего не знаете о себе и других», - М., 1994 г., стр. 44 – 45.
6.   Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. —«Основы обшей психологии» М., 1946.
7.   Кант Иммануил, Сочинения (Антропология), - М., 1966 г. – стр. 534-540.
8.   Кон И. С. «Психология ранней юности» М., 1989 г., стр. 106-119
9. Бодалев А. А., Психология о личности, - М., 1988 г. – стр. 21. 
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник Айзенка1.          Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться»?
2.          Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут подбодрить или утешить?
3.          Вы человек беспечный?
4.          Вам очень трудно отказать людям?
5.          Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6.          6.Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли сдерживаете свои обещания?
7.          Часто ли у Вас бывают спады или подъемы настроения?
8.          Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9.          Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком?
10.        Сделали бы Вы почти всё, что угодно, на спор?
11.        Возникает ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной (-ым) незнакомкой (-цем)?
12.        Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?
13.        Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
14.        Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15.        Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?
16.        Легко ли Вас обидеть?
17.        Любите ли Вы часто бывать в компании?
18.        Бывают ли у Вас такие мысли, которые Вы бы хотели скрыть от других?
19.        Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что всё горит в руках, а иногда совсем вялы?
20.        Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно преданных Вам?
21.        Часто ли Вы мечтаете?
22.        Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23.        Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
24.        Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25.        Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26.        Считаете ли Вы себя человеком  возбудимым и чувствительным?
27.        Считают ли вас человеком живым и весёлым?
28.        Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы чувствуете, что могли бы сделать его лучше?
29.        Вы больше молчите, когда оказываетесь в обществе других людей?
30.        Вы иногда сплетничаете?
31.        Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что всякие мысли лезут в голову?
32.        Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
33.        Бывают ли у Вас сердцебиения?
34.        Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?
35.        Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36.        В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?
37.        Вы стараетесь быть в тени находясь в обществе?
38.        Раздражительны ли Вы?
39.        Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас быстроты действий?
40.        Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо неприятных событий, которые могли бы произойти?
41.        Вы ходите медленно, неторопливо?
42.        Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
43.        Часто ли Вам снятся кошмары?
44.        Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
45.        Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46.        Вы чувствовали бы себя очень несчастным человеком, если бы длительное время были лишены общения с людьми?
47.        Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48.        Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
49.        Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?
50.        Легко ли Вы обижаетесь, если люди указывают на ваши ошибки в работе, или личные промахи?
51.        Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52.        Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53.        Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54.        Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55.        Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56.        Любите ли Вы подшучивать над другими?
57.        Страдаете ли Вы от бессонницы?  
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структурированное интервью для опроса подростков в изучаемых семьях.
1.    В каком настроении чаще бывают мама/папа?
2.    Часто ли бывают ссоры в семье (кто с кем ссорится)? Чем заканчиваются ссоры?
3.    Интересуются ли мама/папа вашими школьными делами?
4.    Обсуждают ли мама/папа с вами личную жизнь?
5.    Достаточно ли внимания уделяют вам мама/папа?
6.    Сердятся ли мама/папа даже за небольшие ошибки с вашей стороны?
7.    Довольны ли мама/папа тем, как вы выполняете их поручения?
8.    Как мама/папа относятся к вашему стилю (одежда, музыка, внешность)?
9.    Видят ли мама/папа в вас личность?
10.  Возникает ли у вас иногда желание (мысль) уйти из дома?
11.  Часто ли вы общаетесь всей семьей?
12.  Замечают ли мама/папа, в каком настроении вы находитесь? (А вы?)
13.  Поддерживают ли мама/папа вас, когда вы в этом нуждаетесь?
14.  Предъявляют ли мама/папа к вам высокие требования?
15.  Разрешают ли мама/папа поздно возвращаться домой?
16.  Как вы в целом оцениваете отношения в семье?