РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Бойченко Алла Николаевна
«Подлинное знание нельзя подарить человеку,оно должно быть приобретено им толькоценой самостоятельных усилий» Франц ХофманК.Д.Ушинский назвал педагогическую деятельность одним «…из видов практического искусства». Творческий характер профессии преподавателя определяется самой природой его труда, содержание которого находится в постоянном изменении и развитии: обновляются учебные программы, появляются новые педагогические идеи и методы обучения, совершенствуются его организационные формы. Меняется и сам студент, что требует от преподавателя совершенствования педагогического мастерства.
Переход к образовательной парадигме постиндустриального общества означает в первую очередь отказ от получения готового знания и представления о педагоге как его носителе. На смену приходит понимание того, что образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни. А это изменяет цели образования, формы и методы, роль педагога и т.д. Сегодня важно учить тому, как добывать новые знания и эффективно их применять на практике, значимо не усвоение накопленного готового знания, а творческая самостоятельная работа с информацией с целью извлечения из нее необходимого знания. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти», – писал Л.Н. Толстой.
Одним из важных критериев цивилизованности любого общества является его отношение к своему прошлому. Только общество, знающее свою историю, развивается гармонично, поскольку она «… помогает угадывать под оболочкой современных событий аналогию с прошедшим и постигать смысл современных явлений – только через историю мы можем понять свое место в человечестве; она удерживает нас от отчаяния и влагает веру в силы человека, позволяет ценить достоинство человека» (Т. Грановский).
Интерес к истории возрастает в переломные моменты жизни общества. Сегодня, в начале двадцать первого века, это особенно заметно. Историческое образование в объеме полного среднего образования должно не только дать обучающимся основы знаний об историческом пути России с древности до наших дней и целостной картины исторического процесса, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.
Следовательно, планируя цели и пути достижения определенного педагогического эффекта, преподаватель должен вовлечь студента в самостоятельную познавательную деятельность. Именно поэтому формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках является основным направлением моей системы работы. В ходе педагогической деятельности я решаю следующие задачи:
– социальная адаптация выпускников;– развитие гибкости и нестандартности их мышления;– стимулирование поисковой активности;– формирование инициативной позиции: не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;– обеспечение заинтересованности и получения удовольствия от обучения.
Для меня, как преподавателя, главное, чтобы каждый обучающийся достиг максимального для себя результата, полностью реализовал свои возможности. Следовательно, необходимо построить свою деятельность таким образом, чтобы раскрыть индивидуальность каждого подростка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Поэтому я обратилась к изучению и поэтапному внедрению в свою работу элементов личностно-ориентированного подхода в обучении студентов. Считаю, что за личностно-ориентированной системой обучения большое будущее, потому что она преобразует как подростка, так и преподавателя, формируя их творческое лицо.
Основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
1. На первое место необходимо поставить принцип самоактуализации. В каждом молодом человеке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать в них стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности предусматривает создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству студент выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию.
4. Принцип доверия и поддержки. Вера в успех, доверие и поддержка устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
Как с помощью уроков истории развить личность студента, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы? Уроки истории – одни из немногих, где обучающиеся приобретают навыки общения, где возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать их образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.
Достичь поставленных задач помогают разнообразные формы работы, которые использую на уроке: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуально-парная (действенна при закреплении материала), индивидуальная (требует дифференциации заданий по степени сложности как на уроке, так и в домашних заданиях). Выбор формы работы зависит от типа урока и характера решаемых задач. Не стоит увлекаться только работой с источником или решением познавательных задач. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, презентаций, использовании всего учебно-методического комплекса. Поэтому в своей работе я использую различные методы обучения:
– методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые методы обучения;
– методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, познавательной новизны;
– методы контроля: промежуточный и итоговый контроль, устный и письменный.
Еще К.Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию. Этот принцип великого педагога считаю основополагающим в своей работе. Поэтому более подробно остановлюсь на характеристике второй группы методов:
1. Алгоритмизация (опорные конспекты, схемы, блоки информации) – использую практически на каждом уроке. С одной стороны, алгоритмы и схемы могут предлагаться в готовом виде для компактной подачи материала, с другой стороны, их могут составлять сами учащиеся, в результате чего они учатся представлять знания в виде схемы, конспекта.
2. Система творческих заданий включает в себя: сочинения-рассуждения, комментирование текста или схемы, раскрытие смысла эпиграфа, сравнение личностей, подготовка «портрета» исторической личности.
3. Моделирование предполагает анализ текста, деятельности личности, создание проблемной ситуации и ее разрешение, сопоставление различных блоков информации и вывод.
4. Эвристическая беседа – цепь вопросов и ответов, дающих возможность строить диалог на определенную тему.
5. Деловые игры на уроках истории и обществознания повышают мотивацию студентов, развивают их способности к осмыслению событий и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию. В своей работе я использую различные виды деловых игр:
– игра – информационный лабиринт предполагает работу учащихся с набором документов, анализ информации и самостоятельные выводы;
– игра – разыгрывание исторических ролей связана с инсценировкой конкретных ситуаций (например, заседание Государственной думы). Принципы: неординарность исторической ситуации, требующей нетрадиционного решения, неоднозначность оценок события или личности, актуальность с точки зрения современных условий;
– игра – анализ конкретной исторической ситуации предполагает детальный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Обучающихся объединяет общая цель – выработать определенное решение из совокупности возможных вариантов, управляемое учителем эмоциональное напряжение, которое поддерживается элементом соревновательности.
7. Дискуссия на уроках истории создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Ребята овладевают ораторскими умениями, искусством.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, актуальна как никогда.     
Традиционные формы уроков формируют у подростков потребительский характер деятельности. Многие студенты первых курсов не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.   Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности подростков. На мой взгляд, решить эту проблему может использование ИКТ на уроках истории. 
Развитие научно-технической базы, изменение интересов современной молодежи, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность обучающихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.     
Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению учебных заведений всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса.  Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.           
Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности обучающихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы студентов. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.      
В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:    
 - активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;        
 - развитие умений рассуждать и мыслить;       
- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и  коллективных творческих заданий;        
- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников);       
- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.    
В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к обучающимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. Творческие способности студентов развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.
Кроме того, в  своей работе практикую использование проблемного метода обучения. Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока: «Народники – герои или убийцы?». При изучении темы «Гражданская война»   был поставлен вопрос «Почему победили «красные», почему проиграли «белые?».    
Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?». Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А.Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из слушателей. Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому человеку. Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п. Не тороплюсь давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы. Довольно часто предлагаю написать сочинение от имени какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.  
Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого студента. Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю обучающимся самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности студентов: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности подростка. Овладевая методом проектов, обучающиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки  выполнения своей работы. Студенты готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе, изготавливают мультимедийные пособия – презентации.
В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок- соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности студентов, но и развивает творческие способности личности обучающихся.
Невозможно представить себе повышение эффективности обучения истории без развития у учащихся стойкого познавательного интереса к предмету. Используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, хочу добиться качественного и прочного усвоения знаний, сформировать необходимые умения и навыки, выработать у студентов четкую гражданскую позицию. На уроках стараюсь создать ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности, поддержки, чтобы не наносить ущерба достоинству личности подростка. Такая обстановка помогает развитию творческих способностей обучающихся, их индивидуальности. Я стараюсь заинтересовать ребят, побудить их самостоятельно работать над дополнительным источником, сделать сообщения, доклады, написать рефераты, решить какую - либо проблему, что предполагает чтение дополнительной литературы, самостоятельную работу с книгой, развитие творческого мышления. К сожалению, не всегда хватает времени на уроке, чтобы не только преподнести весь необходимый материал, но и провести работу по его закреплению и отработке навыков самостоятельной работы обучающихся. И все-таки я думаю, мое стремление развивать познавательный интерес к истории через использование ИКТ имеет свои положительные результаты. Благодаря такой работе мы со студентами создали целую библиотеку слайдовых презентаций по изучаемым темам, которые являются большим подспорьем в работе и вызывают стремление у ребят попробовать свои силы и «перещеголять» своих товарищей в этом творческом процессе.
Заключение
Обогащение уроков истории средствами, методами, приемами познавательной деятельности развивает познавательный интерес обучающихся и способствует более глубокому усвоению учебного материала. Организация учебно-воспитательного процесса ориентирована на формирование у студентов умений и навыков познавательной деятельности, что способствует достижению высоких результатов

Литература
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М.,
2012.
Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10—124.
Интернет-ресурсы:
www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета
МГУ).
www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, приклад