Презентация по химии на тему Активизация познавательной активности на уроках химии


АКТИВИЗАЦЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ.
Главная задача учителя-совершенствование образовательных технологий через введение в традиционный образовательный процесс различных форм и методов работы, которые были бы ориентированы на мотивационную и аналитическую сферу ребенка, его память. Мотивация- это процесс в результате которого человек приобретает устойчивый интерес к получению знаний . Искусство мотивации учения -неотъемлемое качество творчески работающих учителей. Наиболее эффективна методика создания мотивационно -проблемных ситуаций, но при этом учащиеся должны понимать, что решение этой проблемы возможно только при хорошем знании и понимании учебного предмета. Формирование мотивации наиболее сложная и трудноразрешимая задача. Эффективны для данной методики такие приемы, как убеждение, опора на положительные, впечатляющие примеры из жизни . Поддержание этой деятельности на необходимом уровне активности целиком зависит от ее организации учителем ,от того насколько она будет посильна, понятна учащимся и на сколько будут успешны ее результаты.
В школьном курсе химии не предусмотрено обучение учащихся какой - либо химической профессии, но многие учебные темы связаны с проблемами экологии, ресурсосбережения, технологии, практическим применением химических знаний. Одним из таких методов обучения является ролевая игра. В ней особое значение имеют определенные правила и условия, которые обеспечивают течение игры, ведь участники осознают, что они действуют в рамках условной деятельности. Чтобы игра "получилась", ее участники должны действовать , "как в жизни",подчиняя интересы игры общей цели коллектива. Учитель ,как организатор игры в учебном процессе, обеспечивает объективную оценку личного вклада каждого участника в достижении общей цели. Приближение обстановки учебного процесса к реальным условиям обеспечивает появление у учащихся потребности в знаниях и их практическом применении, переход от познавательной мотивации к профессиональной. Очевидно ,что профессиональная мотивация в школе находится на начальном уровне. Учащиеся осознают практическую ценность учебных знаний, а так же характер игры предполагает усвоение учащимися нравственных норм коллектива. Воспитательный эффект достигается за счет того , что учебная работа происходит в условиях непосредственного взаимодействия обучаемых друг с другом . Учебное содержание усваивается в процессе общения , совместной активной деятельности. Это позволяет выявлять многообразие точек зрения на одну и ту же проблему , обеспечивать всесторонний анализ каждой из них. Как и всякая коллективная работа , деловая игра по сравнению с индивидуальной дает преимущества в решении и понимании проблем ,требующих согласования или практической оценки разнообразных познаний , привлечения такого объема информации, который не может быть представлен одним человеком. В условиях школы игра не может быть сложной по содержанию и громоздкой по форме.
Следующая форма активного обучения – «круглый стол» .Ее провожу в начале темы с целью постановки проблемы и обоснования различной значимости ее разделов. Организация «круглого стола» в конце темы способствует обобщению . В этом случае учащиеся делают краткие сообщения и формулируют вопросы для обсуждения.
Мы , учителя химии ,хорошо знаем , что химический эксперимент является источником знаний о веществах и химических реакциях , активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся . Чтобы заинтересовать учащихся нужно показать ,как этот химический эксперимент осуществляется в обычной жизни. Например: почему желательно варить варенье в медном тазу, или как очистить электрический чайник от накипи, или почему для того ,чтобы тесто при выпекании пирогов было мягким и пористым нужно использовать соду ,которую гасят предварительно в уксусной или лимонной кислоте. Учащиеся должны понять , что все , что происходит в повседневной жизни, то с чем мы сталкиваемся каждый день напрямую связано с знанием химии. Даже обыкновенный каждодневный поход в магазин за продуктами предполагает ориентировку в качественном составе продуктов , что полезно, а что может нанести вред организму.
Я считаю, что часто повторяемое учителями утверждение о том , что нынешние школьники не хотят учиться , свидетельствует о слабой постановке мотивационного этапа , превращающего весь учебный процесс обучения для учащихся в формальное исполнение внешних ,не понятных учащимся и не принимаемых ими требований учителя.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
Здоровьесберегающее обучение и воспитание школьников может успешно осуществляться и на уроках химии.
В частности , в 8 классе при изучении темы «Состав воздуха» следует акцентировать внимание на важность соблюдения санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях. Вдыхание воздуха с повышенным содержанием СО2, водяных паров ,пыли приводит к проникновению и оседанию в дыхательных путях и альвеолах пылевых частиц , повышая предрасположенность к легочным заболеваниям. Кроме того, длительное пребывание учащихся в закрытых помещениях , в которых заметно нарастает бактериальная загрязненность , сопровождаемая увеличением количества болезнетворных бактерий ,может привести к развитию различных инфекционных заболеваний.
Установлено ,что пребывание школьников в классах и кабинетах с недоброкачественным воздухом негативно сказывается на состоянии их здоровья , вызывает головную боль , недомогание , снижает умственную активность.
Очень важно довести до сознания учащихся вред курения. Доказано, что около 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает в окружающий воздух и загрязняет его никотином. При этом нарушается развитие органов дыхания , снижается вентиляция легких , что , в свою очередь ухудшает снабжение органов и тканей кислородом , отрицательно сказываясь на деятельность аппарата кровообращения и центральной нервной системы.
В теме « Горение» следует обратить внимание на то, что попадание горящих предметов на человека или загоревшаяся одежда может привести к возникновению ожогов. Можно обратить внимание учащихся на то , что ожоги могут быть разной степени.
В теме «Кислоты» после подробной их химической характеристики необходимо остановиться на действии кислот на кожу и слизистые оболочки человека , рассказать о мерах профилактики и о первой помощи при ожогах. Раскрывая значение соляной кислоты , следует подробно остановиться на ее роли в процессах пищеварения .
В теме «Вода» необходимо полнее раскрыть роль воды в процессах жизнедеятельности организма : все превращения веществ происходят в водной среде , вода растворяет пищевые вещества , поступившие в организм , и вместе с минеральными веществами участвует в построении клеток и в различных реакциях организма.
При изучении щелочей следует обратить внимание , что при попадании на кожу щелочи рекомендуется использовать 2% раствор борной или уксусной кислоты.
Разносторонние гигиенические и медицинские знания могут быть получены при изучении свойств хлора , фтора , брома , йода .
Хлор , как и другие минеральные вещества , играет важную роль в жизнедеятельности организма. Хлориды крови и мочи участвуют в обеспечении кислотно - щелочного равновесия, в поддержании водно-солевого баланса , входят в состав соляной кислоты желудочного сока .
Кроме того , следует рассказать о роли соединений хлора в обеззараживании воды и помещений.
Физиологическая роль фтора заключается в активном участии его в процессе развития зубов, в формировании дентина и зубной эмали. Существенное значение приобретает фтор при процессах костеобразования , оказывает нормализующее влияние на фосфорно-кальциевый обмен.
Йод важный биомикроэлемент .При недостаточном поступлении йода с пищей возникают серьезные нарушения функций щитовидной железы и развивается эндемическая зобная болезнь. Так же йод обладает антибактериальными свойствами ,его применяют в медицинской практике в качестве обеззараживающего средства.
Изучение темы «Минеральные удобрения» приобретает особое значение для формирования связи с тем , что в настоящее время в сельском хозяйстве широко применяются различные минеральные удобрения , ядохимикаты, которые при попадании в организм могут привести к острым или хроническим отравлениям. Все это диктует необходимость соблюдения особой предосторожности при использовании минеральных удобрений , неукоснительного соблюдения правил личной и общественной гигиены.
Акцентирование внимания учащихся на данных вопросах способствует совершенствованию здоровьесберегающего воспитания ,призванного решать вопросы охраны их здоровья и направленного на повышение работоспособности , улучшение физического развития и состояние здоровья.