Конспект урока для 3 класса «Таблица умножения. Закрепление. Решение задач»

Тема: Таблица умножения. Закрепление. Решение задач.
Цели: Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия деления.
Задачи.
Обучающие:
- повторить таблицу умножения;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- совершенствовать умение решать задачи.
Развивающие:
- развивать внимание, память логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родной культуре, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

Организационный момент.
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
2.
Какое число лишнее? По каким признакам отличаем числа друг от друга.
72, 12, 24, 16, 29, 2 (на доске)
(Может быть, 16 – нет 2 в записи числа, 29 – так как не делится на 2, 2 – однозначное.)
Какие ключевые принципы применяли? ( принцип равное участие, индивидуальная ответственность)
3. Найдите в каждом числе сумму десятков и единиц.
– Увеличьте каждое число на 1.
– Назовите для каждого предыдущее число.
– Назовите соседей каждого числа.
– Какие числа можно уменьшить на 2 десятка?
– Запишите числа по памяти. (Учитель стирает запись на доске.)

Познавательные УУД
Развиваем умения
1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Коммуникативные Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

II.
Формулирование темы и целей урока.

- Окиньте взглядом учебника на стр.68 . Чем нам сегодня предстоит заняться?

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;
7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;


III. Систематизация и повторение.

1. Работа в парах.
Задание № 1,с.68 (прочитайте)
Записать ответы. Взаимопроверка.
2. Самостоятельная работа по вариантам.
Дополнительное задание .
На доске даны числа 4,5,7,8,9.
I вариант – чётное число уменьши в 2 раза
II вариант – нечётное увеличь в 9 раз
3. Решение задач.
а) Задача № 2, стр. 68
Прочитайте задачу. (Ученики читают про себя)
Разбор задачи.
- Как удобно записать задачу кратко. (В таблице)
-О чём говорится в задаче? (Об одинаковых наборах из чашек)
- Что такое число 9? (количество наборов)
-Число 54?
-Что надо узнать в задаче? (Сколько чашек в 5 таких наборах?)
Запишем краткое условие.
В 1 наборе чашек
Количество
Всего чашек


Одинаково
9
54


5
?


Решение задачи.
-На второй вопрос задачи сами составьте
б) Устная работа по рисунку. Составление задачи № 5 стр. 68. Коллективная работа.
Рассмотри рисунок и скажи, во сколько раз бабочек меньше, чем стрекоз?



9. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении и
формулирования цели конкретного задания;
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);


3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Что сегодня получалось лучше? Над чем ещё предстоит работать?
- Предположите, какое задание выполняет курочка на жёлтом фоне.
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

V. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и
вариант).

Задания № 4 стр. 68.

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.




















Урок 98 (2. 62)
Тема: Уравнения (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения.
2. Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестен один множитель.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (перекладывание палочек).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.
Н 2. 3.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего за-
поминания таблицы умножения.
4. Фронтальная работа.
а) Какие углы острые, а какие тупые?

б) Математический диктант.
– Первое слагаемое 49, второе такое же. Найдите сумму этих чисел.
– Увеличьте 77 на 9.
– Вычислите сумму 69 и 6.
– Уменьшите 76 на 7.
– Вычислите разность чисел 65 и 28.
– Из 25 вычтите это же число. Чему равна разность?
– На сколько 31 больше 13?
– К 34 прибавьте 9.
– На сколько 15 больше 7?
– Наименьшее двузначное число увеличьте на 9.
– Найдите произведение чисел 3 и 6.
– Найдите частное чисел 24 и 6.
в) Решите задачу и придумайте к ней обратные.
Цена ластика 6 рублей. Чему равна стоимость 8 таких ластиков?
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

II. Открытие нового знания.

Н 6. 2. 3.
Работа в парах.
Задание № 1, с. 22;
- Найдите неизвестные числа в окошечках способом подбора через таблицы умножения.
П 6. 2. 3.
Задание № 2, с. 22.
Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного множителя через известный другой множитель и произведение, алгоритм решения уравнения данного вида.
- Какой компонент неизвестен в уравнении?
- Как его найти? Сформулируйте правило нахождения неизвестного множителя.
- Составьте алгоритм решения уравнений данного вида.
- Сверьте свой алгоритм с текстом учебника.
2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
- Верно ли вы рассуждали?
- Важно ли проверять найденный корень уравнения?
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
9. – работать консультантом и помощником для других ребят;
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

III. Формулирование темы и целей урока.
- Чему мы сегодня будем учиться?
- Какие знания нам помогут?
7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

IV. Первичное закрепление.

П 6. 2. 3. 4.
Задание № 3, с. 22.
- Проговаривайте друг другу свои действия при решении каждого уравнения.
(Два первых уравнения можно предложить детям для решения парами в тетрадях, два последних с комментированием у доски).
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имена учеников) учились оценивать свою работу
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

ТОУУ
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;

V. Систематизация и повторение.

Н 2. 3. 4.
1. Самостоятельная индивидуальная работа.
Задания № 4, 5 (по два выражения) с. 22.
Проверка у доски.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имена учеников) учились оценивать свою работу.
Н 2. 3. 4.
Решение задач. Фронтальная работа.
Задача № 6 а), с. 22
- Прочитайте задачу, выделите известные данные, заполните таблицу (цена, количество, стоимость).
- Какие данные помогут ответить на вопрос задачи?
- Составьте план решения задачи.
- Решите задачу.
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

ТОУУ
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Чему мы сегодня учились?
(Работа с рисунком на жёлтом поле.)
- Помогите Вове решить уравнение.
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

VII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и
вариант).
Задания № 4, 5 (оставшаяся часть), 8 б) с. 22.
Вариант выбора: задания № 7, 8, 9, с. 23.
Возможна работа с дидактическими материалами.
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.



Урок 99 (2. 63)
Тема: Уравнения (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения.
2. Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестно делимое.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (таблицы с множителями).
5. Развивать умения решать задачи на работу с информацией, занесённой в таблицу (линия «Элементы стохастики»).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.
Н 2. 1. 2.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего за-
поминания таблицы умножения.
4. Фронтальная работа.
а) Запишите выражения.
– Число a больше, чем число b. Как узнать, на сколько больше?
– Число a на c единиц больше, чем число b. Как узнать, чему равно
число b?
б) Запишите несколько выражений.
Из суммы чисел a и b вычли число c.
– Из числа a вычли сумму b и c.
в) Замените каждое число произведением двух множителей:
32, 12, 25, 9, 28, 18.
г) Какое выражение лишнее?
21 : 3
18 : 6
12 : 3
9 : 3
– Прочитайте, называя компоненты действия.
д) Что общего у чисел?
10, 15, 20, 25, 35, 40, 45, 50
– Какого числа не хватает?
е) Найдите неизвестные числа.

Познавательные УУД
Развиваем умения
1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Коммуникативные Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

II. Открытие нового знания.

Н 6. 2. 3.
Работа в парах.
1. Задания № 1, 2, с. 24.
Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа
составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного делимого через известный делитель и частное, алгоритм решения уравнения данного вида.
- Какой компонент неизвестен в уравнении?
- Как его найти? Сформулируйте правило нахождения неизвестного делимого.
- Составьте алгоритм решения уравнений данного вида.
- Сравните с алгоритмом в учебнике.
2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
- Верно ли вы рассуждали?
- Важно ли проверять найденный корень уравнения?
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;
7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

III. Формулирование темы и целей урока.
- Чему мы сегодня будем учиться?
- Какие знания нам помогут?
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

IV. Первичное закрепление.

П 6. 2. 3. 4.
Задание № 3, с. 24.
- Проговаривайте друг другу свои действия при решении каждого уравнения.
(Два первых уравнения можно предложить детям для решения парами в тетрадях, два последних с комментированием у доски).
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имена учеников) учились оценивать свою работу
9. – работать консультантом и помощником для других ребят;10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

ТОУУ

V. Систематизация и повторение.

Выбираем задания и тренируемся:
Н 2. 3. 4.
Задание № 4 с. 24 (индивидуальная работа с проверкой у доски).
Н 2. 3. 4.
2. Решение задач.
Задача № 5 а), с. 24
- Прочитайте задачу, выделите известные данные, выберите вспомогательную модель (схема).
- Какие данные помогут ответить на вопрос задачи?
- Составьте план решения задачи.
- Решите задачу.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имена учеников) учились оценивать свою работу
Задача № 6, с. 24 Фронтальная работа. (Очень важное задание для развития умения «читать» таблицу!)
- Какие данные указаны в столбцах таблицы? А в строках таблицы?
- Подготовьте ответы на вопросы задания.

Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Чему мы сегодня учились?
(Работа с рисунком на жёлтом поле.)
- Помогите Пете решить уравнение.
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

VII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и
вариант).
Задание № 5, 7 (с. 24–25).
Задание № 8 (с. 25) – занимательная задача с элементами комбинаторики (перебор и подбор множителей).
Возможна работа с дидактическими материалами.
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.



Урок 100 (2. 64)
Тема: Уравнения (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения.
2. Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестен делитель.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (арифметические ребусы и логические задачи).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.
Н 2. 1. 2.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего за-
поминания таблицы умножения.
4. Фронтальная работа.
а) Решите задачи несколькими способами.
Утром в палатке было 90 брикетов с пломбиром. Днём продали 42, а вечером 38 таких брикетов. Сколько после этого в палатке осталось брикетов с пломбиром?
В корзине было 28 яблок и 49 груш. После того как из неё взяли
часть фруктов, в ней осталось 18 фруктов. Сколько фруктов взяли?
– Придумайте ещё несколько вопросов к условию последней задачи.
б) Назовите:
– частное:
3 : 1 = 3 72 : 9 = 8 9 : 9 = 81;
– произведение:
16 · 4 = 64 3 · 8 = 24;
– делитель:
32 : 4 48 : 6;
– делимое:
22 : 11 180 : 90.
в) Найдите частное чисел.
12 и 6
15 и 5
12 и 4
– Какие числа у вас получились: чётные или нечётные? Найдите от-
вет с помощью рисунка. Какими были компоненты деления: чётными или нечётными?
г) Найдите неизвестные числа.

Познавательные УУД
Развиваем умения
1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Коммуникативные Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;


II. Открытие нового знания.

Н 6. 2. 3.
Работа в парах.
1. Задания № 1, 2, с. 26.
Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного делителя через известное делимое и частное, алгоритм решения уравнения данного вида.
- Какой компонент неизвестен в уравнении?
- Как его найти? Сформулируйте правило нахождения неизвестного делителя.
- Составьте алгоритм решения уравнений данного вида.
- Сравните с алгоритмом в учебнике.
2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
- Верно ли вы рассуждали?
- Важно ли проверять найденный корень уравнения?

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;
7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

III. Формулирование темы и целей урока.
- Чему мы сегодня будем учиться?
- Какие знания нам помогут?
9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

IV. Первичное закрепление.

Н 2. 3. 4.
Задание № 3, с. 26.
- Проговаривайте друг другу свои действия при решении каждого уравнения.
(Два первых уравнения можно предложить детям для решения парами в тетрадях, два последних с комментированием у доски).
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имена учеников) учились оценивать свою работу
10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении и
формулировании цели конкретного задания;


V. Систематизация и повторение.

Н 2. 3.
1. Задания № 4, с. 26. (индивидуальная работа с проверкой у доски).
- Составьте выражения по условию задач.
Н 2. 3. 4.
2. Выбор для самостоятельного решения задачи № 6, с.26-27
- Прочитайте задачу, выделите известные данные.
- Какие данные помогут ответить на вопрос задачи?
- Составьте план решения задачи.
- Решите задачу.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с (имена учеников) учились оценивать свою работу
3. Задание № 7, с. 27 Фронтальная работа.
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;


VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Чему мы сегодня учились?
(Работа с рисунком на жёлтом поле.)
- Помогите Кате решить уравнение.
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

VII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и
вариант).

Задание № 4 (оставшаяся задача), № 5, 8, с. 27.
Ответ к № 8: по левой дороге пойдёшь – домой придёшь, по средней дороге пойдёшь – к Кощею придёшь, по правой дороге пойдёшь – погибнешь.
Решать начинаем с наиболее определённой ситуации (средняя дорога).
Возможна работа с дидактическими материалами.
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.












13PAGE 15






15