Рабочая программа по ИЗО для обучающихся по адаптированной программе с нарушениями интеллекта (1 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богородская школа №8»
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель
___________/Е.Н. Меркулова /
Протокол № 1 от«29» августа 2016г «Согласовано»
Заместитель директора
________/Е.О. Томилова/
«30» августа 2016г Утверждено
Приказом № 283 от«01» сентября 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Изобразительное искусство
для обучающихся по адаптированной программе
с нарушениями интеллекта
1 класс (вариант 1)
на 2016-2017 учебный год
Учитель Меркулова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от« 30 » августа 2016г.
Пояснительная записка
Количество часов -1 ч в неделю, 33 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
1.Проект федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей.
2.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых детей.
3.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах.
Расширение художественно-эстетического кругозора
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке)
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации
―развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Учебный предмет Часов в неделю I четверть II четверть III четверть IV четверть Часов в год
Изобразительное искусство 1 9 7 10 8 34
Содержание тем учебного предмета (курса) «Изобразительное искусство».
1 класс 34 ч /в год
Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование, проведение бесед о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности:
―рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
―рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу)
―рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
―штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
―рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: ―правила обведения шаблонов;
―обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур).
Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.).
Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.
Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы).
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рисование с натуры предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; -нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта
-рисование по воображению.
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела программы и количество часов на раздел № п/п Тема урока Задачи Оборудование Количество часов дата
план факт
1 четверть 9 Подготовительные упражнения 1 Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем). Формировать первичные навыки работы с материалами и инструментами дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей 1 09.09 2 Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем). развивать интерес к изобразительной деятельности. раскладные пирамидки 1 16.09 Игровые графические упражнения 3 Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. туристические палатки и др. (наклонные линии). развитие у учащихся зрительного внимания плоские и объемные геометрические фигуры разной величины 1 23.09 4 Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки окошки, рамки, шахматная доска, качели и др. Развитие восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей полоски цветного картона разной длины и ширины 1 30.09 5 Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др. Совершенствование мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук плакаты с образцами несложных рисунков 1 07.10 6 Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу— цепочка, ветка с ягодами и др.) Развитие зрительно- двигательной координации, выработка изобразительных навыков. Геометрическое лото 1 14.10 7 Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров). Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, др. Формировать
первичные навыки
работы с материалами и инструментами Различные игрушки 1 21.10 8 Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др. Совершенствование
мелких,
дифференцированных
движений пальцев и
кисти рук Учебные принадлежности 1 28.10 2 четверть 7 Подготовительные упражнения
1 Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка. Развивать умение пользоваться мерками Полоски цветного картона разной длины и ширины 1 11.11 2 Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). Выработать у учащихся умение проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии плакаты с образцами несложных рисунков 1 18.11 Игровые
графические
упражнения 3 Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка плоские и объемные
геометрические фигуры разной величины 1 25.11 4 Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование
этих предметов. учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. плакаты с образцами несложных рисунков 1 02.12 5 Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. развивать умение пользоваться трафаретами-мерками плоские и объемные
геометрические фигуры разной величины 1 09.12 6 Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). учить различать и называть основные цвета Полоски цветного картона разной длины и ширины 1 16.12 7 Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги). развивать умение размещать элементы рисунка на листе бумаги плоские и объемные
геометрические фигуры разной величины 1 23.12 3 четверть Рисование с натуры. 1 Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). учить различать и называть цвета Предметные картинки 1 13.01 2 Рисование с натуры игрушки- светофора учить различать и называть цвета Различные игрушки 1 20.01 3 Рисование с натуры связки воздушных шаров. развивать умение пользоваться трафаретами-мерками Воздушные шары 1 27.01 4 Рисование с натуры башенки из элементов строительного конструктора. развивать умения сравнивать предметы пользоваться трафаретами-мерками Строительный конструктор 1 03.02 Декоративное
рисование 5 Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура плоские и объемные
геометрические фигуры разной величины 1 10.02 6 Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура плоские и объемные
геометрические фигуры разной величины 1 17.02 Рисование на темы 7 Рисование на тему «Снеговик».
развивать умение отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом плакаты с образцами несложных рисунков 1 24.02 8 Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». развивать умение отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом плакаты с образцами несложных рисунков 1 03.03 Беседы об изобразительном искусстве 9 Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений Дымковские игрушки 1 17.03 10 Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»). развивать умения сравнивать предметы по форме, цвету,
величине Иллюстрации к сказкам 1 24.03 4 четверть 8 Рисование с натуры. 1 Рисование с натуры праздничного флажка учить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и
целого, а также конструкцию
предметов. Флажки 1 07.04 Декоративное рисование 2 Декоративное рисование - узор в круге (круг — готовая форма). развитие умения применять среднюю (осевую) линию плоские и объемные геометрические фигуры разной величины 1 14.04 3 Рисование узора в полосе из растительных элементов развитие умения пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки
правильности рисунка плоские и объемные геометрические фигуры разной величины 1 21.04 4 Геометрический узор в полосе из треугольников развивать умения сравнивать предметы пользоваться трафаретами-мерками плоские и объемные геометрические фигуры разной величины 1 28.04 Рисование на темы 5 «Я ракету нарисую». Развитие умения размещать элементы рисунка на листе
бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов плакаты с образцами несложных рисунков 1 05.05 6 Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки). Развитие умения объединять предметы по признаку формы плакаты с образцами несложных рисунков 1 12.05 Беседы об
изобразительном искусстве7 Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях
Изображения предметов иллюстрации к сказкам 1 19.05 8 Рассматривание иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек - Горбунок» развивать умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине иллюстрации к сказкам 1 26.05 Перечень учебно-методической литературы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. - М., Просвещение.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
«Поурочные разработки по ИЗО» Ю. Бушкова Москва «ВАКО» 2009.
Серия книг «Учусь рисовать» Стрекоза 2009.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика.
Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика.
Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и пищевая промышленность.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение.
Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа.
7. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века. М., Просвещение.
8. Серия «Сказки о художниках» под ред. А. Астаховой изд. Белый город.
9. Серия художественных альбомов Великие художники изд. «Директ-Медиа».
10.7серия художественных журналов «50 художников. Шедевры русской живописи» изд. ООО «Де Агостини».
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009г.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988г.
Полхов - Майдан изделия народных мастеров. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005г.
Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие. – М .: «Мозаика-синтез», 2003г.
Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие. - М. : «Мозаика-синтез», 2003г.
6.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. Под. ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011