Статья Артикуляционная гимнастика. Что это такое? Комплексы артикуляционной гимнастики Занимаемся вместе с Машей

Артикуляционная гимнастика. Что это такое?

Подготовила Учитель – логопед Витенко Ольга Константиновна С/п «Детский сад «Надежда» группа «Солнышко»

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для каждой фонетической группы (свистящие, шипящие, сонорные звуки) разработаны комплексы артикуляционной гимнастики. Упражнения подбираются каждому ребенку индивидуально с учетом нарушения звукопроизношения, особенностей артикуляционного аппарат ребенка, его возможностей. Сегодня мы с вами рассмотрим артикуляционные упражнения, которые являются основой при постановке некоторых групп звуков. Вашему вниманию предлагаются комплексы артикуляционной гимнастики «Занимаемся вместе с Машей».









ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Общий комплекс артикуляционной гимнастики.
 

1. «ОКОШЕЧКО» - открыть рот (позиция звука «А»), поддержать позу 5-10 секунд, медленно мягко закрыть.



2. «ЗАБОРЧИК» - растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
Из зубов заборчик строй - Ровный, белый, не косой. Губки широко открой, Чтоб заборчик видеть свой.

 
3. «ТРУБОЧКА» - округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 5 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Трубочка, гуди сильней, Созовем мы всех друзей!
  

4. «ЧЕРЕДОВАТЬ «ЗАБОРЧИК - ТРУБОЧКА».
Если наши губы улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губы узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке. 

5. «БЛИНЧИК» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». Удерживаем «блинчик» от 5 до 10 секунд.
 

6. «ЧАСИКИ» - приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
Отдохнул и потянулся, Влево, вправо повернулся, Вот так, вот так: Тик-так, тик-так.


7. «КАЧЕЛИ» - кончиком языка упираться поочередно, то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.





9. «ЛОШАДКА» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики
для постановки свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].
·
·
·
·
·«ЗАБОРЧИК»
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны (Сохранять положение до окончания четверостишия).
Из зубов заборчик строй - Ровный, белый, не косой. Губки широко открой, Чтоб заборчик видеть свой.



2. «ТРУБОЧКА» Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной (Сохранять положение до окончания четверостишия).
Трубочка, гуди сильней, Созовем мы всех друзей!






3. «ЗАБОРЧИК – ТРУБОЧКА»
Чередовать первое и второе упражнение. Сохранять каждое из положений 2 секунды. Если наши губы улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губы узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке. 






4. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя – пя – пя». После этого оставить лежать на нижних зубах около 5 секунд.



5. «ЛОПАТКА»
Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе.
Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик.
Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».
Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.
Широкий, как лопатка, лежит наш язычок. Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчит.






6. «ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Двигать кончиком языка из одного уголка рта в другой.
Нижняя челюсть неподвижна.
Отдохнул и потянулся, Влево, вправо повернулся, Вот так, вот так: Тик-так, тик-так.






7. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Почистить языком нижние, затем верхние зубки.
Чищу зубки, чищу зубки
И снаружи и внутри
Не желтели, не темнели,
Не болели, чтоб они.




8. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.







9. «ГОРКА»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись.



10. «ОРЕШКИ» Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики "орешки".
Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки.








11. «УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «ЗАДУЙ СВЕЧКУ»
(Вдох носом, выдох через ротик)







12. «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»
Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

















ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики
для постановки шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].






1. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.



2. ТРУБОЧКА» Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной (Сохранять положение до окончания четверостишия).
Трубочка, гуди сильней, Созовем мы всех друзей!






3. «ЛОПАТКА»
Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе.
Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик.
Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».
Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится. Широкий, как лопатка, лежит наш язычок. Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчит.


4. «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
5. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал
· только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.


6. «ЧАШЕЧКА»
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты вверх, спинка опущена. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а нижняя губа не поддерживала язык. Я чаёк горячий
Буду пить на даче
Язык широкий положу
Края его приподниму.

7. «КАЧЕЛИ»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.

8. «ГРИБОК»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.) Следить, чтобы губы были в положении улыбке. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире. Еле маленький грибок Через мох пробиться смог. Целый день он подрастал, К вечеру огромным стал.
9. «ФОКУС»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так. чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

10. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ»
Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
 





























ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики
для постановки звука [Р], [Р’].





1. «КАЧЕЛИ»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.



2. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Почистить языком верхние зубки.
Чищу зубки, чищу зубки
И снаружи и внутри
Не желтели, не темнели,
Не болели, чтоб они.


3. «ЛОШАДКА» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


4. «ГРИБОК»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.) Следить, чтобы губы были в положении улыбке. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире. Еле маленький грибок Через мох пробиться смог. Целый день он подрастал, К вечеру огромным стал.

5. «ГАРМОШКА»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы должны быть в положении улыбки.
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом закрой,
Гармонист ты неплохой.




6. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.



7. «БАРАБАН»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звуки д – д – д. Сначала звук произносится медленно. Постепенно убыстряя темп.
Язычок наш крепким станет,
Барабанить не устанет,
Язычок, кверху поднимайся,
Смотри, с ритма не сбивайся!












ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики
для постановки звука [Л], [Л’].





1. «ЗАБОРЧИК – ТРУБОЧКА»
Чередовать первое и второе упражнение. Сохранять каждое из положений 2 секунды. Если наши губы улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губы узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке. 






2. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя – пя – пя». После этого оставить лежать на нижних зубах около 5 секунд.






3. «ЛОПАТКА»
Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе.
Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик.
Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».
Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.
Широкий, как лопатка, лежит наш язычок. Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчит.






4. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.

5. «КАЧЕЛИ»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.



6. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Почистить языком верхние зубки.
Чищу зубки, чищу зубки
И снаружи и внутри
Не желтели, не темнели,
Не болели, чтоб они.




7. «ПАРОХОД»
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звуки Ы – Ы – Ы – Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
Звук Ы-Ы долго-долго тяни, Ведь в море мы совсем не одни.








8. «МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Мы работаем с утра.
Красить потолок пора.
Челюсть ниже опусти.
Язык к небу подними,
Поводи вперед – назад –
Наш маляр работе рад.




9. «ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось БЛ – БЛ – БЛ. Язык должен быть широким.
Я индюк балды – балда
Разбегайтесь кто – куда!