Требования к оснащению спортивного зала. (в помощь учителям физической культуры)

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.












Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечание



Основная школа
Старшая школа





Базов уров.
Проф уров


1
2
3
4
5
6


1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)








1.1.
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Д


Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)

Д



1.3
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)


Д


1.4
Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре
Д




1.5
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Д



1.6
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)


Д


1.7
Авторские рабочие программы по физической культуре
Д
Д
Д


1.8
Учебник по физической культуре
К
К
К
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.9
Дидактические материалы по основам
Г
Г
Г
Комплекты разноуровневых

1
2
3
4
5
6


разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»



тематических заданий,
дидактических карточек.

1.10
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению
Д
Д
Д
В составе библиотечного фонда

1. 11
Методические издания по физической культуре для учителей
Д
Д

Методические пособия и рекомендации
Ж. «Физическая культура в школе»

2.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
Д




2.2
Плакаты методические
Д
Д
Д
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения
Д




3.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»
Д
Д
Д


3.2
Аудиозаписи
Д
Д
Д
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;
проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников



4.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1
Телевизор с универсальной подставкой
Д


Телевизор не менее 72 см по диагонали

4.2
Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

Д




1
2
3
4
5
6

4.3
Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок
Д


Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей

4.4.
Радиомикрофон (петличный)
Д




4.5.
Мегафон





4.6
Мультимедийный компьтер
Д


Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

4.7
Сканер
Д




4.8.
Принтер лазерный
Д




4.9.
Копировальный аппарат
Д


Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.10
Цифровая видеокамера
Д


Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.11
Цифровая фотокамера
Д




4.12
Мультимедиапроектор
Д




4.13
Экран (на штативе или навесной)
Д


Минимальные размеры 1,25х1,25

5.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Гимнастика





5.1.
Стенка гимнастическая
Г
Г
Г


5.2
Бревно гимнастическое напольное
Г




5.3
Бревно гимнастическое высокое
Г
Г
Г


5.4.
Козел гимнастический
Г
Г
Г


5.5.
Конь гимнастический


Г


5.6
Перекладина
Г
Г
Г


1
2
3
4
5
6


гимнастическая





5.7.
Брусья гимнастические, разновысокие
Г
Г
Г


5.7
Брусья гимнастические, параллельные
Г
Г
Г


5.8.
Кольца гимнастические, с механизмом крепления

Г
Г


5.9
Канат для лазания, с механизмом крепления
Г
Г
Г


5.10
Мост гимнастический подкидной
Г
Г
Г


5.11
Скамейка гимнастическая жесткая
Г
Г
Г


5.12
Скамейка гимнастическая мягкая
Г
Г
Г


5.13
Комплект навесного оборудования
Г
Г
Г
В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания

5.14
Контейнер с набором т/а гантелей
Г




5.15
Скамья атлетическая, вертикальная

Г
Г


5.16
Скамья атлетическая, наклонная

Г
Г


5.17
Стойка для штанги

Д
Д


5.18
Штанги тренировочные

Г
Г


5.19
Гантели наборные

Г
Г


5.20
Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина
Г
Г
Г


5.21
Коврик гимнастический
К
К
К


5.22
Станок хореографический
Г
Г
Г


5.23
Акробатическая дорожка
Г
Г
Г


5.24
Покрытие для борцовского ковра

Д
Д


5.25
Маты борцовские

Г
Г


5.26
Маты гимнастические





5.27
Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)
Г
Г
Г


5.28
Мяч малый (теннисный)
К
К
К


5.29
Скакалка гимнастическая
К
К
К


5.30
Мяч малый (мягкий)
К
К
К


5.31
Палка гимнастическая
К
К
К


5.32
Обруч гимнастический
К
К
К


5.33
Коврики массажные
Г
Г



5.34
Секундомер настенный с защитной сеткой

Д




1
2
3
4
5
6

5.35
Пылесос
Д
Д
Д
Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря

5.36
Сетка для переноса малых мячей
Д

Д
Д



Легкая атлетика





5.37
Планка для прыжков в высоту
Д
Д



5.38
Стойки для прыжков в высоту
Д
Д



5.39
Барьеры л/а тренировочные

Г
Г


5.40
Флажки разметочные на опоре
Г




5.41
Лента финишная
Д




5.2
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места
Г




5.43
Рулетка измерительная (10м; 50м)
Д




5.44
Номера нагрудные
Г
Г
Г



Спортивные игры





5.45
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Д




5.46
Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
Г




5.47
Мячи баскетбольные
Г
Г
Г


5.48
Сетка для переноса и хранения мячей
Д
Д
Д


5.49
Жилетки игровые с номерами
Г
Г
Г


5.50
Стойки волейбольные универсальные
Д




5.51
Сетка волейбольная
Д




5.52
Мячи волейбольные
Г
Г
Г


5.53
Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей
Д
Д
Д


5.54
Табло перекидное
Д




5.55
Жилетки игровые с номерами
Г
Г
Г


5.56
Ворота для мини-футбола
Д




5.57
Сетка для ворот мини-футбола
Д




5.58
Мячи футбольные
Г
Г
Г


5.59
Номера нагрудные
Г
Г
Г


5.60
Компрессор для накачивания мячей
Д




1
2
3
4
5
6


Туризм





5.61
Палатки туристские (двух местные)
Г




5.62
Рюкзаки туристские
Г




5.63
Комплект туристский бивуачный
Д





Измерительные приборы

5.64
Пульсометр
Г
Г



5.65
Шагомер электронный
Г
Г



5.66
Комплект динамометров ручных
Д




5.67
Динамометр становой
Д




5.68
Ступенька универсальная (для степ-теста)
Г




5.69
Тонометр автоматический
Д




5.70
Весы медицинские с ростомером
Д
Д




Средства до врачебной помощи





5.71
Аптечка медицинская
Д
Д




Дополнительный инвентарь





5.80
Доска аудиторная с магнитной поверхностью

Д


Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу

6.
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

6.1
Спортивный зал игровой



С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.2
Спортивный зал гимнастический



С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.3
Зоны рекреации



Для проведения динамических пауз (перемен)


1
2
3
4
5
6

6.4
Кабинет учителя



Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

6.5
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования



Включает в себя: стеллажи, контейнеры

7.
ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)

7.1
Легкоатлетическая дорожка
Д




7.2
Сектор для прыжков в длину
Д




7.3
Сектор для прыжков в высоту
Д




7.4
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Д




7.5
Площадка игровая баскетбольная
Д




7.6
Площадка игровая волейбольная
Д




7.7
Гимнастический городок
Д
Д



7.8
Полоса препятствий
Д
Д



7.9
Лыжная трасса
Д


Включающая, небольшие отлогие склоны

7.10
Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе
Д





13PAGE
·
·
·
·
·
·
·
·
·< Заголовок 16 Заголовок 2@ Заголовок 315тD Верхний колонтитул, Номер страницыX Основной текст с отступомh Основной текст с отступом 2UserD:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех 24.05.04.docinosED:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех Физ-ра 24.05.04.docinosED:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех Физ-ра 24.05.04.docinosED:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех Физ-ра 24.05.04.docinosMD:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех(правка) Физ-ра 24.05.04.docinosMD:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех(правка) Физ-ра 24.05.04.docinosMD:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех(правка) Физ-ра 24.05.04.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanCourier New