Контрольно-измерительный материал по дисциплине Практическая риторика для студентов специальности Право и организация социального обеспечения (уровень обучения — углубленный)


Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
_____________ О.О. Расторгуева
«______»_______________2014 г.
контрольно-измерительный материал
по дисциплине ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(по программе углубленной подготовки)
форма обучения - очная
РАССМОТРЕНО СОСТАВИЛ
на заседании предметно (цикловой) комиссии Гуманитарного профиля С.Н.Дроздова
Протокол № от « __ » ____________ 2014 года Председатель _________ О.В. Кугаевская ОДОБРЕНО Старший методист ____________Е.А. Шевырина Заведующий учебной части ____________ С.Н. Дроздова 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 3
1.1. Область применения контрольно-измерительных средств 3
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации 3
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации 6
2. Комплект оценочных средств  8
2.1. Задания для проведения текущего контроля. 8
3. Материалы для дифференцированного зачета 211. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
Область применения контрольно-измерительных средств
Результатом освоения учебной дисциплины «Практическая риторика» является различать основные виды публичных выступлений, составлять тексты различных видов публичных выступлений, анализировать логическую сторону текстов публичных выступлений, проводить дискуссии, менять громкость, темп, ритм речи в процессе публичного выступления, демонстрировать приемы привлечения внимания, воздействия на эмоции слушателей в фрагментных выступления, составлять публичное выступление в любом жанре, пользоваться правилами повышения эффективности публичного выступления, выступать в разных типах аудитории, не допускать ошибки во время выступления, правильно использовать мимику и жесты во время выступления.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Результаты освоения
(объекты оценивания)
  Основные показатели оценки результата и их критерии Тип задания;
№ задания
  Форма аттестации
 
знать
факторы, правила, приемы и способы речевого воздействия;
о роли и месте дисциплины в системе профессионального образования;
о значении курса «Практическая риторика» для освоения своей профессии;
историю возникновения риторики, знаменитых ораторов Древней Греции и Древнего Рима, известных ораторов России, основные труды М. В. Ломоносова, М. М. Сперанского, работы В. Г. Белинского;
основные виды публичного выступления (по цели, по форме);
способы организации публичных выступлений;
орфоэпические нормы в публичном выступлении;
жанры публичных выступлений и их особенности;
правила подготовки и проведения публичных выступлений разных жанров;
правила повышения эффективности публичного выступления;
как оценивается публичного выступления;
типы аудитории;
основные функции оратора во время выступления. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
тестирование Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, итоговый.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
уметь
различать основные виды публичных выступлений;
различать публицистический стиль и стиль публичного выступления;
составлять тексты различных видов публичных выступлений;
анализировать логическую сторону текстов публичных выступлений;
проводить дискуссии;
менять громкость, темп, ритм речи в процессе публичного выступления;
демонстрировать приемы привлечения внимания, воздействия на эмоции слушателей в фрагментных выступления;
составлять публичное выступление в любом жанре;
различать жанры публичных выступлений;
пользоваться правилами повышения эффективности публичного выступления;
оценивать эффективность публичного выступления;
выступать в разных типах аудитории;
не допускать ошибки во время выступления;
правильно использовать мимику и жесты во время выступления. 1.3.  Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации
Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины Типы контрольного задания, номер
Тестовые задания
Практические работы Самостоятельная работа
Задания для зачета
Раздел 1. Введение +
Тема 1.1.
Риторика как наука + Раздел 2. История риторики + +
Тема 2.1.
Античные риторики
Самостоятельная работа: написание рефератов «Знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима» Тема 2.2.
История риторики в России Раздел 3. Публичное выступление +
Тема 3.1.
Основные виды публичного выступления + Практическая работа № 1: Определение видов публичного выступления Самостоятельная работа: Создание текстов публичных выступлений в соответствии с целью и формой Тема 3.2
Логические основы красноречия + Практическая работа № 2: Анализ логической стороны текстов публичных выступлений
Практическая работа № 3: Дискуссия на тему (по выбору) Самостоятельная работа: Анализ логической стороны текстов публичных выступлений Тема 3.3.
Физиологические особенности публичного выступления + Практическая работа № 4: «Упражнения со скороговорками в постановке логического ударения, пауз, интонации».
Практическая работа № 5: «Выразительное чтение подготовленного текста».
Практическая работа № 6: «Краткое публичное выступление на самостоятельно выбранную тему». Самостоятельная работа: «Подготовка к выразительному чтению текста».
Самостоятельная работа: «Выбор и подготовка темы к публичному выступлению» Тема 3.4. Психолого-педагогические особенности публичного выступления Практическая работа № 7: «Коллективный анализ выступлений по выбранной теме».
Практическая работа № 8: «Демонстрация публичных выступлений с привлечением психологического воздействия на аудиторию». Самостоятельная работа: Составление таблицы: «Привлечение внимания и способы запоминания». Тема 3.5. Жанры публичного выступления Самостоятельная работа: Составить публичное выступление в заданном жанре Тема 3.6. Эффективность публичного выступления + Самостоятельная работа: таблица «Эффективная аргументация в аудитории различного типа» Раздел 4. Деятельность оратора во время выступления + Практическая работа № 9: «Коллективный анализ выступлений».
Практическая работа № 10: «Составление выступлений».
Самостоятельная работа: Подготовка выступлений в любом виде и жанре +
2. Комплект оценочных средств 
2.1. Задания для проведения текущего контроля
(содержание всех заданий для текущего контроля) 
Комплект оценочных средств содержит в себе следующие типы заданий: тестовые задания по каждому разделу. В каждом задании по несколько примеров и вариантов. 
Тема 1.1. Риторика как наука
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): 10 – 9 баллов
Оценка «4» (хорошо): 8 – 7 баллов
Оценка «3» (удовлетворительно): 6 – 5 баллов
Оценка «2» (неудовлетворительно): менее 4 баллов
Время выполнения - 45 минут
Тест
I. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?
Египет.
Ассирия.
Греция.
Вавилон.
II. Кого считают основоположником теории риторической науки?
Аристотель.
Квинтилиан.
Сократ.
Платон.
III. Становление риторики как особой науки произошло уже в…
V в. до н.э.
VI в. до н.э.
IV в. до н.э.
I в. до н.э.
Риторика  –  это…
абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи.
коммуникативный процесс, направленный на обоснование точки зрения выступающего.
искусство говорить красиво и убедительно.
теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.
V. К этапам риторического канона  относятся:
инвенция, диспозиция, композиция, акцио, мемория.
диспозиция, демонстрация, элокуция, акцио, мемория.
инвенция, демонстрация, композиция, акцио, мемория.
инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, мемория.
VI.К законам общей риторики относятся:
закон гармонизирующего диалога, закон исключенного тертьего, закон достаточного основания, закон логики.
закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации адресата, закон эмоциональности речи, закон удовольствия.
закон непротиворечия, закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации адресата, закон тождества.
закон логики, закон достаточного основания, закон эмоциональности речи, закон удовольствия.
VII.К основным категориям классической риторики относятся:
логос, пафос, силлогизм
пафос, этос, софизм
логос, этос, софизм
логос, пафос, этос
VIII. Понятие логоса предполагает…
средства убеждения, которые апеллируют к разуму.
средства убеждения, которые апеллирую к настроению человека.
средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека.
средства убеждения, которые апеллируют к чувствам.
IX. Понятие пафоса предполагает…
средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человека.
средства убеждения, которые апеллируют к разуму.
средства убеждения, которые апеллирую к чувствам.
средства убеждения, которые апеллируют к настроению человека.
X. Понятие этоса предполагает…
средства убеждения, которые апеллирую к чувствам.
средства убеждения, которые апеллируют к эмоциям.
средства убеждения, которые апеллируют к разуму.
средствам убеждения, которые апеллируют к нормам поведения человек.

Раздел 2. История риторики
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): 13 – 12 баллов
Оценка «4» (хорошо): 11– 10 баллов
Оценка «3» (удовлетворительно): 9 – 8 баллов
Оценка «2» (неудовлетворительно): менее 7 баллов
Время выполнения - 45 минут
Тест
1. Как звали древнеримского теоретика красноречия, автора следующих книг «Об ораторе», «Брут», «Оратор»?

1. Горгий 2. Филипп 3. Цицерон 4. Сократ
2. Название труда Квинтилиана, которое является «сводам выводов предшествующих теоретиков»….

1. «Образование оратора» 2. «Оратор» 3. «Риторика» 4. «Об ораторе»
3. Чьи это слова: «Оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда» ?
1. Цицерон 2. Платон 3. Квинтилиан 4. Демосфен
4. В какой период возникла и сложилась Античная риторика?
1. 5 – 4 вв. н. э. 2. 5 – 2 вв. до н. э. 3. 1 в. до н. э. 4. 3 – 2 вв. до н. э.
5. Автор «Правил высшего красноречия»?
1. Сперанский М.М. 2. Платон 3. Ломоносов М.В. 4. Ленин В.И.
6. В какие годы 20 века отмечается новый всплеск интереса к риторике?
1. 1917 г. 2. 60 – 70-е гг. 3. 50-е гг. 4. 70 – 80-е гг.
7. Кто является автором первой риторики в России?
1. Ломоносов М. В. 2. Щерба В. И. 3. Белинский В. Г. 4. Тимирязев К. А.

8. Особое распространение риторика Древнего Мира получила в…
1. политическая деятельность 3. торговля
2. быт 4. судебная практика
9. Выдающиеся ораторы Средневековья?
Ломоносов М. В., Жириновский В. В.
Паскаль Б., Гёте И.
Иоанн Златоуст, Фома Аквинский
Платон, Аристотель
10. В какой период развития теории риторики уделяется серьёзное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике?
1. Античность 2. Возрождение и Просвещение 3. 20 в. 4. всегда
11. Кто считал , что «красноречие – это дар, <…> способность втолковывать или внушить <…>, что нам угодно»?
1. Ф.Бэкон 2. Ж.Лабрюйер 3. В.Э.Мейерхольд 4. Д.Карнеги
КЛЮЧ К ТЕСТУ :
1. 3
2. 1
3. 4
4. 2
5. 1
6. 4
7. 1
8. 1
9. 3
10. 1,2,3
11. 2
Тема 3.1. Основные виды публичного выступления
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): 10 – 9 баллов
Оценка «4» (хорошо): 8 – 7 баллов
Оценка «3» (удовлетворительно): 6 – 5 баллов
Оценка «2» (неудовлетворительно): менее 4 баллов
Время выполнения - 45 минут
Тест
I.В риторике выделяют несколько видов красноречия. Определите лишние:
А) академическое; Б) судебное; В) социально-политическое; Г) социально-бытовое; Д) театральное; Е) духовное (церковно-богословское); Ж) доклад.
                                       
  
1. Д, Ж. 2. В, Е.   3. Г, Б.   4. А, Б.
II. Судебная речь является разновидностью … речи.
информационной.
агитационной.
протокольно-этикетной.
аргументирующей.
III.К жанру академического красноречия НЕ относится…
А) лекция вузовская, школьная; Б) приветственное слово; В) научный доклад; Г) научный обзор; Д) научное сообщение; Е) научно-популярная лекция; Ж) агитаторское выступление
                           
1. А, Г. 2. Б, Ж.  3. Д, Е.  4. В, Е.
IV. К жанру социально-бытового красноречия относится…
выступление на митингах.
приветственная речь.
научное сообщение.
поминальная речь.
V.К жанру академического красноречия НЕ относится…
лекция вузовская, школьная.
приветственное слово.
научный доклад.
агитаторское выступление.
VI.К жанру социально-бытового красноречии НЕ относится…
приветственная речь.
юбилейная речь.
застольная речь.
дипломатическая речь.
VII.К жанру духовного (церковно-богословского) красноречия относится…
проповедь.
учебная лекция.
юбилейная речь.
выступления на социально-политические темы.

VIII. К основным родам красноречия не относится…
судебное.
социально-политическое.
административно-правовое.
духовное (церковно-богословское).
IX. Партийные постановления относятся к ________ подстилю публицистической речи.
массово-политическому.
газетно-публицистическому.
официальному политико-идеологическому.
агитационному.
X. Дипломатическая речь относится к  ________  красноречию.
социально-политическому.
академическому.
судебному.
социально-бытовому.
Тема 3.2. Логические основы красноречия
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): 10 – 9 баллов
Оценка «4» (хорошо): 8 – 7 баллов
Оценка «3» (удовлетворительно): 6 – 5 баллов
Оценка «2» (неудовлетворительно): менее 4 баллов
Время выполнения - 45 минут
Тест
Тезис – это…
главное положение, которое подлежит обоснованию.
намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность.
приемы изложения материала от общего к частному.
способ воздействия на слушателей с целью привлечения внимания к     тому или иному предмету, явлению.
Логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов   –  это…
доказательство.
манипулирование.
убеждение.
демонстрация.
Логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком – это…
аргументация.
нормативность.
речевая деятельность.
дедукция.
Индуктивные доказательства…
строятся на переходе от общего суждения к частному.
построены на переходе от частных суждений к общим.
должны быть подкреплены ссылкой на достоверные источники.
наслаиваются на те, которые уже есть.
Структура аргументации включает…
спор, дискуссию, полемику.
тактики, уловки, софизмы.
тезис, аргументы, демонстрацию.
выводы, доводы.
Нарушение требований, предъявляемых логикой к различным элементам доказательного рассуждения – это…
логический барьер.
пуризм.
императивные нормы.
логические ошибки.
К  логическим  аргументам  не  относится…
аксиомы и постулаты.
статистические данные.
теоретические и эмпирические обобщения и выводы.
доводы от сочувствия.
Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей речи выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется  __________  речи.
выразительностью.
композицией.
инвенцией.
аргументацией.
Аргументация односторонняя – это аргументация, в которой используются…
только аргументы «за» или только аргументы «против».
аргументы и «за», и «против».
вначале наиболее сильные аргументы, затем менее сильные.
вначале менее сильные аргументы, затем наиболее сильные.
Если в Вашем рассуждении каждая мысль обосновывается, доказывается, Вы мыслите в соответствии с…
законом исключенного третьего.
законом достаточного основания.
законом тождества.
законом непротиворечия.
Тема 3.3. Физиологические особенности публичного выступления
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): 15– 13 баллов
Оценка «4» (хорошо): 12 – 10 баллов
Оценка «3» (удовлетворительно): 9 – 7 баллов
Оценка «2» (неудовлетворительно): менее 6 баллов
Время выполнения - 45 минут
Тест
1. Какие из перечисленных характеристик голоса могут подорвать авторитет оратора?
А. монотонность Г. проглатывание отдельных звуков
Б. громкость Д. гнусавость
В. бормотание Е. тембр
2. Координированная работа дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении орфоэпических норм это..
А. публичное выступление В. техника речи
Б. составные части речевого аппарата Г. культура речи
3. Органы дыхания, голосообразования, артикуляционной системы обеспечивают работу…
А. голоса В. звучности голоса
Б. речевого аппарата Г. правильного речевого дыхания
4. Какие из перечисленных органов являются органами артикуляционной системы?
А. язык, губы, гортань В. зубы, язык, нижняя челюсть
Б. легкие, полость носа и рта Г. диафрагма, губы, язык, зубы, мягкое нёбо
5. Дикция – это …
А. дыхание с энергичным вдохом и длительным равномерным выдохом
Б. громкость, выразительность, тембр
В. отчётливое произношение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний
Г. ритмико-мелодическое и логическое членение речи
6. В каких ситуациях возникают пустые паузы?
А. когда актёр забыл сценарий В. речь необразованного человека
Б. ученик, который не выучил урок Г. дебаты
7. Какой вид паузы использует А.П.Чехов в данном отрывке из пьесы «Чайка»?
Треплев. Довольно! Занавес! Подавай занавес! (топнув ногой) Занавес!
( Занавес опускается)
Виноват! Я выпустил из вида, что писать пьесы и играть на сцене могут только немногие избранные. Я нарушил монополию! Мне… я… (Хочет ещё что-то сказать, но машет рукой и уходит влево).

А. хезитации В. экспрессивно-эмоциональная
Б. психологическая Г. логическая
8. Влияет ли пауза на основную мысль речи?
А. да Б. нет В. иногда
9. Какие виды паузы могут быть использованы в данном стихотворении?
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
( А. С. Пушкин. Полтава.)
А. интонационно-синтаксическая Г. пустая
Б. эмоционально-экспрессивная Д. пауза обдумывания
В. логическая Е. психологическая
Ключ:
А, В, Г, Д
В
А
В
В
А, Б, В
А
А
А, В
Тема 3.6. Эффективность публичного выступления
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): 8 – 7 баллов
Оценка «4» (хорошо): 6 – 5 баллов
Оценка «3» (удовлетворительно): 4 – 3 балла
Оценка «2» (неудовлетворительно): менее 2 баллов
Время выполнения - 45 минут
Тест
I вариант
Задание № 1. Какие утверждения правильные?
В разнородной аудитории можно обсуждать несколько вопросов.
В большой аудитории надо выступать эмоциональнее, чем в малой.
В большой аудитории надо рассматривать только один вопрос.
В малой аудитории в равной мере эффективны и индуктивная, и дедуктивная подача материала.
В хорошо подготовленной аудитории темп речи должен быть высоким.
В хорошо подготовленной аудитории надо быть эмоциональным.
В малоподготовленной аудитории надо быть неэмоциональным.
В малоподготовленной аудитории эмоциональные аргументы эффективнее логических.
Для гуманитариев эффективна индуктивная подача материала.
Для представителей точных и естественных наук эффективна индуктивная подача материала.
Работающие в отличие от учащихся ценят в публичном выступлении краткость и чёткое выделение главного.
В благожелательной аудитории эффективна нисходящая аргументация.
В благожелательной аудитории выводы надо формулировать эксплицитно.
В равнодушной аудитории нужно чаще обращаться к отдельным слушателям.
В равнодушной аудитории надо говорить с повышенной эмоциональностью.
II вариант
Задание № 1. Какие утверждения правильные?
В негативной аудитории эффективна односторонняя аргументация.
В негативной аудитории эффективна восходящая аргументация.
В негативной аудитории защищаемый тезис надо сформулировать во вступлении.
В женской аудитории можно рассматривать несколько проблем в одном выступлении.
В мужской аудитории нецелесообразно делать словесный вывод.
Для мужской аудитории структура выступления не должна быть заметной.
В мужской аудитории эффективно перечисление.
В молодёжной аудитории темп речи должен быть быстрым.
Для молодёжной аудитории неинтересны личные оценки оратора.
Для молодёжи не надо формулировать выводы в эксплицитной форме.
В детской аудитории надо рассматривать только один вопрос.
В детской аудитории надо чаще хвалить отдельных слушателей.
В аудитории старшего возраста надо говорить эмоционально.
В аудитории старшего возраста надо апеллировать к истории.
В женской аудитории необходимо широко использовать наглядность.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
1 вариант: 2, 3, 5, 8, 9, 11, 14, 15.
2 вариант: 2, 5, 7, 8, 11, 12, 14,15.
Раздел 4. Деятельность оратора во время выступления
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): 10 – 9 баллов
Оценка «4» (хорошо): 8 – 7 баллов
Оценка «3» (удовлетворительно): 6 – 5 баллов
Оценка «2» (неудовлетворительно): менее 4 баллов
Время выполнения - 45 минут
Тест
I.В публичном выступлении не допускается использование…
крылатых слов.
разговорной лексики.
просторечных слов.
заимствованных слов.
II. Убеждающая речь должна…
содержать не более одного аргумента.
содержать общенаучные слова и термины.
апеллировать (обращаться) к чувствам слушателей и воздействовать на систему их убеждений.
выражать абстрактную мысль.
III.В деловом общении нарушается закон ориентации речи на адресата, если партнер …
неоправданно использует термины
учитывает возраст, образовательный уровень
заранее продумывает ключевые вопросы
говорит ясно, точно, доступно
IV. Для агитирующего (указующего) типа речи важно умение…
приводить аргументы.
делать правильные умозаключения.
обсуждать факты, разъяснять выдвинутые положения.
оказывать психологическое давление.
V. К основным качествам публичной речи не относится…
массовость.
эмоциональность.
строгость изложения.
доступность.
VI. Отношение оратора к аудитории должно определяться …
многократным возвращением к недосказанному.
хорошим информационным обеспечением и речевым оформлением.
не выраженным личностным «Я» в тексте.
обилием малозначимых фактов, сведений, примеров.
VII. Мешает установлению контакта с аудиторией при публичном выступлении…
учет особенностей аудитории.
затянутое вступление.
уверенность оратора.
авторитет личности оратора.
VIII. Под коммуникативным равновесием в риторике понимают…
отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве.
знание законов общения.
достижение говорящим поставленной цели.
трудности в общении, возникающие как у выступающего, так и у слушателей.
IX. Заканчивая вступление, не следует…
заострять проблему, чтобы усилить впечатление от речи.
благодарить за внимание.
повторять основные этапы развития темы с тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям.
извиняться («Я вижу, что несколько утомил вас»).
Укажите, в каком ряду оба утверждения являются правильными:
А) Первая фраза выступления должна быть подготовлена заранее.Б) Первая фраза выступления должна быть импровизационной.В) Оратор должен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все рассказывать этому слушателю. Г) Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.               1. А, В               2. А, Г               3. Б, В               4. А, Б

3. Материалы для дифференцированного зачета
Форма проведения зачета: тест с использованием нескольких видов заданий.
1 вид – альтернативные вопросы, где необходимо выбрать только один правильный ответ (да – нет, увеличивается – уменьшается, согласен – не согласен);
2 вид – задания на различия, вам будет предложено 4-6 ответов на вопрос, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных ответов (в зависимости от задания);
3 вид – задания на соотнесение, например, подбери пару к словам первого столбика из слов второго столбика. Таких пар вам будет предложено не менее четырёх;
4 вид – задания на установление последовательности. Вам необходимо прочитать ответы на вопрос и восстановить последовательность (алгоритм действия);
5 вид – задания на классификацию, например, разделить по группам предложенные слова, термины.
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично): знание от 100 до 90 % материала, то есть в результате выполнения контрольного теста вы должны набрать 40 – 37 баллов.
Оценка «4» (хорошо): ставится за знание 80 % материала, это означает, что в вашей работе должно содержаться следующее количество баллов – 36 – 33.
Оценка «3» (удовлетворительно): за знание не менее 70 % материала, о чём говорят набранные вами 31– 28 баллов.
Оценка «2» (неудовлетворительно): за очень слабое знание по дисциплине - 60 % материала, а это – 27 – 24 набранных балла.
Задания для проведения зачета
I вариант
1. Воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих её (речь) невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели – это…
а) риторика в) речевое воздействие
б) межличностное общение г) ораторское мастерство
2. В каком виде деятельности риторика Древнего Мира получила наибольшее распространение?
а) судебная практика в) торговля
б) политика г) быт
3. Кто считал, что «красноречие – это дар, <…> способность втолковывать или внушить <…>, что нам угодно»?
а) Френсис Бэкон в) В.Э.Мейерхольд
б) Жан Лабрюйер г) Дейл Карнеги
4. Что из ниже перечисленного относится к видам выступления по форме?
а) доклад в) выступление е) убеждающее
б) реклама г) развлекательное ж) беседа
5. Какая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по какому-либо вопросу?
а) убеждающая в) доклад
б) реклама г) протокольно-этикетная
6. Какой вид паузы описан в рассказе «Певцы» И. С. Тургенева?
«Он [Яшка-Турка] пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрылась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня…<…> Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчанием <…> победа была его…»
а) психологическая в) экспрессивно-эмоциональная
б) интонационная г) пустая
7. Какой раздел науки об ораторском искусстве ставит своей целью научить оратора владеть своим голосом?
а) культура речи в) орфоэпия
б) техника речи г) красноречие
8. Какие из перечисленных жанров относятся к убеждающему выступлению?
а) реклама
б) речь политиков с изложением своей программы
в) воодушевляющее выступление
г) аннотация
9. Публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения – это…
а) дискуссия в) полемика
б) дебаты г) диспут
10. К какому виду выступлений можно отнести следующий отрывок из речи оратора?
«Дорогие ребята! Сегодня я хочу представить вам Николая Михайловича! Он известный музыкант, работает в нашем театре. Он уже не раз выступал у нас, и сегодня мы вновь его пригласили<…>
А теперь позвольте предоставить слово нашему гостю. Пожалуйста, Николай Михайлович!»
а) развлекательное в) протокольно-этикетное
б) выступление г) представление гостя
11. К композиционным средствам активизации внимания относятся…
а) закон «края»
б) экспрессивное заключение
в) выделение основных моментов
г) контрастное сопоставление аргументов
д) психологические паузы
е) вопросно-ответный ход рассуждения
12. Вступительная часть любой публичной речи имеет своей целью…
а) сообщить информацию г) вызвать интерес
б) установить взаимопонимание д) подготовить к восприятию
в) убедить аудиторию е) побудить к действиям
13. Какой способ изложения аргументов эффективен в негативно настроенной аудитории?
а) односторонняя аргументация в) двусторонняя аргументация
б) нисходящая аргументация г) восходящая аргументация
14. Какой способ речевого воздействия представлен в следующей ситуации?
«Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так…»
а) просьба г) убеждение
б) внушение д) уговаривание
в) доказывание е) принуждение
15. Что относится к вербальным способам воздействия на аудиторию?
а) звуки в) поза д) голос
б) жесты г) паузы е) мимика
16. К жестикуляции оратора предъявляются следующие требования…
а) естественность г) не теребить одежду
б) однообразность д) не делать резких движений
в) шевелите открыто пальцами е) не прерывайте жесты
17. О какой аудитории идёт речь: «Школьники – десятиклассники на встрече со студентами университета»?
а) представители точных наук г) молодёжная
б) ригидная д) благожелательная
в) разнородная е) гуманитарии
18. Какие вопросы может задать себе оратор, оценивая свою речь?
а) Всё ли сказал?
б) Интересно ли изложена тема?
в) Оригинален ли стиль изложения?
г) Удалось ли завоевать внимание слушателей?
д) Подчеркнул ли в заключении главное?
е) Есть ли драматизм в изложении?
19. Отметьте нарушения орфоэпических норм.
а) [тэ]рмос г) политиленовый
б) ску[шн]о д) перетурбация
в) обра[с’ш’]ик е) запасный
20. Соотнесите различные высказывания с приёмами привлечения внимания:
1. Нужна ли нам частная собственность? а) Возбуждение любопытства
2. Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплёт, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берёт её в руки… Вместе с тем в ней нет ни слова правды… б) Риторический вопрос
3. Знаете ли вы, что рабство существует в семнадцати странах мира? – Как? В каких? в) Демонстрация предмета


II вариант
1. Наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с цель оказания желаемого воздействия на аудиторию – это…
а) риторика в) речевое воздействие
б) межличностное общение г) ораторское мастерство
2. Как звали древнеримского теоретика красноречия, автора следующих книг «Об ораторе», «Брут», «Оратор»?
а) Горгий б) Цицерон в) Филипп г) Сократ
3. В какие годы 20 века отмечается новый всплеск интереса к риторике?
а) 1917 г. б) 60 – 70-е гг. в) 50-е гг. г) 70 – 80-е гг.
4. Что из ниже перечисленного относится к видам выступления по цели?
а) доклад в) выступление е) убеждающее
б) реклама г) развлекательное ж) информационное
5. Какая речь имеет своей целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета?
а) убеждающая в) доклад
б) реклама г) протокольно-этикетная
6. Какой вид паузы использует А.П.Чехов в данном отрывке из пьесы «Чайка»?
Треплев. Довольно! Занавес! Подавай занавес! (топнув ногой) Занавес! ( Занавес опускается)
Виноват! Я выпустил из вида, что писать пьесы и играть на сцене могут только немногие избранные. Я нарушил монополию! Мне… я… (Хочет ещё что-то сказать, но машет рукой и уходит влево).
а) хезитации в) экспрессивно-эмоциональная
б) психологическая г) логическая
7. Какой раздел науки об ораторском искусстве ставит своей целью научить оратора «говорить правильно» и «говорить хорошо»?
а) культура речи в) орфоэпия
б) техника речи г) красноречие
8. Какие из перечисленных жанров относятся к информационному выступлению?
а) аннотация в) устный ответ
б) дискуссия г) реклама
9. Публичное выступление целью, которого является создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах – это…
а) воодушевляющее выступление
б) протокольно-этикетное
в) похвальное слово
г) собственно убеждающее выступление
10. К какому виду выступлений можно отнести следующий отрывок из речи оратора?
«Итак, завтра мы играем со «Спартаком». Это важнейший для нас матч, от которого во многом будет зависеть турнирная судьба нашей команды. «Спартаку» надо стать чемпионом, нам – остаться в высшей лиге. «Спартак» - грозная команда, действующий чемпион и лидер первенства, Но разве это даёт нам сегодня повод её бояться <…>
Мы все патриоты нашего города и нашей любимой команды. Наша поддержка вам обеспечена. Порадуйте и вы нас! Дело за вами! Мы любим вас и надеемся на вас!»
а) убеждающее в) протокольно-этикетное
б) воодушевляющее г) похвальное слово
11. К речевым средствам активизации внимания относятся…
а) драматизация речи
б) прерывистое развёртывание тезиса
в) интонационная выразительность
г) использование экспрессивной лексики
д) рассмотрение проблемных ситуаций
е) полемический характер изложения
12. Заключительная часть любой публичной речи имеет своей целью…
а) овладеть вниманием аудитории г) суммировать сказанное
б) усилить интерес к предмету речи д) обосновать своё мнение
в) закрепить впечатление от речи е) сообщить информацию
13. Для молодёжной аудитории…
а) не надо формулировать выводы в эксплицитной форме
б) темп речи должен быть быстрым
в) неинтересны личные оценки оратора
14. Какой способ речевого воздействия представлен в следующей ситуации?
«Ну пожалуйста… ну сделай это для меня… ну что тебе стоит… я буду очень тебе благодарен… я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь… ну что тебе стоит… ну пожалуйста… ну очень прошу…»
а) просьба г) убеждение
б) внушение д) уговаривание
в) доказывание е) клянченье
15. Что относится к невербальным способам воздействия на аудиторию?
а) звуки в) поза д) голос
б) жесты г) паузы е) мимика
16. К интонации оратора предъявляются следующие требования…
а) монотонность г) соответствие речи
б) изменяйте силу голоса д) говорите всегда очень громко
в) естественность е) не высказывайтесь энергично
17. О какой аудитории идёт речь: «Предприниматели среднего возраста, торгующие компьютерной техникой, на встрече с разработчиками новой техники ведущей компьютерной фирмы»?
а) работающие г) детская
б) однородная д) мужская
в) благожелательная е) понимающие тему и предмет
18. Какие вопросы можно задать, оценивая речь оратора?
а) Всё ли сказал?
б) Интересно ли изложена тема?
в) Оригинален ли стиль изложения?
г) Удалось ли завоевать внимание слушателей?
д) Подчеркнул ли в заключении главное?
е) Есть ли драматизм в изложении?
19. Отметьте нарушения орфоэпических норм.
а) резетка г) ску[чн]о
б) ос[э]тр д) дуршлаг
в) инцидент е) [в’]ес[тэ]рн
20. Соотнесите различные высказывания с приёмами привлечения внимания:
1. У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал… а) Обращение к событию, времени и месту
2. Мы собрались сегодня в аудитории, в которой… Вот висит портрет Толстого… Сегодня годовщина… Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору… б) Рассказ о личном опыте
3. Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора… в) Цитирование
Ключ:
1 вариант
в 11. б, г, е
б 12. б, г, д
б 13. г
а, в, ж 14. г
а 15. а, г, д
в 16. а, г, д
б 17. в, г, д
а, б, в 18. а, г, д
б 19. в, г, д
в 20. 1 – б, 2 – в, 3 - а

2 вариант
а 11. а, в, г
б 12. б, в, г
г 13. б
г, е, ж 14. д
г 15. б, в, е
а 16. б, в, г
а 17. а, в, е
а, в, г 18. б, в, е
а 19. б, в, е
а 20. 1 – в, 2 – а, 3 - б