СТАТЬЯ на тему: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ

Заболотнева Н.В. (г. Волгоград)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ
Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА.

Современные тенденции развития общества предъявляют особые требования к формированию активной, творческой, созидающей личности. В связи с этим, одной из приоритетных задач гуманизации образовательного процесса является ориентация на развитие личностных функций (В.В. Сериков) учащихся, задающих основные направления становления субъектности полноценной личности.
Стать субъектом собственной жизнедеятельности, автором своего бытия означает осознать себя целостным существом, имеющим свои ценностные ориентации, смысловые установки, понимающим собственную значимость для других людей и свою причастность к социуму, обладающим способностью и потребностью в инициативной, критически-инновационной рефлексии, умеющим организовать собственную деятельность и общение, нести ответственность за полученные результаты. Необходимо не только присваивать мир духовной и материальной культуры, но и преобразовывать, производить, созидать его. Уметь определять безопасную для жизни систему взаимодействий с природной и социальной средой, обладать внутренней свободой и независимостью, занимать активную позицию во всех ситуациях от традиционных до принципиально новых. Иметь стремление к "само" - самовоспитанию, самообразованию, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию, самоактуализации, самодетерминации (Н.К. Сергеев).
Исходя из этого, особый интерес для педагогической науки представляет вопрос о сущностном личностном образовании, способном быть регулятором сознательного поведения ребенка, универсальным инструментом, посредством которого можно формировать субъектность учащихся в учебной деятельности.
Таким феноменом является Я-концепция личности, которая, являясь целостной системой представлений человека о самом себе, сопряженных с самооценкой, обладает особенностью сохранять, защищать самою себя от разрушающих воздействий и активно участвует во всех преобразующих человека актах и процессах.
Поскольку Я-концепция есть система, то изменение любого ее компонента приводит к изменению ее целостности, что чрезвычайно плодотворно для педагогической практики, т.к. работая с одним или несколькими компонентами можно позитивно влиять на всю Я-концепцию, самочувствие и процесс развития личности целом.
Традиционный подход к обучению, фиксируя в основном свое внимание на опосредованном через содержание воздействии преподавателя на учащихся, как правило, полностью игнорирует Я-концепции участников образовательного процесса, хотя ее значение в структуре личности, особенно развивающейся, трудно переоценить.
Я-концепция выполняет следующие важнейшие функции: целеобразующую, смыслотворческую, аксеологическую, мотивирующую, рефлексивную, резистентную, коммуникативную, приобщающую, адаптирующую, контролирующую, воспрещающую, регулирующую, развивающую, гармонизирующую и другие.
Я-концепция помогает человеку адаптироваться в новых жизненных условиях, создает у него ощущение своей постоянной определенности, самотождественности, позволяет определить, что думает о себе индивид в данный момент, как он смотрит на свои возможности развития в будущем, какие ставит цели и что за способы их достижения выбирает.
Таким образом, Я-концепция - ядро личности, сложноструктурное образование, которое играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности; определяет инструкцию приобретенного опыта; является источником ожиданий относительно самого себя, оказывая влияние на выбор им направления своей активности.
Я-концепция – динамическая, относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как, неповторимая система представлений индивида о самом себе, включающая: Я-образ - осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; самооценку - субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов; поведенческую реакцию, проявляющуюся в индивидуальной деятельности. Выделение этих компонентов позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупности установок "на себя".
Я-концепцию отличает сложное, уровневое строение. Р. Бернс представляет ее в виде иерархической структуры, вершиной которой является глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания, имеющих модальности: "Я - реальное"; "Я зеркальное"; "Я – идеальное"; "Я – динамическое"; "Я – фантастическое"; "Я - предпочитаемое"; "Я - избегаемое"; "Я - маска". Каждая из модальностей включает физический, социальный, умственный, эмоциональный аспект.
По мнению Д. Майерса Я-концепция является совокупностью отдельных Я - структур, каждая из которых отражает представление человека о себе, в каком - либо качестве: "Я-как сын", "Я-как спортсмен", "Я-как ученик", "Я-как товарищ", "Я-как брат", "Я-как гражданин", "Я-как человек" и т.д.
Педагогу, стремящемуся понять ребенка, поддержать в нем становление позитивных представлений о себе, важно знать, что является источником, и какие факторы влияют на развитие Я-концепции.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, особо важными из которых являются контакты со значимыми другими. Особую остроту эта проблема приобретает в подростковом возрасте, который относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.
Именно в этот период происходит активное изменение Я-образа, развитие всех видов самооценок, различных модальностей Я-концепции и составляющих Я-структур. "Формирование самосознания составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста" (Л.С. Выготский).
Главным ориентиром для развития Я-концепции является "Я" другого человека. "Включение человека в коммуникативную сферу примечательно тем, что он должен постоянно обращаться к самому себе. Преобразовательная направленность в отношении к себе - основная линия в развивающейся коммуникации любого учащегося" (Ф. К. Савина).
Для подростка это наиболее важно, поскольку ведущей его деятельностью, являющейся основой формирования личностных новообразований в этом возрасте, становится именно общение, взаимодействие со сверстниками в процессе различных видов осуществляемой им деятельности, в ходе которых он "смотрится как в зеркало в другого человека" (К. Маркс), тем самым выясняет, уточняет, корректирует образы своего "Я", что способствует появлению интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям, приобщению к миру взрослых.
При отсутствии же условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям, различным формам девиантного (отклоняющегося) поведения.
Таким образом, подростки являются группой риска, и, работая с ними необходимо "считаться не только с объективными индивидуальными различиями, но и с субъективным миром формирующейся личности, самооценкой, Я-концепцией. заботиться о повышении их самоуважения и чувства собственного достоинства, видеть психологические трудности и противоречия взросления и тактично помогать их разрешению" (И.С. Кон). Поэтому задача современной школы - предоставить подросткам возможность для полноценного позитивного саморазвития и самореализации.
Анализ педагогических фактов и опыта позволяет утверждать, что для становления Я-концепции подростка необходимо: развитие интеллектуального мышления; становление ценностно-смысловой сферы; освоение основных субъектных действий; возможность овладения рефлексией, самоанализом; возможность осуществлять работу в автономном режиме; накопление опыта межличностного взаимодействия; необходимость принимать решения в разновариантных ситуациях выбора; актуализацию и реализацию творческих способностей; расширение диапазона фактически доступных или нормативно обязательных ролей; усвоение различных типов ролевого поведения.
Только в условиях целостного процесса целенаправленно организованной совместной учебной деятельности, совмещенного с внутренней потребностью подростка в общении, активной обращенностью его к взаимодействию со сверстниками, реально развитие ядра личности - позитивной глобальной Я-концепции.
15