Технологическая карта открытого урока по математике Объём прямоугольного параллелепипеда в 5 классе

Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Составила: учитель ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Федюнина Наталья Вячеславовна
Предмет: математика
Тема урока: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Цели: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков, развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия и аккуратности.
Планируемые результаты:
- предметные: распознаёт на чертежах и моделях геометрические фигуры (параллелепипед, квадрат, куб, прямоугольник); изображает фигуры на плоскости; вычисляет площади и объёмы фигур; использует буквенную символику для записи формул; вычисляет по формулам; переходит от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи
- метапредметные: обобщает, устанавливает аналогии, видит математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; понимает сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, уметь обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- личностные: определяет практическую значимость урока, умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Форма проведения занятия: урок-исследование.
Технология: исследовательского обучения.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная).
Межпредметные связи: геометрия, черчение.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентация,
- чертёжные принадлежности,
- раздаточный материал.



№ п/п
Этап урока
Продолжительность этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый образовательный результат

1.
Организационный этап
1
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Мы с наслаждением познаём математику Она восхищает нас, как цветок лотоса. (Аристотель)

Включаются в деловой ритм урока. Слушают речь учителя, психологический настрой на продук-тивную работу.

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

2.
Актуализация знаний
5
Устный счет.
К уроку я подготовила элементы геометрической фигуры, которые нужно склеить. Как вы думаете, модель какой фигуры у вас получится? (прямоугольный параллелепипед и куб) Предлагаю вам рассмотреть эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить на вопросы.
Обучающиеся отвечают, устно решая примеры.
Ученики отвечают, что может получится куб или прямоугольный параллелепипед.
Обучающиеся отвечают на вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда:
1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 2) Что можно сказать о его противоположных гранях?
3) Какие измерения есть у параллелепипеда? 4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 5) Из каких фигур состоит поверхность куба? 6) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?
формирование умения строить математические модели,
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция.

3.

Самостоятельная работа по карточкам
2
Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:
1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.
2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.
3. У куба все грани являются квадратами.
4. У параллелепипеда 8 ребер.
5. У куба все ребра равны.
6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.
Обучающиеся напротив вопросов ставят + или –

+

-

+

-
+

+
Коррекция знаний обучающихся
Самопроверка знаний

4.
Практическая работа №1
10
1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.
2. Вычисли площадь каждой грани модели.
3. Вычислите площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда.
4. Сделайте вывод.
Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие вычисления и выводы.
Знаково символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).




1. Измерь ребро куба.
2. Вычисли площадь каждой грани модели.
4. Вычислите площадь всей поверхности вашего куба.
5. Сделайте вывод.



5.
Физкультминутка
1
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Рисуй глазами треугольник.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

6.
Постановка проблемы
12
Слайд «Эвристическая беседа»
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:
Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
Надо знать сколько обучающихся в классе.
Сколько воздуха находится в классной комнате?
И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера



Гипотеза


Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.


Решение задачи №1 у доски


Один обучающийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях и делают вывод.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

7.
Контроль усвоения, Практическая работа №2
5
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, решение задач №2 и №3 по нахождению объема моделей куба и прямоугольного параллелепипед
Работают в парах над поставленными задачами. Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба. Учащиеся анализируют свою работу, обсуждают правильность решения задач.
формирование позитивной самооценки
умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8.
Домащнее задание
1
Учитель комментирует домашнее задание, записанное на слайде

Обучающиеся записывают задание в дневники
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

9.
Рефлексия (подведение итогов урока)
2
Подводит итоги работы групп и класса в целом. Выставление и комментирование оценок за урок
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
Оценивание собственной деятельности на уроке
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


10.
Логическое завершение урока
1
Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке Окончен урок. Благодарю за вниманье.
Психологический настрой на подведение итогов урока
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.



Самоанализ урока математики в 5 классе по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда».
   В данном классе я работаю четвертый месяц. В классе 27 человек, из них 1 человек на индивидуальном обучении.
   Тип урока: урок открытия новых знаний.
   Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков, развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия и аккуратности
Задачи урока через планируемые результаты.
   ЛИЧНОСТНЫЕ. Формировать у обучающихся положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу. Формировать объективную самооценку и взаимооценку. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
   ПРЕДМЕТНЫЕ. Знать и уметь называть элементы параллелепипеда и куба; вычислять площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда и куба. Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.
  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. 
Регулятивные. Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку одноклассниками своей работы, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Коммуникативные. Обучающиеся учатся договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости. Обучающиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения учебных задач. Выявлять, идентифицировать проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные. Обучающиеся учатся осуществлять поиск нужной информации в учебном пособии; понимать знаки, символы, уметь их применять; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Работа обучающихся на уроке. Необычное задание вовлекло обучающихся в творческую, мотивированную деятельность, где они увидели необычное в привычном. Все обучающиеся с разным уровнем подготовки работали активно на протяжении всего урока. Каждый выполнял задания с интересом и желанием.
Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.
Характер самостоятельных работы обучающихся: репродуктивный (для 1 уровня).
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Заголовок 115