Сценарий урока по математике на тему «Объём прямоугольного параллелепипеда» (5 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ»
694403, Тымовский район, с. Кировское,
ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44
rikovskoe@yandex.ru
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Номинация «Лучший сценарий урока математики в 5-6 классах»

«Объём прямоугольногопараллелепипеда»
Выполнила:
Кильдюшкина Юлианна Сергеевна
учитель математики
с. Кировское
2015г.
Ход урока
Цели урока:
образовательные: создать условия для открытия понятия объёма параллелепипеда; способствовать закреплению формулы объёма, правила перевода одних кубических единиц в другие в процессе решения задач;
развивающие: способствовать развитию пространственного воображения учащихся, формированию познавательного интереса учащихся, умения четко и ясно излагать свои мысли;
воспитательные: прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, необходимости приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Понимание учебной задачи урока, осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, определение цели учебного задания, контроль своих действий в процессе его выполнения, обнаружение и исправление ошибки, оценивание своих достижений; воспитание уважения друг к другу, умения слушать, самостоятельности мышления.
Предметные УУД:
Формирование представлений об основных изучаемых понятиях: объёма, единиц объёма; развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического характера; развитие способности точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, модели параллелепипеда.
Структура учебного занятия
1.Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причин затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности.

Ход занятия
1) Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Урок я хочу начать словами Д. Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». И сегодня нам предстоит сделать маленькие, но очень важные открытия. Желаю вам успехов!»
2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель: Конечно, вы должны подготовиться к новым открытиям. А для этого надо вспомнить, что еще в глубокой древности у людей возникла необходимость в измерении количества различных веществ.
Ребята, а вы знаете, чем раньше пользовались люди для измерения количества веществ?»
Заслушиваются короткие сообщения обучающихся (домашнее задание)

Учитель: «Все это интересно и познавательно. А как вы думаете, как сейчас люди решают этот вопрос?
Перед вами две коробки. Какая из них вместительнее?»

Выслушиваются версии обучающихся (например, можно заполнить одну из коробок песком, а затем проверить, весь ли песок поместится в другой коробке и если весь, то заполнит ли он ее полностью).Учитель: «А в повседневной жизни легко ли пользоваться этим способом?»
Ребята отвечают: «Нет».
Учитель: «А как решить данную задачу?»
Ребята говорят об объеме.
Учитель: «Молодцы! Поздравляю вас с открытием нового понятия – объема.
Какую бы задачу перед собой вы поставили на сегодняшнем уроке?»
Возможный ответ обучающихся: «Научиться находить объем параллелепипеда».
Учитель: «Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?»
Ответ обучающихся: «Объем параллелепипеда».
3) Выявление места и причин затруднения
Учитель: « А как найти объем прямоугольного параллелепипеда?»
Ребята предлагают свое решение проблемы. Учитель просит вспомнить, как измеряли площадь прямоугольника (предполагаемый ответ: «Выбирали единицу измерения площади»).Вводятся единицы измерения объема:
1 м3 = 1000 дм3, 1 дм3 = 1000 см3, 1 см3 = 1000 мм3, 1л = 1 дм3
4)Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: «Вычислим объемы наших коробок в кубических дециметра

На основании оранжевой коробки вдоль ребра, равного 3 дм, уложатся 3 кубика (рис. а). Чтобы выложить кубиками все основание, потребуется 2 таких ряда, т.е. 2*3=6 кубиков (рис. б). Для заполнения всей коробки кубики нужно уложить в 5 слоев, так как ее высота равна 5 дм. Таким образом, объем первой коробки равен 3*2*5 = 30 дм3 (рис. в)
Рассуждая аналогично, находим объем зеленой коробки. Чему он равен?»
Обучающиеся комментируют: «4*3*2 = 24 дм3»
Учитель: «Какая же коробка вместительнее?»
Ответ обучающихся: «Объем оранжевой коробки больше, значит, она вместительнее».
5) Реализация построенного проекта
Учитель: «Обратите внимание, что каждая коробка имеет форму параллелепипеда. И, вычисляя их объемы, мы перемножили измерения этих параллелепипедов. Таким образом, мы пришли к правилу вычисления объема прямоугольного параллелепипеда. Сформулируйте его».
Обучающиеся формулируют правило нахождения объема параллелепипеда.
Учитель просит проверить данное утверждение с формулировкой, данной в учебнике.
Чтобы найти объём прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту.
В тетрадь записывают формулу для нахождения объема параллелепипеда:
V = a * b * c , где a, b, c – измерения параллелепипеда.
Динамическая пауза
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
6) Первичное закрепление
Работа в парах.
На парте по две модели параллелепипеда. Каждый обучающийся находит объем своего параллелепипеда, предварительно измерив длину, ширину и высоту. Данные заносят в тетрадь. Затем меняются тетрадями и моделями, проверяя друг друга.
Двое обучающихся выполняют то же задание у доски с комментариями. Их ответы оцениваются.
7) Кратковременная самостоятельная работа с самопроверкой

2 ученика работают на крыльях доски.
Те, кто работал на месте, обмениваются тетрадями. Проверяют правильность выполнения задания, самооценка. Открывают крылья доски. (Выставить оценки работающим у доски)
8) Включение нового знания в систему знаний и повторение
Обучающимся предлагается выполнить следующие задания.
№ 819 (устно, с комментариями)
Из кубиков с ребром 1 см составлены фигуры (рис. 87). Найдите объёмы и площади поверхностей этих фигур.

Следующее задание с применением интерактивной доски.

Двое обучающихся выполняют задание у доски с комментариями. Их ответы оцениваются.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель: «Домашнее задание: пункт 41, № 701,№705.
Задание творческого характера: подготовьте сообщение о применении новых знаний в повседневной жизни (по желанию)».
Учитель: « А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы:
Узнали …
Закрепили…
Где можно применять новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем надо еще поработать?
Урок закончен. Всем спасибо.