Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская Самоделкина»


Управление образования администрации города Бузулука
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Бузулука
«Центр детского творчества «Радуга»
Утверждено на заседании
МС МБУДО «ЦДТ «Радуга»
Протокол №____
от «____» ________20___ г.
Директор ЦДТ «Радуга»
___________ О.А. Сибрина«Мастерская Самоделкина»
Дополнительная общеобразовательная программа
Направленность программы: техническая
Срок реализации: 3года
Возраст детей: 7-14 лет
Автор-составитель:
Ниценко Ирина Константиновна
педагог дополнительного образования
Бузулук, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………… 3
Учебно-тематический план……………………………………………..…9
Содержание изучаемого курса…………………………………………13
Методическое обеспечение образовательной программы……………23
Список литературы для педагога и обучающихся……………………30
Пояснительная записка
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. Вопрос о развитии творческих способностей обучающихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у детей значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Одним из факторов, оказывающих влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно-прикладным искусством.
Программа дополнительного образования «Мастерская Самоделкина» имеет техническую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся, имеет общекультурный уровень её освоения, предусматривает развитие у обучающихся художественно–конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Данная программа решает проблему творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе, что обуславливает ее актуальность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена запросом детей и их родителей на этот вид деятельности, наличием материально-технической и методической базы в клубе по месту жительства «Романтик» и отсутствием данной образовательной услуги в других учреждениях культуры и образования данного микрорайона города Бузулука.
Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Общеобразовательная программа «Мастерская Самоделкина» объединяет занятия по нескольким видам декоративного творчества, наиболее востребованным в наши дни.
Связь данной программы с уже существующими по данному направлению деятельности заключается в том, что в неё включены и объединены основы некоторых видов декоративно прикладного творчества присутствующих в других общеобразовательных программах.
Ключевые понятия, которыми оперирует автор.
Творческая деятельность открывает перед педагогом огромные возможности для развития человека в целом (эстетически, морально, культурно) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения. Общеобразовательная программа «Мастерская Самоделкина» реализуется с целью формирования и развития творческих способностей, как способа самореализации, раскрытия природных задатков обучающихся.
Акварель – краски на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные этими красками.
Ансамбль – взаимосвязь, взаимная согласованность, гармоническое единство частей, каждая из которых представляет собой законченное целое.
Аппликация (от латинского слова «application» - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Техника выполнения аппликации успешно осваивается учащимися любого возраста благодаря простоте приёмов работы и доступности используемых материалов, а разнообразие в изготовлении ярких декоративных композиций позволяет заинтересовать, несомненно, любого ребёнка. Предмет «аппликация» способствует творческому самовыражению, понимания чувства цвета и пропорций, эстетическому развитию. Развиваются воображение, нестандартное мышление, речь, наблюдательность, мелкая моторика рук, развиваются коммуникативные способности и навыки контроля поведения, формирование положительной оценки, уверенности в себе. Воспитываются нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Архитектура – зодчество, искусство проектировать и строить.
Бумага – материал для письма, графических и живописных работ, художественных и бытовых изделий.
Бумагопластика – это искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трёхмерных скульптур.
Гуашь – непрозрачная (корпусная, кроющая) краска, которая разводится водой.
Декоративное искусство – один из видов пластических искусств.
Изонить – это графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, шёлковые и другие. Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Занятия нитяной графикой даёт:
понятие о разных углах: величине, длине сторон, об окружности, упражняются в количественном и порядковом счете; закрепляют знание направлений: вверху, внизу, слева, справа; дает понятие о середине, центре, вершине, крае; развивает цветовое восприятие: понятия о холодных и теплых тонах, научит подбирать цвет к фону, научит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;
развивает абстрактное мышление;
научит детей владеть иголкой, шилом, ниткой; научит работать с трафаретом;
развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
познакомит с новым видом художественной деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
развивает активный и пассивный словарь детей; развивает объяснительную и доказательную речь.
Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.
Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Коллаж – творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами – тушью, акварелью и т.д.
Объёмная аппликация – крепление изображения предметов на фон здесь производится только частью плоскости.
Оригами – вид декоративно – прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги, сложившееся в Японии.
Скрапбукинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, а также в создании открыток. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй. С помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Скрапбукинг настолько многогранен, что позволяет создавать рукотворные изделия любой сложности – от поздравительной открытки до фотоальбома, украшенного эксклюзивным декором. Занятие скрапбукингом даёт безграничные возможности проявить себя с творческой стороны. Здесь можно использовать и другие виды творчества: рисование, вязание, вышивку, лоскутное шитьё, бисероплетение и т.д. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
Торцевание – изготовление аппликации из сжатых в виде конуса кусочков бумаги (гофрированная, салфетка).
Мягкая игрушка – это игрушка, созданная вручную из искусственного меха, ткани и набивного материала. Это вид творчества интересное и увлекательное одинаково для взрослых и детей. Для ребёнка игрушка – это неизменный спутник, его друг. Она знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства. Родившаяся в руках ребёнка игрушка – самоделка, становится особенно любимой и дорогой. Это результат не только труда, но и творчества.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Этапы реализации образовательной программы.
Для эффективной реализации программного материала необходимо выполнение следующих условий:
1.Наличие обустроенного помещения для проведения занятий.
2.Наличие наглядных пособий, демонстрационного материала.
3.Использование новейших информационных технологий, методической литературы.
4.Учет возрастных особенностей и творческий подход к темам.
5.Взаимодействие с родителями, социальными партнерами, образовательными учреждениями.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
Программа реализуется на базе клуба по месту жительства «Романтик», но может быть использована полностью или частично педагогами детских дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Предлагаемая программа предназначена для обучения детей 7-14 лет.
Условия набора в объединение: состав группы формируется на добровольной основе на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих. Обучающиеся зачисляются в учебную группу при отсутствии медицинских противопоказаний.
Формы и режим занятий.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 3года.
В год – 144 часа.
В неделю- 4 часа.
Формы занятий:
•индивидуальная;
•работа в парах;
•групповая;
•коллективная.
Новизна данной образовательной программы заключается в использовании проектных технологий в проведении занятий и формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Цель данной программы: развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно–прикладного искусства;
- формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
- формирование умения навыка проектной деятельности.
Развивающие:
- развитие стремления к творческой самореализации;
-развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности;
- развитие личностного самообразования, активности, самостоятельности;
Воспитательные:
-воспитание интереса и бережного отношения к произведениям творчества;
-воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
-воспитание в детях любви к своей родине, к традициям.
Прогнозируемые результаты.
В процессе обучения дети:
-получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- получат знания о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
-овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий.
В результате обучения должны знать:
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих видов контроля:
- входящего: проводится в начале обучения по программе;
-текущего: планируется творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей;
- итогового: выставка творческих работ, участие в отчетной выставке.
Оценка результатов деятельности
Формы выявления результатов: постоянно действующая выставка, творческие конкурсы, отчетная выставка,  конкурсы, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов деятельности детей, анкетирование, тестирование, зачёт, взаимозачёт.Формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, анкеты, тестирование.
Формы предъявления результатов: выставки, конкурсы, фестивали, демонстрация моделей, готовые изделия, защита творческих проектов выпускников. В современных условиях важно осознать и принять принципиальную педагогическую установку - каждый ребенок может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего труда.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе, дети могут усваивать материал на разных уровнях.
Критерии оценки
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
•соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
•широта кругозора;
•свобода восприятия теоретической информации;
•развитость практических навыков работы с дополнительной литературой по декоративно-прикладному искусству;
•свобода использования различных материалов в одной композиции.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
•соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
•свобода владения оборудованием и инструментами;
•качество выполнения практических заданий;
•технологичность практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
•культура организации практической деятельности;
•культура поведения;
•аккуратность и ответственность при работе.
В данной программе предусмотрены три уровня результативности усвоения: высокий, средний и низкий.
Уровни результативности освоения программы
Высокий уровень: свободное восприятие теоретического материала;
свободное использование различных материалов в одной композиции.
свободное владение оборудованием и инструментами;
самостоятельное качественное выполнение практических заданий;
технологичность практической деятельности аккуратность и ответственность при работе.
Средний уровень усвоение теоретического материала;
самостоятельное владение оборудованием и инструментами;
качественное выполнение практических заданий с помощью педагога.
Низкий уровень удовлетворительное владение теоретическим материалом;
владение оборудованием и инструментами при помощи педагога;
выполнение практических заданий только по образцу и при помощи педагога
Условия эффективной реализации образовательной программы.
Для эффективной реализации программного материала необходимо выполнение следующих условий:
1.Наличие обустроенного помещения для проведения занятий.
2.Наличие наглядных пособий, демонстрационного материала.
3.Использование новейших информационных технологий, методической литературы.
4.Учет возрастных особенностей и творческий подход к темам.
5.Взаимодействие с родителями, социальными партнерами, образовательными учреждениями.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Наименование тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 2 - 2
I. Бумага 6 16 22
1 Божья коровка 1 1 2
2 Открытка 1 1 2
3 Лилия 1 1 2
4 Аппликация «Аквариум» - 2 2
5 Корзинка с цветами - 2 2
6 Поляна с цветами 1 1 2
7 Фонарик 1 1 2
8 Подарочная коробка - 4 4
9 Рамка для фотографий 1 3 4
II. Папье-маше 4 26 30
1 Тарелка 1 3 4
2 Греческий кубок 1 5 6
3 Подставка для карандашей 1 3 4
4 Поросёнок 1 5 6
5 Фрукты для кукольного стола - 6 6
6 Ваза - 4 4
III. Текстиль 4 10 14
1 Вводная лекция 2 - 2
2 Подушечка для куклы 1 3 4
3 Заяц 1 3 4
4 Прихватка - 4 4
IV. Пластилин 4 6 10
1 Черепашка 1 1 2
2 Самолет 1 1 2
3 Улитка 1 1 2
4 Семья китов 1 1 2
5 Грибная поляна - 2 2
V. Соленое тесто 2 34 36
1 Подкова 1 3 4
2 Мышки с сыром - 4 4
3 Виноград - 4 4
4 Сливы - 4 4
5 Яблоки - 4 4
6 Пирожное - 4 4
7 Домовенок Кузя 1 3 4
8 Дед - 4 4
9 Курочка с цыплятами - 4 4
VI. Случайные материалы - 26 26
1 Сердце из спичек - 4 4
2 Бабочки из капрона - 2 2
3 Цветы из одноразовых стаканов - 2 2
4 Веер из вилок - 4 4
5 Подкова из кофе - 2 2
6 Сердце из кофе - 2 2
7 Игрушки из фольги - 4 4
8 Кофейный топиарий- 6 6
Итоговая выставка - презентация творческих работ - 4 4
ИТОГО: 22 122 144
2 год обучения
№ Наименование тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 2 - 2
I. Бумага 10 28 38
1 Бумага и приемы работы.
Бумажные цветы 2 2 4
2 Весенний букет 1 7 8
3 Горшочек с крокусами 1 1 2
4 Алые розы 1 1 2
5 Подсолнух 1 1 2
6 Маки 1 1 2
7 Тигровая лилия и ваза 1 1 2
8 Открытка для папы 1 1 2
9 Топиарий- 6 6
10 Светофорчик 1 1 2
11 Подарочная упаковка - 2 2
12 Творческий проект - 4 4
II. Соленое тесто 3 71 74
1 Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. 1 1 2
2 Корзина с фруктами 1 3 4
3 Мышка и сыр 1 3 4
4 Лягушка - 4 4
5 Подсолнух - 4 4
6 Подставка для яиц - 4 4
7 Поросенок - 4 4
8 Подсвечник - 4 4
9 Веселые буквы - 4 4
10 Маки - 4 4
11 Рыбки - 4 4
12 Венок из фруктов - 4 4
13 Спящие мышата - 4 4
14 Кольца для салфеток - 4 4
15 Футляры для ножей - 4 4
16 Каштан - 4 4
17 Ароматные ленточки - 4 4
18 Рябина - 4 4
19 Творческий проект - 4 4
III. пластилин - 14 14
1 Кот на клубке - 2 2
2 Собачка - 2 2
3 Тигр - 2 2
4 Утёнок - 2 2
5 Пони - 2 2
6 Зебра - 2 2
7 Жираф - 2 2
IV. Случайные материалы - 12 12
1 Божья коровка из одноразовых ложек 2 2
2 Букет гвоздик из салфеток - 2 2
3 Праздничные колокольчики из одноразовых стаканчиков - 2 2
4 Ваза из пуговиц - 2 2
5 Карандашница из газет - 4 4
Итоговая выставка-презентация творческих работ - 4 4
ИТОГО: 15 129 144
3 год обучения
№ Наименование тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 2 - 2
I. Бумага 5 27 32
1 Выполнение аппликации «Аквариум». 1 1 2
2 Фантазии из «ладошек» 1 5 6
3 Квиллинг 1 3 4
4 Цветы в стиле квиллинг1 3 4
5 Птичка в стиле квиллинг - 4 4
6 Органайзер для мелочей - 4 4
7 Шкатулка в стиле срапбукинг1 3 4
8 Открытка в стиле скрапбукинг- 4 4
II. Текстиль 1 13 14
1 Ягодка - игольница - 4 4
2 Кошка (аппликация из ниток) 1 1 2
3 Цветок из лент - 4 4
4 Такса (диванная игрушка из детских колготок) - 4 4
III. Соленое тесто 2 58 60
1 Собачка - 4 4
2 Рамка «Сердце» - 4 4
3 Корзинка с грибами 1 3 4
4 Персонаж любимой сказки 1 3 4
5 Картина «Ночь и коты» - 4 4
6 Домики из соленого теста - 4 4
7 Овечка - 4 4
8 Хозяюшка - 4 4
9 Маша и медведь - 4 4
10 Кот с авоськами - 4 4
11 Лето в деревне - 4 4
12 Смешарики- 4 4
13 Декорирование бутылки, стакана - 4 4
14 Сувенир-лебеди- 4 4
15 Салфетница - 4 4
IV. Пластилин 3 17 20
1 Магнит «Сердце» 1 1 2
2 Картина «День влюбленных» 1 1 2
3 Гроздь рябины на СД диске - 4 4
4 Бабочка на цветке - 4 4
5 Клубника - 4 4
6 Витраж из пластилина 1 3 4
V. Случайные материалы 2 8 10
1 Поделки из макарон: рамки для фотографий, декорирование коробки, вазы. 1 5 6
2 Веселые гномики и пингвины из пластиковых бутылок 1 3 4
Итоговая защита творческих проектов - 6 6
ИТОГО: 15 129 144
Примечание: при необходимости допустимо вносить изменения в последовательность изучаемых разделов, а также отдельных тем.
Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие. Игра на знакомство, рассказ об объединении. Постановка целей и задач перед детьми на учебный год. Входная диагностика.
Раздел №1. Бумага
Темы: «Божья коровка», «Лилия», «Открытка», «Аппликация «Аквариум»», «Корзинка с цветами», «Поляна с цветами», « Фонарик», «Подарочная коробка», «Рамка для фотографий».Теоретическая часть: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – каждое занятие. Рассказ о божьих коровках, и фонаре, загадки о цветах, беседа об открытках, рамках для фотографий.
Приёмы работы: сгибание, складывание, вырезание, аппликация, щелевое соединение, составление композиционных проектов.Оборудование и оснащение: презентация, цветная бумага, картон, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, восковые мелки, клей, ножницы.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения занятий: индивидуально-групповая.
Раздел №2. Папье-маше
Темы: «Тарелка», «Греческий кубок», «Подставка для карандашей», «Поросёнок», «Фрукты для кукольного стола», «Ваза».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места - каждое занятие. Способы изготовления папье-маше, назначение, возможности использования в творчестве. Рассказ о греческих кубках и вазах, сказка «Три поросенка».Просмотр мультфильма «Коробка с карандашами».
Приёмы работы: создание формы, складывание, оклеивание, оформление, декорирование.
Оборудование и оснащение: компьютер, клей ПВА, ножницы, бумага, кисти, краски, простой карандаш, непроливайка.Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения занятий: индивидуально-групповая.
Раздел №3. Текстиль
Темы: «Подушечка для куклы», «заяц», «прихватка».
Теоретические материалы: инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Виды текстиля, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки; загадки по теме занятия.
Приемы работы: кройка, вырезывание, соединительные швы, закрепляющие швы, отделочные швы, набивка, сборка.Оборудование оснащение: компьютер, ножницы, ткань, иголка, нитки.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №4. Пластилин
Темы: «Черепашка», «Самолет», « Улитка», «Семья китов», «Грибная поляна».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Свойства и виды пластилина, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки; конструктивный и скульптурный способы создания формы, их комбинирование, рассказ о черепахах и улитках, сказка о семье китов, Презентация «Всё о самолётах».
Приемы работы: создание формы, конструктивный способ, скульптурный способ, комбинированный способ, оформление, декорирование, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей..Оборудование и оснащение: компьютер, пластилин, ножницы, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №5. Соленое тесто
Темы: «Подкова», «Мышки с сыром», «Виноград», «Сливы», «Яблоки», «Пирожное», «Домовенок Кузя», «Дед», «Курочка с цыплятами».Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Свойства соленого теста, способы его изготовления, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки. Рассказы, беседы, загадки, видеопрезентации, сказки по темам. Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя».
Приемы работы: создание формы, конструктивный способ, особенности работы с плоским изображением, рельефная лепка, модульная лепка, оформление, декорирование, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей.
Оборудование и оснащение: компьютер, соленое тесто, ножницы, кисти, краски, непроливайка, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.

Раздел № 6. Случайные материалы
Темы: «Сердце из спичек», «Бабочки из капрона», «Цветы из одноразовых стаканов», «Веер из вилок», «Подкова из кофе», «Сердце из кофе», «Игрушки из фольги», «Кофейный топиарий».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Свойства и назначение различных материалов, возможности использования в творчестве, особенности их обработки; загадки, беседы познавательного и занимательного характера, творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса.
Приемы работы: сгибание, складывание, вырезывание, конструирование, создание формы, оформление, декорирование, составление композиционных проектов.Оборудование и оснащение: компьютер, клей, ножницы, картон, кисти, краски, простой карандаш, непроливайка, кофе в зернах, одноразовые вилки, спички, фольга, одноразовые стаканы. Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Итоговая выставка-презентация творческих работ. Подготовка стендовых, выставочных материалов, видео презентаций, слайд-шоу по выбору детей. Итоговая диагностика освоения программы.
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие. Коммуникативная игра. Видеопрезентация объединения. Подведение итогов прошлого учебного года. Постановка целей и задач на новый учебный год. Входная диагностика.

Раздел №1. Бумага.
Темы: «Весенний букет», «Горшочек с крокусами», «Алые розы», «Подсолнух», «Маки», «Тигровая лилия и ваза», «Открытка для папы», «Топиарий», «Светофорчик», «Подарочная упаковка».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – каждое занятие. Виды и свойства бумаги, способы ее обработки, возможности использования в творчестве. Просмотр видеопрезентации, слайд-шоу с демонстрацией интересных детских поделок из бумаги, беседы, рассказы, загадки по темам.
Приемы работы: сгибание, складывание, вырезывание, аппликация, щелевое соединение, конструирование поделок, технические модели; креповая (гофрированная) бумага – изготовление шаблонов (половинные шаблоны), гофрирование, собирание чашей, растягивание, обматывание стеблей. Оборудование и оснащение: презентация, цветная бумага, картон, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, восковые мелки, клей, ножницы.Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №2. Соленое тесто.
Темы: «Корзина с фруктами», «Мышка и сыр», «Лягушка», « Подсолнух», «Подставка для яиц», « Поросенок», «Подсвечник», «Веселые буквы» «Маки», «Рыбки», «Венок из фруктов», «Спящие мышата», «Кольца для салфеток», «Футляры для ножей», «Каштан», «Ароматные ленточки», «Рябина» Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Свойства соленого теста, способы его изготовления, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки при изготовлении объемных и полуобъемных поделок. Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. Загадки, кроссворды о животных, беседы познавательного и занимательного характера по темам занятия, творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса.
Приемы работы: создание формы, конструктивный способ, скульптурный способ, комбинированный способ, рельефная лепка, лепка на форме, модульная лепка, оформление, декорирование, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей, составление композиционных проектов.Оборудование и оснащение: компьютер, соленое тесто, ножницы, кисти, краски, непроливайка, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №3. Пластилин
Темы: «Кот на клубке», «Собачка», «Тигр», «Утёнок», «Пони», «Зебра», «Жираф».
Теоретические материалы: Техника безопасности, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса, развитие мышления.
Приемы работы: сборка, составление композиционных проектов, оформление изделий.
Оборудование и оснащение: компьютер, пластилин, ножницы, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел № 4. Случайные материалы
Темы: «Божья коровка из одноразовых ложек», «Букет гвоздик из салфеток», «Праздничные колокольчики из одноразовых стаканчиков», «Ваза из пуговиц», «Карандашница из газет».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Свойства и назначение различных материалов, возможности использования в творчестве, особенности их обработки; загадки, беседы познавательного и занимательного характера, творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса.
Приемы работы: сгибание, складывание, вырезывание, конструирование, создание формы, оформление, декорирование, составление композиционных проектов.Оборудование и оснащение: компьютер, клей, ножницы, картон, кисти, краски, простой карандаш, непроливайка, салфетки, одноразовые ложки, одноразовые стаканы, пуговицы, газеты. Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Содержание программы третьего года обучения.
Вводное занятие. Коммуникативные игры: «Клубочек», «Ассоциации», «Угадай, кого мы загадали». Видеопрезентация объединения. Подведение итогов прошлого учебного года. Постановка целей и задач на новый учебный год. Входная диагностика.
Раздел №1. Бумага
Темы: «Аквариум», «Фантазии из «ладошек»», «Квиллинг», «Цветы в стиле квиллинг», «Птичка в стиле квиллинг », «Органайзер для мелочей», «Шкатулка в стиле скрапбукинг», «Открытка в стиле скрапбукинг».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Интересные факты о бумаге, способы ее обработки, правила и приемы аппликации. Загадки, беседы познавательного и занимательного характера: «Что мы знаем о рыбах», творческое задание на развитие воображения на тему «Три желания золотой рыбке».
Приемы работы: сгибание, складывание, вырезывание, аппликация, мозаика, составление композиционных проектов.
Оборудование и оснащение: компьютер, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, кисти, краски, простой карандаш, непроливайка.Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №2. Текстиль
Темы: «Ягодка-игольница», «Кошка», «Цветок из лент», «Такса» (диванная игрушка из детских колготок).
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Виды текстиля, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки при создании плоских и объемных поделок. Загадки по темам занятия, беседы познавательного и занимательного характера: «Откуда пришли бусы», «История открытки» творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса, проблемные ситуации для самостоятельного решения (продумать лучший способ соединения деталей, подобрать материалы по фактуре и цвету и др.). Создание копилки идей.
Приемы работы: кройка, вырезывание, соединительные швы, закрепляющие швы, отделочные швы, набивка, сборка деталей (веревочное крепление, проволочный каркас), составление композиционных проектов, оформление. Оборудование и оснащение: компьютер, ленты, ножницы, нитки, иголка.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №3. Соленое тесто
Темы: «Собачка», «Рамка «Сердце»», «Корзинка с грибами», «Персонаж любимой сказки», «Картина «Ночь и коты», «Домики из соленого теста», «Овечка», «Хозяюшка», «Маша и медведь», «Кот с авоськами», «Лето в деревне», «Смешарики», «Декорирование бутылки, стакана», «Сувенир-лебеди», «Салфетница».Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Свойства соленого теста, способы его изготовления, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки. Правила и приемы создания полых объемных поделок. Загадки о животных, беседы познавательного и занимательного характера, творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса.
Приемы работы: создание формы, комбинированный способ, рельефная лепка, лепка на форме, оформление, декорирование, окрашивание, роспись, лакировка изделий, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей, составление композиционных проектов. Оборудование и оснащение: компьютер, соленое тесто, ножницы, кисти, краски, непроливайка, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №4. Пластилин
Темы: «Магнит «Сердце», «Картина «День влюбленных», «Гроздь рябины на СД диске», «Бабочка на цветке», «Клубника», «Витраж из пластилина».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Свойства и виды пластилина, особенности обработки. Создание объемных поделок конструктивным способом. Смешивание цветов. Просмотр мультфильма (отрывков) «Из жизни насекомых». Беседа познавательного и занимательного характера: «Откуда берутся бабочки», интересные факты о жизни гусениц, творческое задание на развитие воображения и расширение словарного запаса – придумать рассказ от лица гусеницы «Путешествие на другую сторону капустного листа».
Приемы работы: создание формы, конструктивный способ, модульная лепка, оформление, декорирование, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей.
Оборудование и оснащение: компьютер, пластилин, ножницы, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №5. Случайные материалы
Тема: «Поделки из макарон (рамки для фотографий, декорирование коробки, вазы)», «Веселые гномики и пингвины из пластиковых бутылок».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Свойства и назначение различных материалов, возможности использования в творчестве, особенности их обработки. Аукцион идей «Применение макарон». Просмотр слайд-шоу «Чудеса из обычных вещей», «На что способны человеческие руки». Творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса, разработка индивидуального творческого проекта.
Приемы работы: конструирование, создание формы, оформление, склеивание, декорирование, окрашивание, лакировка, разработка авторского проекта.Оборудование и оснащение: компьютер, клей ПВА, ножницы, бумага, кисти, краски, простой карандаш, непроливайка макароны, пластиковые бутылки.Место проведения занятий: кабинет, в клубе «Романтик».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Итоговая защита творческих проектов. Разработка авторских творческих проектов. Выбор техники исполнения. Подготовка стендовых, выставочных материалов, видео презентаций, слайд-шоу по выбору воспитанников. Итоговая диагностика освоения программы.
4. Методическое обеспечение программы
Приёмы и методы организации занятий.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично-поисковый; практический.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Основные виды деятельности обучающихся:
овладение различными техниками декоративно-прикладного искусства;
составление композиционных проектов;
участие в проектной деятельности.
Технологическое обеспечение программы
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития овладения детьми практическими навыками, предусмотренными программой.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией.
При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» педагога по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным воспитанникам работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным воспитанникам.
Индивидуальный труд детей во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога они самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий ребёнка, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса детей к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность воспитанников и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы образовательного процесса:
• занятия–объяснения,
• занятия общения и систематизации знаний,
• контрольно-проверочные занятия,
• комбинированные занятия,
• тестирование, защита творческих проектов,
• выставка творческих работ.
При проведении занятий учитывается:
• уровень знаний, умений и навыков воспитанников,
• самостоятельность ребенка,
• его активность,
• его индивидуальные особенности,
• особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Основные задачи, стоящие перед педагогом в течение первого года обучения:
* помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
* дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
* научить вести себя в коллективе;
* развивать мелкую моторику рук, глазомер;
* освоить приёмы владения простейшими инструментами;
* прививать культуру труда.
Работы выполняются по образцу.
Основными задачами второго года обучения являются следующие:
* расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
* освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
Основные задачи третьего года обучения:
* расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
* самостоятельное применение изобразительных техник и приёмов, использование самостоятельного творческого мышления.
Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее яркое - творческое воображение и мышление. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Кроме того занятие лепкой:
•способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
•стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
•активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
•имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
•развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально - разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития детей. Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки.
В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Ребенок научится называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
Обучающийся получит возможность научиться уважительно относиться к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством педагога элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы).
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
* виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
* деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
* необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
На каждом занятии основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Материальное обеспечение программы
Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, инструменты и материалы.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами обучения по программе «Мастерская Самоделкина» является формирование следующих УУД:
- мотивация к творческому труду;
- развитие самостоятельности;
- приобретение творческих навыков и умений, осознание их важности в настоящем времени и будущей жизни;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами обучения по программе является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- уметь анализировать задание, отделять известное от неизвестного;
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять задание по составленному плану;
- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты и явления;
- делать выводы на основе полученных знаний;
Коммуникативные УУД:
- умение работать в коллективе, умение вести диалог, умение договариваться;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться понимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя разные роли в группе, оказывать взаимопомощь в совместном решении проблемы.
Предметными результатами обучения по программе является формирование знаний и умений.
Знать:
- общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, функциональность, эстетическую выразительность;
- правила и порядок чтения чертежа схемы и наглядного изображения;
-основные приемы конструирования;
- особенности дизайна (оригинальность конструкторского строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности);
- особенности составления технологической схемы сборки модели;
- последовательность выполнения изделий в традиционных и новейших техниках, заложенных в программе;
- как организовать рабочее место;
- правила техники безопасности при работе с инструментами;
- правила работы с материалами
- свойства материалов;
- как экономно расходовать материалы;
- правила личной гигиены до работы и после неё;
- о способах оформления интерьера предметами прикладного творчества;
Уметь:
- руководствоваться общими правилами создания предметов декоративно прикладного творчества;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять самоконтроль практически выполняемых действий;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- готовить творческие работы к защите и представлять их на конкурсах;
- организовать своё рабочее место;
- осознанно подбирать доступные в обработке материалы изделий в соответствии с поставленной задачей;
- экономно расходовать используемые материалы;
- слаженно работать в паре и группе;
- соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами и приспособлениями;
- изготовить декоративное панно, сувенир к празднику.
5. Список используемой литературы для педагога
Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
Введенский В.Н. От концепции к образовательной программе/ В.Н. Введенский// Методист. - 2004. - №5
Величайшие творения человечества. Энциклопедия. Волгоград: Учитель - АСТ, 2001
Дополнительное образование детей: Концепции, локальные акты, технологии управления, методики организации образовательного процесса//Библиотечка журнала «Вестник образования России». М.- 2006.
Примерные программы внеурочной деятельности (Начальное и основное образование) Под редакцией В.А. Горского – Москва «Просвещение» 2011.
Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами/ Е.А. Румянцева. – Изд.2-е – М.: «Айрис-пресс», 2005.
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
http://www.sol.ruСписок используемой литературы для обучающихсяБ.Казагранда «Поделки из соленого теста»
М.А. Гусакова «Аппликация»
А.Багрянцева «Домашние любимцы из пластелина»
Приложение АТест на диагностику творческого потенциала (креативности)
Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредотачиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала.
Инструкция
Выберите один из вариантов ответов.
Тест.
1.Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?
а) да;
б) откуда у меня могут быть такие идеи?
в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) очень маловероятно;
в) может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?
а) конечно;
б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
в) чаще не уверен, чем уверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?
а) да, всякое неизвестное меня привлекает;
б) нет;
в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) что получится, то и хорошо;
в) если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, надо учиться основному;
в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;
в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию надо выбирать исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет;
в) если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?
а) да;
б) нет;
в) вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
а) да;
б) нет;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны сделанным;
в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
16. Когда вы один, вы:
а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть и абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) только наедине;
в) только там, где есть тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:
а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка результатов теста.
Баллы начисляются по следующей схеме:
Ответ «а» - 3 балла, «б» - 1, «в» - 2 балла.
Интерпретация результатов теста.
48 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны разнообразные формы творчества.
18 – 47 баллов – у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного суждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.