Методическая разработка открытого урока-путешествия Добро пожаловать в подземный мир по Рудничному транспорту(тема: Скребковые конвейеры)


КМҚК «ЖІТІҚАРА ПОЛИТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ»
КГКП «ЖИТИКАРИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Жалпытехникалық және тау кен пәндердің циклдық комиссиясы
Цикловая комиссия общетехнических и горных дисциплин

циклдық комиссиясында БЕКІТЕМІН БЕКІТЕМІН
ҚАРАЛДЫ директордың оқу директордың оқу іс жөніндегі
______________________ әдістемелік іс жөніндегі орынбасары ______________
орынбасары
Хаттама № ___________________ « » 20 ж.
« » 20 ж.
Методическая разработка
Урок-путешествие «Добро пожаловать в подземный мир»
По предмету «Рудничный (карьерный) транспорт»
Тау - кен және жалпы техника
пәнінің оқытушысы Виноградова Ю.Я.
2015-2016 оқу жылы
Жітіқара қаласы

Күні, айы / Дата 25.02.16 Тобы / Группа НГЭ-14
Пән / Предмет Рудничный (карьерный) транспорт
Тақырып / Тема : Скребковые конвейеры. Раздел: «Конвейерный транспорт»
Сабақтың мақсаттары / Цели урока :
Білімдік / Образовательная
Ознакомиться с понятием, классификацией, основными узлами скребковых конвейеров, их типами и областями рационального применения.
Дамытушылық / Развивающая
Научиться подбирать рациональный тип скребкового конвейера для конкретных горно-геологических условий.
Тәрбиелік / Воспитательная
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
Задачи:
Работать как единый коллектив в команде
Применить в ходе урока критическое мышление
Расширить профессиональное самосознание
Сабақтың түрі / Тип урока: Урок -путешествие.
Әдістер / Методы : частично- поисковый, наглядный, словесный.
Технология: Информационно – коммуникационная, критического мышления, уровневой дифференциации
Сабақтың көрнектілігі / Оборудование : Интерактивная доска, презентация power point, макет скребкового конвейера, видеофильм, учебная литература, фотографии, схемы.
Предварительная работа: Оформить кабинет, подготовить презентацию, принести необходимые вещи для поддержания темы (фонари, каски и т.д.)
Сабақтың жоспары / План урока :
Ұйымдастыру кезең / Орг. момент
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Жаңа тақырыпққа дайындық / Подготовка к изучению нового материала
Просмотр видеофильмаЖаңа тақырыппен танысу / Изучение нового материала
Назначение, классификация, область применения, достоинства и недостатки скребковых конвейеров (презентация power point)
Основные узлы скребкового конвейера (презентация power point)
концевая станция
рештачный став
цепь со скребками
приводная станция
Марки конвейеров (учебник Татаренко А.М. стр 26)
Тема: Скребковые конвейеры.
План урока:
Назначение, классификация, область применения, достоинства и недостатки скребковых конвейеров (презентация power point)
Основные узлы скребкового конвейера (схемы,фото, макет)
Марки конвейеров (учебник Татаренко А.М. стр 26)
1. Скребковый конвейер —транспортирующее устройство непрерывного действия, в котором перемещение насыпных грузов осуществляется по неподвижному желобу — рештаку с помощью скребков, закрепленных на одной или нескольких тяговых цепях.

Скребковые конвейеры широко распространены во многих отраслях экономики, особенно в угольной промышленности.
Достоинства скребковых конвейеров:
высокая прочность
способность выдерживать большие ударные нагрузки
простота удлинения и укорачивания става
возможность работы по трассе c искривлениями в вертикальной и горизонтальной плоскостях при сложной гипсометрии почвы
возможность пуска и работы co значительными перегрузками (в условиях завала).
Hедостатки скребковых конвейеров:
интенсивный износ рештачного става и тягового органа
высокая энергоёмкость транспортирования
измельчение перемещаемого груза
Классификация скребковых конвейеров
по назначению
подземные скребковые конвейеры (для угольных и рудных шахт)
скребковые конвейеры общего назначения (для поверхности шахт и обогатительных фабрик)
специальные скребковые конвейеры (применяемые в горнотранспортных машинах)
по характеру выполняемых функций
доставочные скребковые конвейеры (только транспортировка)
агрегатные скребковые конвейеры (работают в комплексе с другими выемочными агрегатами, кроме транспортирования другие функции)
тормозные скребковые конвейеры (спуск угля по выработкам с большим углом наклона)
по виду привода
скребковые конвейеры с электрическим приводом
скребковые конвейеры с пневматическим приводом
скребковые конвейеры с гидравлическим приводом
по типу тяговой цепи
скребковые конвейеры с роликовтулочной цепью
скребковые конвейеры с разборной цепью
скребковые конвейеры с круглозвенной цепью
по расположению рабочей ветви
скребковые конвейеры с верхней рабочей ветвью
скребковые конвейеры с нижней рабочей ветвью
скребковые конвейеры с двумя рабочими ветвями

по способу перемещения конструкции
разборные скребковые конвейеры(СР)
Передвижные скребковые конвейеры(СП)
2. Основные узлы скребкового конвейера
Рештачный став
Цепь со скребками
приводная станция
концевая станция
Рештачный став - скребкового конвейера собирают из отдельных рештаков (длина 1-2,5 м) — штампованных, чаще сварных желобов, состоящих из двух профильных боковин и днища, разделяющего верхние и нижние ветви тягового органа. 
Рабочий орган конвейера – тяговая цепь с прикрепленными к ней скребками.
Приводная станция конвейера предназначена для приведения в движение ленты и расположенного на ней груза. Приводная станция состоит из электродвигателя, редуктора с цилиндрической или конической передачей, барабана и муфт, соединяющих двигатель с редуктором и редуктор с валом барабана. В наклонных конвейерах приводная станция снабжается тормозным устройством или остановами ( храповыми, роликовыми), препятствующими обратному движению ленты под действием груза при выключенном двигателе.
Концевая станция - служит для создания замкнутого контура и создания натяжения скребковых цепей, может располагаться как в хвостовой части конвейера, так и за приводной станцией.
3. Заполнение таблицы по учебнику Татаренко А.М. стр 26
Таблица – Типаж скребковых конвейеров
Тип Как расшифровывается? Для чего предназначен? Где применяется? Основные элементы конструкции
СК-38Р
С53
СР-70
СП-64
СП-63М
СПМ-87
СП-30 Жаңа тақырыптың түсуін тексеру / Проверка понимания нового материала
Работа со схемами и фотографиями
Укажите элементы на схеме
Дополните определения
Білімді бекіту / Закрепление знаний и способов действий
Заполнение таблицы по учебнику Татаренко А.М. стр 26
Таблица – Типаж скребковых конвейеров
Тип Как расшифровывается? Для чего предназначен? Где применяется? Основные элементы конструкции
СК-38Р
С53
СР-70
СП-64
СП-63М
СПМ-87
СП-30 Қорытынды / Подведение итогов занятия
Что нового, интересного узнали?
Справились ли с поставленными целями?
Рефлексия по 3 секторам: положительные, отрицательные, непонятные эмоции
Үй жұмысы туралы бағдарламалау / Информация о д/з,
Доработать дома таблицу. Выучить новый материал, подготовиться к лабораторно-практической работе (Карандаш, линейка, миллиметровка), Лит. Татаренко А.М. «Рудничный транспорт» стр 26
Самоанализ открытого урока
Преподаватель: Виноградова Юлия Яковлевна
Методическая тема:«Эффективность применения нестандартного метода обучения при подготовке специалистов».
Педагогическая технология:Дифференцированный подход при проведении учебных занятий
Группа: нГЭ-14
Кол – во учащихся: 25
Характеристика группы: средняя
Тема: «Скребковые конвейеры. Раздел: «Конвейерный транспорт»»
Дата: 25.02.2016
Цели урока: 
Ознакомиться с понятием, классификацией, основными узлами скребковых конвейеров, их типами и областями рационального применения. Образовательная: 
Научиться подбирать рациональный тип скребкового конвейера для конкретных горно-геологических условий.
Развивающая: 
Научиться подбирать рациональный тип скребкового конвейера для конкретных горно-геологических условий.
Воспитательная: 
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
Тип: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Вид: нетрадиционный, урок -путешествие, интерактивный
Методы: частично- поисковый, наглядный, словесный.
Технология: Информационно – коммуникационная, критического мышления, уровневой дифференциации
Формы работы: работа в группах, деловая игра.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация powerpoint, макет скребкового конвейера, видеофильм, учебная литература, фотографии, схемы.
Предварительная работа:Оформить кабинет, подготовить презентацию, принести необходимые вещи для изучения темы (макет, фонари, каски и т.д.)
Урок состоял из 7 этапов:
Организационный момент.
Подготовка к изучению нового материала - Просмотр видеофильма «Работа в шахте»
Жаңа тақырыппен танысу / Изучение нового материала
Назначение, классификация, область применения, достоинства и недостатки скребковых конвейеров (презентация powerpoint)
Основные узлы скребкового конвейера (презентация powerpoint)
Марки конвейеров (учебник Татаренко А.М. стр 26)
Жаңа тақырыптың түсуін тексеру / Проверка понимания нового материала
Білімді бекіту / Закрепление знаний и способов действий - Заполнение таблицы по учебнику Татаренко А.М. стр 26. Таблица – Типаж скребковых конвейеров
Тип Как расшифровывается? Для чего предназначен? Где применяется? Основные элементы конструкции
СК-38Р
С53
СР-70
СП-64
СП-63М
СПМ-87
СП-30 Қорытынды / Подведение итогов занятия - Үй жұмысы туралы бағдарламалау / Информация о д/з.
Урок начался с приветствия, фиксации отсутствующих; проверки внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. На данном этапе были озвучены тема, цели и план урока. На данном этапе ученики комфортно и уверенно чувствовали себя, что очень хорошо отразилось на дальнейшей работе.
На втором этапе мы «спустились» в шахту с работниками, в фильме «Работа в шахте». Здесь мы внедрились в обстановку изучения нового материала. Предельно ясно определили условия работы рудничного транспорта и горных машин. Увидели, какой вид транспорта, применяется при добыче полезного ископаемого под землей. Благодаря видеофильму, ребятам было очень интересно и доступно подойти к изучению новой темы.
На следующем этапе мы приступили к изучению новой темы «Скребковые конвейеры». План изучения новой темы начался со след. вопросов: назначение, классификация, область применения, достоинства и недостатки скребковых конвейеров. Все эти вопросы были оформлены в презентации power point. На данном моменте я использовала технологию критического мышления. По определению, назначению и классификации, учащиеся определяли основные достоинства и недостатки скребковых конвейеров. Подобный метод стимулирует мышление учащихся, облегчает запоминание при выделении главного на теоретических занятиях.
Следующий пункт плана изучения нового материла - это основные узлы скребкового конвейера. Работа со схемами основных узлов. Здесь я использовала наглядный метод изучения темы. Показала все основные узлы на макете ППН. Данный метод способствует развитию памяти, мышления, воображения и пониманию нового материала.
Работа со схемами и фотографиями: Укажите элементы на схеме, Дополните определения и т.д.На данном этапе я использовала технологию уровневой дифференциации. На интерактивной доске были показаны задания разного уровня. Начиная с простых, затем средние и сложные: дополните определения, назовите основные узлы на фото, укажите элементы на схемах. Данная технология способствует успешному закреплению полученных знаний.
На 5 этапе студенты самостоятельно заполняют «концептуальную таблицу». Данный метод необходим, для того чтобы провести сравнение нескольких типов скребковых конвейеров по вопросам: Как расшифровывается марка; Для чего предназначен; Где применяется; Основные элементы конструкции. Затем провели обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение параметров.
На 6 этапе подвели итоги, учащиеся оценили себя по 3 секторам: положительные, отрицательные, непонятные эмоции. Что нового, интересного узнали? Справились ли с поставленными целями?
Доработать дома таблицу. Выучить новый материал, подготовиться к лабораторно-практической работе (Карандаш, линейка, миллиметровка), Лит. Татаренко А.М. «Рудничный транспорт» стр 26
Подводя итоги проведенного урока, могу сказать, что урок прошел интересно, познавательно и эффективно. Данная нестандартная форма - «Урок-путешествие», положительно влияет на познавательную деятельность учащихся, что способствует, хорошему усвоению нового материала. Проводила урок с огромным удовольствием! Все ученики с интересом слушали тему. Было много положительных моментов, а именно дети активно участвовали в обсуждении темы, показали свои знания при понимании и закреплении новой темы, на хорошем уровне. Учащимся урок очень понравился и мне тоже, считаю, что поставленные цели урока были достигнуты, этапы выдержаны!