Урок «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ»

МОУ «Семеновская средняя
общеобразовательная школа»
Учитель Петровская Г.А.


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ»

Цели:
1. Создать условия для ознакомления учащихся со спецификой нового учебного предмета, его целями и задачами.
2. Формировать умение работать с учебником и читательским дневником.
3. Заинтересовать новым учебным предметом.


Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
А.Блок

Стадия вызова:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова ходим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
ЛИТЕРАТУРИЯ!

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы его назовем первым, вводным, т. е. самый первый урок по новому для вас предмету  литературе. Почему же он называется вводным? (звучат предположения детей, которые можно записывать на доске: самый первый, урок-знакомство, вводит в мир новых знаний и т.д.)
Чем же мы будем заниматься на нашем первом уроке?
А на остальных уроках литературы?

Спасибо за интересные и умные ответы, и за веселые ответы тоже. А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Верите ли вы, что» (ответы «да» (хлопнуть в ладони) или «нет» (топнуть ногами)
кабинет литературы отличается от других учебных помещений?
учебник литературы отличается от других учебников?
читающий и понимающий литературу человек - интересный?
предмет литература не нужен для сдачи экзаменов?
литература помогает в жизни?
важно и полезно дружить с книгой?

Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку? Посмотрите на портрет этого замечательного русского поэта, с произведениями которого мы еще познакомимся на наших уроках.

Стадия осмысления:
Беседа о прочитанном летом.
На слайдах появляются иллюстрации к произведениям: «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина, «Тимур и его команда» А.Гайдара, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Робинзон Крузо» Д.Дефо и др. - 5-7 иллюстраций.
Задание: 1) узнать произведение и автора, 2) сжатый пересказ эпизода произведения, изображенного на картинке.
Какие еще произведения были вами прочитаны?
Какие из них вы порекомендовали бы своим друзьям? Почему?

Знакомство с Читательским дневником.
Первую запись в Читательском дневнике ребятам предстоит выполнить на одном из библиотечных уроков, посвященном ведению Читательского дневника. На вводном уроке целесообразно мотивировать ребят на эту работу и показать Читательские дневники шестиклассников. Тогда они с нетерпением будут ждать первый библиотечный урок.
Ребята, а кто из вас с удовольствием посещает библиотеку?
Книги какой тематики вы чаще всего выбираете там?
О самых интересных и полезных книгах, прочитанных вами самостоятельно, вы сможете написать в Читательском дневнике. А те, кто любит рисовать, смогут изобразить в них своих любимых героев. (показ Читательских дневников шестиклассников)

Физкультминутка (под минусовку «В гостях у сказки»)
Прыгните 5 раз на правой ноге те, кто любит сказки.
Хлопните 5 раз над головой те, кто любит читать фантастические рассказы.
Поверните голову вправо-влево 4 раза те, кто знает сказку «Аленький цветочек».
Прыгните 5 раз на левой ноге те, кто знает стихотворение о природе.
Покажите, как взлетали гуси-лебеди.
Покажите, как тянулась за яблочком сестрица Аленушка.

      
Знакомство с учебником-хрестоматией «Литература 5 класс» (автор В. Я. Коровина и др.) (два варианта знакомства с учебником – учитель может использовать любой: традиционный или игровой)

Вариант 1
Кто авторы учебника?
Какие художники оформляли книгу?
Какие разделы есть в учебнике?
Для какой цели помещен краткий словарь литературоведческих терминов?
Какую роль играют сноски?
Для чего предназначены статьи, помещенные после изучаемых произведений?
Какова роль вопросов и заданий? Чему они помогают?
Что такое форзац и как он связан с содержанием книги?
Вариант 2
(Если класс творческий, активный – это выясняется на первых этапах урока – можно предложить им выступить с рекламой учебника литературы – индивидуально или в составе группы, но для рекламы надо внимательно рассмотреть учебник и подумать, что следует о нем сказать и в какой форме)
 Чтение вступительной статьи вслух. Подчеркиваем незнакомые слова!
Кто может объяснить, что обозначают данные слова?
Давайте посмотрим, какое толкование дается им в словаре Ожегова (на слайде, карточках или прочитать вслух).

Словарная работа
Нравственность – внутренние духовные качества человека (милосердие, сострадание, доброта, справедливость, честность и т.д.), правила поведения.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.
Реальные – действительно существующий, не воображаемый.
Критик – человек, занимающийся критикой: обсуждением, разбором чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки.
(по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Что хотели нам сказать авторы учебника в статье?
Так ли просто стать настоящим читателем?

Литературоведение:
Существуют ли специальные слова в литературе? Можете ли вы их назвать?
Задание: Внимательно прочитайте литературоведческие термины и подчеркните те из них, которые вам знакомы и вы могли бы их объяснить.
(Термины могут быть показаны на слайде и распечатаны для каждого ребенка на цветном принтере)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Какие молодцы! Вы пришли в мир художественной литературы не с пустыми руками.
Стадия рефлексии:
Литература – это. (записать 4-5 определений-ассоциаций)

Заключительное слово учителя:
Литература в жизни человека играет большую роль, это известно человеку с давних времен. Вдумчивое чтение книги – это всегда творчество или сотворчество. Научиться понимать книги, научиться мыслить, думать нам помогут уроки литературы.
Спасибо за работу на уроке, было очень приятно с вами сотрудничать.

Домашнее задание: подобрать пословицы о книгах, записать их в тетрадь или придумать рассказ по одной из них

Список литературы:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2001.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.