РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ТЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВ

Разработка

методического объединения педагогов дополнительного образования детей МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» Джанкойского района

Тема «Использование современных педагогических технологий на занятиях кружка»

Цель:
-повышение уровня компетентности педагогов дополнительного образования детей центра в вопросах применения современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса через умение использовать на занятиях кружков различные современные педагогические технологии.

План проведения:
1 Использование современных педагогических технологий на занятиях кружка

Доклад: Пышкина В.И. – методист центра

2 Разработка моделей занятий кружков с использованием современных педагогических технологий
Педагоги дополнительного образования

3 Обмен опытом

Темы выступлений:

Использование методов проектов на занятиях кружка «Биология с основами исследовательской работы»
Использование современных информационных и коммуникативных технологий в образовании
Дидактическая игра как важное педагогическое средство активизации процесса обучения в учебном коллективе экологического агиттеатра
Использование здороьесберегающих технологий на занятиях туристско-краеведческого кружка


Подведение итогов





Доклад «Использование современных педагогических технологий на занятиях кружка»

Пышкина В.И.- методист центр


« Если учитель не научился анализировать
факты и сознавать педагогические явления,
то повторяющиеся из года в год дела
кажутся ему скучными, однообразными,
он теряет интерес к собственному труду
Сущность педагогического опыта
заключается в том, что перед учителем каждый год открывается
что-то новое, и в стремлении постигнуть
новое раскрываются его творческие силы»
В.А. Сухомлинский

Современным ученикам нужен современный подход. Учитель должен идти в ногу со временем, чтобы донести свои знания до учащихся, поэтому использование технологий в преподавательской практике просто необходимо в наше время.
Технологии могут применяться как для обучения, так и для воспитания.
Можно ли использовать традиционные методы обучения ?
Да, можно. НО традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата.
Каждый педагог должен выработать свою систему методик, приёмов и способов обучения. То есть каждый формирует «свою» технологию, и следует им по неписаным правилам своего опыта преподавания.
Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Или как перенести в условия внешкольного образования «чужую» технологию обучения?
Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня
*Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

*Успешность применения современных технологий зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Причины выбора инновационных технологий
Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс.
Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному кружку
Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к педагогу и детей друг к другу.
Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Современные образовательные технологии



Название технологий

1.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.
Педагогика сотрудничества

1.2.
Гуманно-личностная технология

2
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса


2.1
Технология индивидуализации и дифференциации обучения

2.2
Технология программного обучения

2.3
Групповые технологии.

2.4
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

2.5
Технология с использованием опорных схем при комментируемом управлении

3
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

3.1
Игровые технологии

3.2.
Проблемное обучение

3.3
Проектно-исследовательские

4.
Технология развивающего обучения

4.1.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

4.2.
Технология саморазвивающего обучения

5
Здоровьесберегающие технологии


Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной групповой работы, дифференцированные упражнения, контрольные задания, тесты и др.
Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали применяться и в практике дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятие с группой детей – групповой технологией), (применение игровой деятельности - игровой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса. Поэтому чрезвычайно важно научиться внедрению новшеств в образовательный процесс. Благодаря этому порой один педагог не сможет сделать то, что под силу коллективу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать современную реальную методическую помощь.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс, должен знать:

- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);

- теоретическое обоснование планируемых результатов:

- этапы освоения новой технологии;

- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;

методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.

концептуальную основу той технологии, которую будет реализовать педагог.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью.
Для дополнительного образования представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой:

- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);

- воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

В основе технологии лежат организационные принципы:

- социально полезная направленность деятельности детей и взрослых;

- сотрудничество детей и взрослых;

- романтизм и творческий подход к делу.

Педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

- применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

- проводить и анализировать учебные занятия, построенные новой технологии;

- научить детей новым методам работы;

- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

- разбудить активность детей;

- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

- подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Для этого необходимо создать педагогическую среду, влияющие на разные аспекты и стороны развития личности:
- создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту;
-создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. ;
- создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

Мастер осознает особое пространство, обеспечивающее деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме:

- Здесь нет места скуке, пассивности и страха ожидания наказания

-Здесь ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: правило, закон, или - выведенное самостоятельно понятие.

- Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.

- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.


Рассмотрим модель одного из занятий кружка, где можно применить различные педагогические технологии
Тип занятия: комбинированный

 Этап занятий
Варианты использования образовательных технологий
Метод и приёмы

Актуализация
опорных
знаний
Игровые технологии
Создание игровой ситуации.


Педагогика сотрудничества
Совместная деятельность.
Эвристическая беседа.


Здоровьесберегающая технология
Психофизическая тренировка (настрой на занятие).
Алгоритмическая разминка.

Сообщение темы
и целей
занятия
Проблемное  обучение
Создание проблемной ситуации


Педагогика сотрудничества
Работа в группах, парах.
Эвристическая беседа.


Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)

Работа по
теме
занятия
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая, парная работа.


Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.


Компетентностно-ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах, парах.


Информационно-коммуникативные технологии
Знакомство с новым материалом на ПК
. Разноуровневые задания. 


Развивающее обучение
Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения. 


Игровые технологии
 Игровая ситуация.


Проблемное  обучение
 Создание проблемной ситуации.

Физминутка
Здоровьесберегающая технология
Гимнастика для тела,  слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.

Индивидуальная (самостоя-тельная) работа
Индивидуальный и дифференцированный подход
Разноуровневые задания.


Информационно-коммуникативные технологии
Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.

Подведение итогов
занятий
Педагогика сотрудничества
Коллективный вывод.
Подведение итогов в паре.


Гуманно-личностная  технология 
Создание ситуации успеха.

Рефлексия
Гуманно-личностная  технология 
Создание ситуации успеха.


Здоровьесберегающая
Тренинг «Я смогЧто получилось?»





Обмен опытом:

Выступление педагогов дополнительного образования детей по следующей тематике:

1. Использование методов проектов на занятиях кружка «Биология с основами исследовательской работы
2. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в образовании
3. Дидактическая игра как важное педагогическое средство активизации процесса обучения в учебном коллективе экологического агиттеатра
4. Использование здороьесберегающих технологий на занятиях туристско-краеведческого кружка


Подведение итогов




Подготовила Пышкина В.И., методист
МОУ ДОД « Эколого-биологический центр»
Джанкойского района







15